ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф04-4980/2009 от 20.08.2009 АС Западно-Сибирского округа

А45-17355/2008

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 августа 2009 года

Дело №Ф04-4980/2009(-А45-19)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

ПредседательствующегоИльина В.И.

судейБуракова Ю.С.

ФИО1

с участием представителей сторон:

от Сибирского таможенного управления - ФИО2 (доверенность от 11.01.2009),

от Новосибирской таможни –ФИО3 (доверенность от 31.12.2008),

представители закрытого акционерного общества «Титан-Новосибирск», индивидуального предпринимателя ФИО4 и индивидуального предпринимателя ФИО5, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО4 на решение от 27.03.2009 (судья Абаимова Т.В.) Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 08.06.2009 (судьи Жданова Л.И., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-17355/2008 по заявлению закрытого акционерного общества «Титан-Новосибирск» к Сибирскому таможенному управлению и Новосибирской таможне, с участием третьих лиц: индивидуального предпринимателя ФИО4 и индивидуального предпринимателя ФИО5, об оспаривании бездействия должностных лиц таможенных органов,

установил:

закрытое акционерное общество «Титан-Новосибирск» (далее – ЗАО «Титан-Новосибирск») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне и Сибирскому таможенному управлению о признании незаконным бездействия таможенных органов, выразившегося в не направлении на склад временного хранения грузов, находящихся под таможенным контролем, поступивших в адрес названного общества и в адрес лиц, заключивших с ЗАО «Титан-Новосибирск» договора на оказание услуг склада временного хранения.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены индивидуальный предприниматель ФИО6 и индивидуальный предприниматель ФИО4

Решением от 27.03.2009 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных ЗАО «Титан-Новосибирск» требований отказано.

Постановлением от 08.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе предприниматель ФИО4, ссылаясь на неправильное применение упомянутыми судебными инстанциями пункта 2 статьи 14, статей 22, 114, 375, 408 Таможенного кодекса Российской Федерации, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований ЗАО «Титан-Новосибирск».

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО «Титан-Новосибирск», поддерживая доводы предпринимателя ФИО4 и отрицая 100 % загрузку склада временного хранения, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новосибирской области.

В отзывах на кассационную жалобу Сибирское таможенное управление и Новосибирская таможня, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просят оставить обжалуемые предпринимателем ФИО4 судебные акты без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.

Отзыв на кассационную жалобу от предпринимателя ФИО5 не поступил.

В судебном заседании представители Сибирского таможенного управления и Новосибирской таможни поддержали доводы своих отзывов.

Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в связи с предельной загрузкой принадлежащего ЗАО «Титан-Новосибирск» склада временного хранения (далее –СВХ), не позволяющей осуществлять эффективный таможенный контроль товаров, находящихся на временном хранении и планируемым 100% таможенным досмотром товара, Новосибирской таможней было принято решение от 30.04.2008 о временном приостановлении направления новых товарных партий на указанный склад.

ЗАО «Титан-Новосибирск» обратилось с жалобой в Сибирское таможенное управление на бездействие должностных лиц Новосибирского таможенного поста Новосибирской таможни, выразившееся в отказе принять 30.04.2008 документы отчетности о принятых на хранение товарах, доставленных в адрес общества с ограниченной ответственностью «РИМЦ» и индивидуального предпринимателя ФИО7, а также на действия, связанные с ограничением по размещению с 30.04.2008 других партий иностранных товаров на складе временного хранения, принадлежащего ЗАО «Титан-Новосибирск».

Решением от 14.07.2008 № 16-03-13/24 Сибирское таможенное управление отказало в удовлетворении указанной жалобы.

ЗАО «Титан-Новосибирск», полагая, что названные бездействия таможенных органов являются незаконными, нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области.

Отказывая в удовлетворении заявленных ЗАО «Титан-Новосибирск» требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 79 Таможенного кодекса Российской Федерации внутренний таможенный транзит –это таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Из пункта 2 названной статьи следует, что внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

Согласно статье 99 Таможенного кодекса Российской Федерации под временным хранением товаров понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

Пунктом 1 статьи 100 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено главой 12 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 80 Таможенного кодекса Российской Федерации при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом в место доставки (статья 85), не являющееся местонахождением таможенного органа, разрешение на внутренний таможенный транзит выдается исключительно лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с настоящим Кодексом в месте доставки.

