ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф04-4137/2009 от 16.07.2009 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 июля 2009 года

Дело №Ф04-4137/2009(10409-А75-32)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего О.И. Антипиной

судейВ.П. Богатырева

Т.Я. Шабалковой

рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных в установленном законом порядке,

кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 04.02.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа –Югры (судья Л.А. Членова) и постановление от 29.04.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: О.А. Сидоренко, Л.А. Золотова, А.Н. Лотов) по делу № А75-8694/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Автоматизация и связь» к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным действий,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Автоматизация и связь» (далее по тексту –ООО «Автоматизация и связь», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО - Югра) с заявлением к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - отделение ФСС России) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе зачесть выплаты на социальные пособия за третий квартал 2008 года, исчисленные с учетом районного коэффициента 1,7.

Заявленные требования мотивированы отказом отделения ФСС России зачесть разницу суммы, образовавшуюся между суммой пособий, исчисленных отделением ФСС России, исходя из заработной платы с применением коэффициента 1,5 и суммой пособий, исчисленных и уплаченных Обществом работникам, исходя из заработной платы с применением коэффициента 1,7.

Решением от 04.02.2009 Арбитражного суда ХМАО - Югры, оставленным без изменения постановлением от 29.04.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит указанные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.

В отзыве на кассационную жалобу Общество по ее доводам возражает, просит решение и постановление оставить без изменения.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Из материалов дела следует, что Обществом в отделение ФСС России представлена расчетная ведомость за 3 квартал 2008 года по средствам пособий уплаченных работникам, в которую в разделе 1 «Расходы на цели обязательного социального страхования» Обществом были включены суммы расходов Общества на выплату социальных пособий работникам с применением районного коэффициента 1,7, установленного и применяемого в ХМАО - Югре при исчислении заработной платы.

Отделением ФСС России в этот раздел внесены коррективы, выплата пособия принята с коэффициентом 1,5 по мотиву, что федеральным законодательством коэффициент 1,7 для ХМАО - Югры не установлен.

В связи с тем, что письмом от 22.10.2008 ФСС России Обществу отказано в принятии к зачету сумм пособий, начисленных с коэффициентом 1,7, оно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные по делу требования, признали, что заявитель правомерно выплачивал пособия в размере полного заработка с применением районного коэффициента 1,7.

При этом суды исходили из положений Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 № 76-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты - Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа», согласно которому лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7, Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями».

В соответствии с действующим законодательством размеры государственных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременных пособий при рождении ребенка, ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, пособий на погребение в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с учетом этих коэффициентов.

Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.

Статьей 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов.

Согласно частям 1 и 2 статьи 10 Федерального закона № 4520-1 от 19.02.1993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

С момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре.

Поскольку до настоящего времени закона не принято, суды обеих инстанций в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации обоснованно руководствовались нормами законодательства СССР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.

Ссылка отделения ФСС России в кассационной жалобе на информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 № 1199-16, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» несостоятельна, поскольку данный документ не относится к нормативным актам и носит информационный характер.

Арбитражные суды сделали правильный вывод, что Общество правомерно выплачивало пособия в размере полного заработка с применением районного коэффициента 1,7, а формирование расходной части средств Фонда (на выплату социальных пособий) с применением районного коэффициента 1,5 является неправомерным, поскольку судом установлено и материалами дела подтверждено, что на законных основаниях заработная плата на территории ХМАО - Югры всем работникам, в том числе, работникам Общества, исчисляется с коэффициентом 1,7.

Арбитражными судами обеих инстанций правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судов, и им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.

По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.02.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа –Югры и постановление от 29.04.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-8694/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре –без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий О.И. Антипина

СудьиВ.П. Богатырев

Т.Я. Шабалкова