ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф04-2783/2009 от 25.05.2009 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 июня 2009 года

(резолютивная часть постановления оглашена 25.05.2009)

Дело № Ф04-2783/2009 (6067-А46-40)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Чапаевой Г.В.,

судей Комковой Н.М.,

Перминовой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании с участием представителей сторон:

от общества с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» - Казанцев М.Н. по доверенности от 12.05.2009,

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области – Золотарева А.А. по доверенности от 12.02.2009 (после перерыва представитель не явился),

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» на постановление от 13.03.2009 (судьи Е.П. Кливер, О.Ю. Рыжиков, Н.Е. Иванова) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-19775/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области о признании недействительным решения от 22.08.2008 № 268,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Ликеро-водочный завод «ОША» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Омской области (далее – Инспекция) о признании недействительным решения от 22.08.2008 № 268.

Решением от 22.12.2008 (судья С.Г. Захарцева) Арбитражного суда Омской области требования Общества удовлетворены.

Постановлением от 13.03.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 22.12.2008 Арбитражного суда Омской области отменено, принят по делу новый судебный акт: в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. Инспекция возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыва.

В судебном заседании 18.05.2009 суд определил объявить перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Судебное заседание 25.05.2009 было продолжено в 9-00.

Судами и материалами дела установлено следующее.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2008, представленного 29.04.2008 Обществом.

По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 21.07.2008 № 243 и с учетом возражений Общества принято решение от 22.08.2008 № 268 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом Обществу был доначислен земельный налог в размере 1 361 700 руб., пени в размере 55 625 руб., также предложено внести необходимые изменения в бухгалтерский учет.

Общество, не согласившись с принятым решением Инспекции, обжаловало его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно произвел исчисление суммы авансовых платежей по земельному налогу за 1 квартал 2008 года на основании кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной согласно Указа Губернатора Омской области № 110 от 19.06.2003, а не на основании Постановления Правительства Омской области № 174-п от 19.12.2007 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее – Постановление № 174-п), в связи с чем произведенное налоговым органом доначисление авансового платежа по земельному налогу за 2008 год и начисление пеней не основаны на законе. Суд первой инстанции пришел к выводам, что Постановление № 174-п на момент проведения кадастровой оценки не было утверждено, поскольку 26.11.2008 в него были внесены изменения (а именно, - Постановление № 174-п было дополнено таблицей «кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году»; что Постановление № 174-п в части установления кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска является нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога на территории города Омска, в связи с чем на него распространяются положения статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и оно (Постановление № 174-п) подлежит применению с 01.01.2009.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и от 08.04.2000 № 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, регулируют не налоговые, а земельные отношения, и в силу пункта 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к актам, содержащим нормы земельного права, в связи с чем на них не распространяются нормы статьи 5 НК РФ. Суд апелляционной инстанции отметил, что указанная правовая позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации № 18-Г02-12 от 09.12.2002 и письме Минфина Российской Федерации № 03-05-04-02/65 от 22.10.2008.

Также суд апелляционной инстанции, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000, Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 39 от 15.02.2007, Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Постановление № 174-п на момент проведения кадастровой оценки не было утверждено, поскольку 26.11.2008 в него были внесены изменения, заключающиеся в дополнительной таблице «кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году», тогда как до внесения названных изменений расчет кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением № 174-п осуществлялся путем умножения площади каждого земельного участка на удельный показатель, установленный Постановлением № 174-п.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции, основанный на положениях статей 2, 390, 391 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 945 от 25.08.1999, Постановлении Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000 (утвердившем Правила проведения государственной кадастровой оценки земель), что нормативный акт органа исполнительной власти, которым утверждена кадастровая стоимость земель, регулирует земельные правоотношения, а не налоговые, как утверждает налогоплательщик.

При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, в силу прямого указания статьи 390 НК РФ относятся к земельному законодательству Российской Федерации.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 № 216-ФЗ).

Таким образом, плательщики земельного налога за 2008 год обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 01.03.2008 (статьи 391, 396 НК РФ).

Кассационная инстанция считает необоснованным довод Общества о том, что Постановление № 174-п противоречит положениям статьи 5 НК РФ, поскольку, по мнению налогоплательщика, является нормативным правовым актом о налогах и сборах.

