ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф04-4994/2009 от 28.08.2008 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 августа 2009 года объявлена резолютивная часть постановления

Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2008 года

Дело № Ф04-4994/2009 (12988-А75-43)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующегоВ.И. Новоселова

судейО.И. Антипиной

ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре, г. Ханты-Мансийск, на решение от 12.05.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа –Югры (судья Т.П. Кущева) по делу № А75-2677/2009 по заявлению администрации г. Мегиона к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре, г. Ханты-Мансийск, при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления жилищно-коммунального комплекса администрации г. Мегиона, общества с органиченной ответственностью «Строй-Союз», г. Екатеринбург, об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа,

установил:

администрация г. Мегиона (далее по тексту –администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре, г. Ханты-Мансийск, (далее по тексту –Управление УФАС по ХМАО - Югре, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании недействительными решения комиссии Управления УФАС по ХМАО-Югры по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее по тексту –комиссия Управления УФАС по ХМАО - Югре) от 05.02.2008 и предписания от 05.02.2009.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление жилищно-коммунального комплекса администрации г. Мегиона (далее по тексту –Управление ЖКК), общества с органиченной ответственностью «Строй-Союз», г. Екатеринбург, (далее по тексту –ООО «Строй-Союз»).

Решением от 12.05.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа –Югре удовлетворены заявленные администрацией требования.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе Управление УФАС по ХМАО - Югре просит отменить решение арбитражного суда, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя жалобы, действия аукционной комиссии нарушают пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту –Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) и пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту –Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить без изменения решение арбитражного суда, рассмотреть кассационную жалобу без участия своего представителя в судебном заседании.

Отзывы на кассационную жалобу от третьих лиц к началу судебного заседания не поступили.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, считает, что требования заявителя арбитражным судом удовлетворены правомерно.

Из материалов дела следует, что Департамент экономической политики администрации г. Мегиона проводил открытый аукцион № 80-ОА по размещению заказа на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг по доставке тел умерших в морг на 2009 год.

Аукционная комиссия 21.01.2009 рассмотрела заявки на участие в открытом конкурсе, поступившие от ООО «Геокар», ООО «Строй-Союз», ЗАО «Интертехстрой», ООО «Сервис-Центр», о чем составила протокол № 5/1.

По итогам рассмотрения заявок ООО «Строй-Союз» и ЗАО «Интертехстрой» аукционной комиссией отказано в допуске к участию в аукционе в связи с тем, что ООО «Строй-Союз» не приложен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа и заявка ЗАО «Интертехстрой» не соответствует технической части аукционной документации.

Не согласившись с действиями аукционной комиссии администрации г. Мегиона при проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 90-ОА на право заключение муниципального контракта, ООО «Строй-Союз» обратилось в Управление УФАС по ХМАО-Югре с жалобой.

По результатам рассмотрения жалобы ООО «Строй-Союз» антимонопольным органом принято решение от 05.02.2009, которым действия аукционной комиссии Департамента экономической политики администрации признаны нарушившими положения части 3 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в части дополнительных требований к участникам размещения заказа, пункта 4 части 1 статьи 12 вышеуказанного закона в части необоснованного допуска к участию в торгах ООО «Геокар» и пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ в части создания участнику торгов преимущественных условий участия в торгах.

На основании решения от 05.02.2009 Управление ФАС по ХМАО-Югре выдало аукционной комиссии Департамента экономической политики администрации предписание от 05.02.2009 о прекращении нарушений законодательства в области размещения госзаказов путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 19.01.2009 № 5/1 и протокола открытого аукциона от 23.01.2009 № 5/2, внести изменения в документацию об аукционе № 80-ОА в части установления дополнительных требований к участникам размещения заказа.

Администрация, не согласившись с решением и предписанием Управления ФАС по ХМАО-Югре от 05.02.2009, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, удовлетворив заявленные администрацией требования, и признав недействительными решение Управления ФАС по ХМАО-Югре от 05.02.2009 и предписание комиссии вышеуказанного Управления от 05.02.2009, исходил из отсутствия нарушений аукционной комиссией при проведении открытого аукциона положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, что хозяйствующим субъектам, представившим свои заявки на участие в открытом аукционе, были предоставлены равные условия для участия в аукционе.

