Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.гu, e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 июня 2007 г. Дело № Ф04-4622/2007 (36115-А70-37)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Н. М. Комковой
судей Т. И. Отческой
ФИО1
рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:
от заявителя: ФИО2 - по доверенности от 30.05.2007, паспорт от 30.08.2004
№71 04 209893;
от Фонда имущества Тюменской области: ФИО3. - по доверенности от
26.01.2007 № 05, паспорт от 27.09.2006 № 71 06 459734:
от Администрации г. Тюмени: ФИО4 - по доверенности от 09.01.2007 № 49/07,
удостоверение от 20.06.2006 № 80; ФИО5 - по доверенности от 23.08.2006 №284/08-3-Д,. удостоверение № 13/32
от ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций», ГП ТО «Облпассажиравтотранс»: представители не явились, стороны надлежащим образом уведомлены о времени и месте слушания дела;
кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Тюменской области на постановление апелляционной инстанции от 18.04.2007 Арбитражного суда Тюменской области (судьи СА. ФИО6, ФИО7, ФИО8) по делу № А70-9178/25-2006 заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДеКо» к Администрации города Тюмени, Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Государственному учреждению «Фонд имущества по Тюменской области», открытому акционерному обществу «Объединение автовокзалов и автостанций», государственному учреждению ТО «Облпассажиравтотранс», Департаменту земельных ресурсов Администрации г. Тюмени о признании незаконными действий,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ДеКо» (далее - ООО «ДеКо») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации города Тюмени (далее - Администрация), Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент имущественных отношений). Государственному учреждению «Фонд имущества по Тюменской области», открытому акционерному обществу «Объединение автовокзалов и автостанций» (далее - ОАО
Объединение автовокзалов и автостанций»), Государственному учреждению TO «Облпассажиравтотранс» (далее - ГУ ТО «Облпассажиравтотранс»), Департаменту земельных ресурсов Администрации г. Тюмени (далее - Департамент земельных ресурсов) о признании незаконными бездействий по рассмотрению заявлений о предоставлении в собственность за плату (входящий Администарации г. Тюмени № 6596 от 27.07.2005) и аренду земельного участка (входящий Администрации г. Тюмени № 700 от 02.02.2006), расположенного под нежилым строением, расположенным по адресу: <...> (литер Д), и устранении нарушенных прав путем издания распоряжения о предоставлении в собственность спорного земельного участка и понуждении заключить договор купли-продажи.
Свои требования Общество мотивирует тем, что все необходимые документы представлены в полном объеме Администрации, истечением срока для принятия решения по заявлениям, установленного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением от 29.01.2007 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.04.2007, требования Общества удовлетворены.
При этом, суд первой и апелляционной инстанций, на основании Закона Тюменской области от 05.10.2001 № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 05.07.2005 № 98-П «Об утверждении положения о порядке предоставления земельных участков и осуществления градостроительной деятельности на территории административного центра Тюменской области и Тюменского района» установил, что до разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации и собственность муниципальных образований на территории административного центра Тюменской области, Тюменского района, полномочия арендодателя земельных участков и продавца при продаже земельных участков осуществляет Департамент имущественных отношений, который нарушил раздел 1 главы 5 Положения.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Тюменской области просит отменить судебные акты, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе ООО «ДеКо» в удовлетворении требований.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействий)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что их действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, представляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как установлено материалами дела, ООО «ДеКо» 27.07.2005 направило в Администрацию заявление с просьбой о предоставлении земельного участка под нежилым строением, расположенным по адресу: <...>, в собственность за плату (л.д.140 т. 1).
Для подтверждения обоснованности своей просьбы Обществом приложено свидетельство о государственной регистрации права от 29.03.2005 на недвижимое имущество, приобретенное по договору купли-продажи от 23.03.2005 (л.д.15 т. 1).
Письмом от 02,02.2006 Общество просило отменить письмо от 27.07.2005 и предоставить данный земельный участок с кадастровым номером 72:23:02: 20 001:0206 в долгосрочную аренду на 49 лет (л.д. 18 т. 1).
Заявление от 02.02.2006 ООО «ДеКо» не отзывалось и просьбу о передаче земельного участка в аренду не изменяло.
Материалами дела подтверждается, что уполномоченными органами решался вопрос о передаче земельного участка в долгосрочную аренду. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями представителя Департамента имущественных отношений, изложенными в качестве довода в кассационной жалобе (л.д. 37 т. 3), письмом Департамента земельных ресурсов от 31.03.2006 (л.д.54 т. 1), письмами ООО «ДеКо» от 04.04.2006 (л.д.55 т. 1) от 26.06.2006 (л.д.59 т. 1).
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что выводы арбитражного суда о бездействие Департамента имущественных отношений по решению вопроса о предоставлении в собственность за плату земельного участка под нежилым помещением по адресу: <...>, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Из представленных в материалы дела договора от 04.09.2003 и плана границ
земельного участка усматривается, что земельный участок площадью 22217 кв.м..
расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер
72:23:02 20 001:0090 (в том числе спорный земельный участок) находится в аренде у
Государственного унитарного предприятия Тюменской области «Облпассажиравиотранс» (л.д.37-38, 62).
Кроме того, на день вынесения решения судом первой инстанции 22.01.2007 и постановления судом: апелляционной инстанции 18.04.2007 ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций» отозвало согласование границ земельного участка площадью 440 кв.м., кадастровый номер 72:23:0220001, расположенного по адресу: <...> (л.д. 145 т. 1).
Данному обстоятельству арбитражным судом оценка не дана.
Требование о покупке земельного участка или передаче в аренду ООО «ДеКо» обосновывало принадлежностью расположенного на нем нежилого помещения, приобретенного по договору купли-продажи от 23.03.2005.
Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение закреплен в пунктах 1 и 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункте 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования вышеназванных норм, право на земельный участок производно от права собственности на недвижимое имущество.
В производстве Арбитражного суда Тюменской области находится дело № А70-1934/5-2007 по иску Департамента имущественных отношений к ЗАО «Автовокзалсервис» и ООО «ДеКо» о признании самовольно построенным нежилого одноэтажного строения по адресу: <...> и его сносе.
По мнению суда кассационной инстанции, разрешение вопроса по земельному участку в данном случае преждевременно, так как окончательно не решен вопрос о праве собственности ООО «ДеКо» на нежилое помещение, расположенное на спорном земельном участке.
В целом суд кассационной инстанции считает, что юридически значимые для дела факты, доводы и доказательства Департамента имущественных отношений рассмотрены судом первой и апелляционной инстанции по отдельности, без оценки их достаточности и взаимной связи в совокупности, то есть с нарушением положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что в силу части 1 статьи 288 названного Кодекса является основанием для отмены судебных актов и направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо учесть изложенное в мотивировочной части настоящего постановления, предложить заявителю четко сформулировать требования, исследовать и дать правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам, при необходимости предложить сторонам
представить дополнительные доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые они ссылаются, а также решить вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29.01.2007 и постановление апелляционной инстанции от 18.04.2007 Арбитражного суда Тюменской области по делу № А70-9178/25-2006 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Судьи
ФИО9
Т. И. Отческая
ФИО1