Согласно статьи 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Постановление № 174-п касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в статье 2 НК РФ.

В соответствии со статьей 4 НК РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях. Издание исполнительным органом субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов о кадастровой стоимости земель не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Постановление № 174-п, как указывалось выше, в силу прямого указания статьи 390 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельному законодательству Российской Федерации.

То обстоятельство, что утвержденная постановлением кадастровая стоимость земель используется налогоплательщиками и налоговыми органами в целях исчисления земельного налога, само по себе не свидетельствует о том, что Постановление № 174-п является правовым нормативным актом о налогах и сборах.

Кроме того, кадастровая стоимость может использоваться также при определении цены земельного участка (статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Суд кассационной инстанции также считает необходимым отметить следующее.

Статья 5 НК РФ устанавливает порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

При этом одним из обязательных условий является их опубликование не позднее месяца до наступления соответствующего налогового периода.

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год (статья 393 НК РФ).

Если признать верным вывод налогоплательщика, поддержанный судом первой инстанции, что нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший кадастровую стоимость земель, относится к актам законодательства о налогах, то указанный акт должен быть опубликован в рассматриваемом случае до 01.12.2007.

В то же время в соответствии с пунктом 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).

То есть, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008 подлежала доведению до сведения налогоплательщиков до 01.03.2008.

Таким образом, из вывода налогоплательщика относительно отнесения нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего кадастровую стоимость земель, к актам законодательства о налогах, непосредственно следует вывод о том, что, с одной стороны данный акт должен быть (в рассматриваемом случае) опубликован до   01.12.2007, с другой стороны – данный акт должен быть доведен до сведения налогоплательщиков до 01.03.2008.

Поскольку опубликование нормативного правового акта является достаточным условием доведения его до сведения налогоплательщиков (так как понятие «опубликование» включает в себя понятие «доведение до сведения» исходя из содержания указанных действий), то признание довода налогоплательщика верным делает бессмысленным (недействующим) пункт 14 статьи 396 НК РФ, так как доведение до сведения налогоплательщиков нормативного акта до 01.03.2008 происходит всегда при его опубликовании до 01.12.2007.

То обстоятельство, что доведение до сведения должно быть осуществлено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не имеет значения, поскольку при опубликовании нормативного правового акта отсутствует необходимость доводить его до сведения каким-либо дополнительным путем.

Таким образом, законодатель установил в статье 396 НК РФ особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно статьи 5 НК РФ, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, регулируют земельные отношения.

На основании изложенного суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции, что доводы налогоплательщика относительно квалификации нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего кадастровую стоимость земель, как акта законодательства о налогах, основаны на неверном толковании норм права.

Суд кассационной инстанции также поддерживает вывод суда апелляционной инстанции, основанный на положениях статей 390, 391, 396 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 945 от 25.08.1999, Постановлении Правительства Российской Федерации № 316 от 08.04.2000 (утвердившем Правила проведения государственной кадастровой оценки земель), что Постановлением № 174-п, которым были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр., кадастровая стоимость земель была утверждена до 01.01.2008.

При этом суд кассационной инстанции исходит из следующего.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Согласно Закону Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08.02.2006 № 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4)

Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» приняло Постановление № 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.

Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.

К видам разрешенного пользования согласно приложения к Постановлению № 174-п были отнесены:

-земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки;

-земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки;

-земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок;

-земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений;

-земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

-земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц;

-земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии;

-земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения;

-земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

-земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;

-земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов;

-земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте;

-земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов;

-земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами;

-земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.

Таким образом, Постановлением № 174-п в редакции от 19.12.2007 была утверждена стоимость 1 квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного пользования, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как верно установил суд апелляционной инстанции, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению № 174-п в редакции от 19.12.2007 осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.

Указанный вывод суда апелляционной инстанции (относительно возможности определения кадастровой стоимости земельного участка с учетом Постановления № 174-п в редакции от 19.12.2007) Обществом в кассационной жалобе не опровергнут.

Ссылки Общества на Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 39 от 15.02.2007, Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Административный регламент), утвержденный Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 215 от 28.06.2007, не могут быть приняты как обоснование законодательно установленной обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждать кадастровую стоимость каждого отдельного взятого земельного участка в связи с неверным толкованием налогоплательщиком положений указанных подзаконных актов.