Суд кассационной инстанции считает выводы арбитражного суда законными и обоснованными, исходя из обстоятельств дела и следующих норм права.

Согласно действующим правовым нормам регулирование отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также порядок размещения заказов осуществляются на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

В пункте 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ установлено, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

В силу статьи 35 названного Закона для участия в аукционе участник размещения заказа подает заявку на участие в аукционе в срок и по форме, которые установлены документацией об аукционе.

К числу документов, с которыми положения пункта 1 части 2 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ связывают возможность допуска того или иного участника размещения заказа к участию в аукционе, отнесен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (подпункт «в» пункт 1 части 2 статьи 35 Закона).

Арбитражный суд в ходе рассмотрения дела, оценив все имеющиеся в деле доказательств в соответствии с требованиями статей 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что аукционной комиссией обоснованно отказано ООО «Строй-Союз» в допуске к участию в аукционе.

Из материалов дела следует, что к заявке на участие в аукционе от 19.12.2008 № 41 ООО «Строй-Союз», приложена доверенность от 19.12.2008 № 53, выданная заместителю директора ООО «Строй-Союз» ФИО2 на существления прав от имени ООО «Строй-Союз» в ходе проведения аукциона: подавать предложения о цене муниципального контракта; подавать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии необходимые документы; подписывать и получать от имени доверителя документы; совершать иные действия, связанные с участием доверителя в аукционе. Доверенность выдана и подписана единоличным исполнительным органом ООО «Строй-Союз» - директором ФИО3. При этом из текста доверенности не следует, что ФИО2 предоставлено право подписи от имени ООО «Строй-Союз» заявки на участие в аукционе, которая является основанием для принятия решения аукционной комиссией о допуске участника размещения заказа к аукциону и признания его участником аукциона (т. 2 л.д.57).

Доводы, изложенные в кассационной жалобе Управления ФАС по ХМАО-Югре о соответствии доверенности № 55 от 23.12.2008 требованиям документации об аукционе, в которой указаны полномочия ФИО2 на участие в аукционе (реестровый номер торгов 80-ОА) направлены на переоценку доказательств, которым арбитражный суд первой инстанции дал правильную оценку.

Арбитражный суд кассационной инстанции считает несостоятельными доводы Управления ФАС по ХМАО-Югре о нарушении аукционной комиссией пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ о создании участнику торгов - ООО «Геокар» преимущественных условий участия в торгах, поскольку эти доводы противоречат установленным арбитражным судом обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Арбитражный суд обоснованно указал, что отсутствие в пункте 1 заявки на участие в аукционе номера контактного телефона ООО «Геокар» не является нарушением подпункта «а» пункта 1 части 2 статьи 35 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и подпункта «а» пункта 3.3.1.1. части II документации об аукционе по номеру торгов № 80-ОА, поскольку данный номер указан в тексте самой заявки.

Более того, арбитражный суд установил, что при составлении заявок на участие в аукционе № 980-ОА, ООО «Строй-Союз», ООО «Геокар» были соблюдены требования действующего законодательства и документации об аукционе в полном объеме, и в форме «Заявка на участие в аукционе» содержится информация об их месте нахождения, почтовых адресах, которые совпадают, их дополнительная конкретизация или дублирование в одном и том же пункте не предусмотрено.

Управление ФАС по ХМАО-Югре в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы дела бесспорных доказательств, свидетельствующих о создании аукционной комиссией преимущественных условий участия в торгах участнику торгов ООО «Геокар».

При таких обстоятельсвах, арбитражный суд пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях аукционной комиссии администрации каких-либо нарушений положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, поэтому признал решение и предписание комиссии антимонопольного органа незаконными и отменил их.

Суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Арбитражный суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен полномочиями по переоценке доказательств, которые были предметом исследования и оценки арбитражного суда первой инстанции.

Оснований для отмены принятого по делу судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.05.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа –Югры по делу № А75-2677/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу –без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.И. Новоселов

Судьи О.И. Антипина

ФИО1