Таким образом, для помещения товара из зоны таможенного контроля в регионе деятельности таможенного органа на СВХ ЗАО «Титан-Новосибирск» необходимо открыть процедуру внутреннего таможенного транзита.

В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Таможенного кодекса Российской Федерации разрешение на внутренний таможенный транзит выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных пунктом 3 статьи 80 Таможенного кодекса Российской Федерации, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации (статья 81). Транзитная декларация принимается таможенным органом отправления в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям.

Пунктом 1 статьи 81 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 2 статьи 81 названного Кодекса.

Следовательно, для открытия процедуры внутреннего таможенного транзита владелец склада временного хранения товаров обязан обратиться в таможенный орган, представив транзитную декларацию.

Согласно пункту 3 статьи 80 Таможенного кодекса Российской Федерации одним из условий помещения товаров и транспортных средств под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита является обеспечение соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, в том числе одним из способов, предусмотренных статьей 86 названного Кодекса.

Статьей 112 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности владельца склада временного хранения, к которым относится соблюдение условий и требований, установленных настоящим Кодексом в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным контролем.

Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения установлены статьей 107 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой помещения и (или) открытые площадки, предназначенныедля использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Из пункта 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 № 459 следует, что Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела.

Следовательно, таможенные органы, осуществляя контроль и надзор в области таможенного дела, вправе производить проверку условий помещения товаров и транспортных средств под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита, по соблюдение условий и требований, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, и по исполнению владельцами СВХ требований статьи 107 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что произведенным должностными лицами таможенного органа 29.04.2008 осмотром установлено, что принадлежащие ЗАО «Титан-Новосибирск» помещения СВХ и открытая площадка загружены на 100%, места для раскладки товара и его досмотра отсутствуют, что не позволяет эффективно проводить таможенный контроль товаров.

Для таможенного досмотра помещенных на СВХ товаров по девяти транзитным декларациям, прибывшим в адрес ФИО7, необходимо было произвести 100% взвешивание товаров, пересчет грузовых мест и выборочное их вскрытие, выборочный пересчет количества предметов в грузовых местах, а также измерение и определение характеристик товаров с частичной разборкой.

Между тем 100% загрузка склада, значительное количество (3 867 грузовых мест) подлежащего досмотру товара, ограничение площади склада, предусмотренной для проведения таможенного досмотра, создали условия, препятствующие осуществлению эффективного и своевременного таможенного контроля.

При проведении 04.05.2008 повторного осмотра помещений и территорий СВХ Сибирским таможенным управлением также была установлена их 100% загрузка, не позволяющая проведение качественного таможенного досмотра в установленные законом сроки (Акт от 04.05.2008 года).

Созданной Сибирским таможенным управлением комиссией установлено, что 14.05.2008 полезная площадь склада полностью заполнена товарами, находящимися под таможенным контролем, что препятствует осуществлению полноценного таможенного контроля.

Проведенным Новосибирской таможней 05.06.2008 осмотром помещений и территорий СВХ выявлен ряд нарушений, в том числе возможность доступа посторонних лиц в зону таможенного контроля и отсутствие возможности идентификации некоторых товарных партий, не соответствие данных о количестве грузовых мест, указанных в отчетах, фактическому количеству мест; отсутствие условий для проведения радиационного контроля всех поступающих товаров, порча упаковки и отсутствие упаковки у части товара.

В ходе проведения очередного осмотра помещений и территорий СВХ 09.06.2008 было установлено, что досмотрово-рентгеновская техника размещена во вспомогательном помещении складского комплекса, помещение не входит в полезный объем СВХ; в одном из вспомогательных помещений имеется специально приспособленное помещение, предназначенное для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам, помещение не входит в полезный объем СВХ.

При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций ЗАО «Титан-Новосибирск» не были представлены доказательства, опровергающие указанные нарушения требований пункта 1 статьей 107 Таможенного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали обоснованный вывод, что таможенные органы правомерно отказали ЗАО «Титан-Новосибирск» в выдаче разрешения на внутренний таможенный транзит товаров с использованием принадлежащего данному обществу СВХ, и отказали в удовлетворении требований заявителя.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.03.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 08.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-17355/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.И. Ильин

Судьи Ю.С. Бураков

ФИО1