То обстоятельство, что одной из первых административных процедур при проведении государственной кадастровой оценки земель является формирование перечня земельных участков, не является доказательством нормативно установленной обязанности органа исполнительной власти по утверждению кадастровой стоимости каждого земельного участка согласно перечня. Кроме того, как следует из приложения № 1 к Административному регламенту, перечень земельных участков формируется внутри  каждого кадастрового квартала с указанием номера участка, видов разрешенного и фактического пользования, площади в кв.м., сведений о правах и т.п. в целях, перечисленных в пункте 6.4. Административного регламента, - для использования сведений при определении кадастровой стоимости (при этом отсутствует указание на использование указанных сведений при утверждении кадастровой стоимости).

Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.

Буквальное прочтение (толкование) указанного пункта Административного регламента означает, что под сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, представляемой на утверждение, понимаются результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, что подтверждает соответствующие выводы суда апелляционной инстанции. 

Ссылка Общества на пункт 14 статьи 396 НК РФ не может быть принята, поскольку она основана на неверном толковании норм права.

В соответствии с указанным пунктом статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).

В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 НК РФ Правительство Российской Федерации путем принятия Постановления № 52 от 07.02.2008 установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона «О государственном земельном кадастре». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

С учетом изложенного довод налогоплательщика об отсутствии доказательств доведения до его сведения кадастровой стоимости земельных участков не может быть принят, поскольку не основан ни на нормах права, ни на доказательственной базе.

Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента, к административным процедурам проведения государственной кадастровой оценки земель, в частности относятся:

- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение (то есть, из буквального содержания следует, что в результате работ по определению кадастровой стоимости земельных участков на утверждение представляются результаты кадастровой оценки земель, а не земельных участков);

- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;

разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

Управление Федерального агентства кадастра недвижимости по Омской области не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, как указывает в кассационной жалобе Общество, а, руководствуясь Постановлением № 174-п, внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации № 52 от 07.02.2008 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков.

Суд кассационной инстанции не принимает ссылку представителя Общества на иной порядок утверждения кадастровой стоимости земель в других субъектах Российской Федерации как доказательство того, что Правительство Омской области, принимая Постановление № 174-п в редакции от 19.12.2007, допустило ошибку, не утвердив кадастровую стоимость каждого отдельного взятого земельного участка. Суд учитывает не только вышеперечисленные нормы права, отсутствие ссылок заявителя на конкретные нормативные правовые акты, но и содержание соответствующих актов субъектов Российской Федерации, касающихся утверждения кадастровой стоимости земель (в том числе,  Распоряжение Правительства Тюменской области от 30.11.2006 № 1281-рп, Постановление Правительства Москвы № 1046-пп от 04.12.2007, Постановление Правительства Пермского края № 91-п от 11.05.2007, Постановление Кабинета министров Республики Адыгея № 194 от 30.11.2007, Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области № 519 от 27.11.2008 и др.). 

Поскольку суд установил, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения (квартала) и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Омской области 19.12.2007, то есть, до начала налогового периода 2008 года, и Постановлением № 174-п был утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости земель по видам разрешенного пользования, а не минимальная и максимальная стоимость земель, то ссылка Общества на Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 11279/08 и от 09.12.2008 № 6113/08 не может быть принята в связи с наличием существенных отличий в обстоятельствах дел.

То обстоятельство, что в ноябре 2008 в Постановление № 174-п были внесены изменения, не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена на 01.01.2008 с учетом, в том числе, того, что приложение № 2 к Постановлению № 174-п, утвержденное в ноябре 2008, является прямым следствием приложения № 1 Постановления № 174-п, утвержденного в декабре 2007. Обратное Обществом не доказано.

Кроме того, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель. Изложенное также свидетельствует о том, что государственный кадастровый учет земельных участков, включающий в себя, в том числе, их кадастровую стоимость, осуществляется на основании результатов государственной кадастровой оценки земель (но не земельных участков), утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, Общество, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 НК РФ, имело реальную возможность определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной Постановлением № 174-п в редакции от 19.12.2007.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции были полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а постановление суда от 13.03.20909 – отмене или изменению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление от 13.03.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А46-19775/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Г.В. Чапаева

Судьи Н.М. Комкова

И.В. Перминова