Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru,e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 сентября 2009 года
(резолютивная часть постановления оглашена 09.09.2009)
Дело № Ф04-5506/2009 (19464-А46-40)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.,
судей Маняшиной В.П.,
ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании при участи представителей сторон:
от Администрации г. Омска – ФИО2 по доверенности № 02-24/2006 от 02.04.2009,
от Государственного унитарного специализированного предприятия по монтажу и наладке оборудования предприятий мясной и молочной промышленности – 1 Российской академии сельскохозяйственных наук – ФИО3 по доверенности 12.12.2008,
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, Правительства Омской области – не явились, извещены,
кассационную жалобу Государственного унитарного специализированного предприятия по монтажу и наладке оборудования предприятий мясной и молочной промышленности - 1 Российской академии сельскохозяйственных наук на постановление от 23.07.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) по делу № А46-24242/2008 по заявлению Государственного унитарного специализированного предприятия по монтажу и наладке оборудования предприятий мясной и молочной промышленности - 1 Российской академии сельскохозяйственных наук к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области при участии Правительства Омской области, Администрации города Омска о признании незаконными действий государственного органа и обязании совершить действия,
установил:
государственное унитарное специализированное предприятие по монтажу и наладке оборудования предприятий мясной и молочной промышленности – 1 Российской академии сельскохозяйственных наук (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее – Управление), совершенных 28.12.2007 по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости в размере 41 174 330,39 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 723,17 руб. за 1 кв. м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4, площадью 15 120 кв.м., разрешенное использование - производственная база, по адресу Кировский административный округ города Омска, Северный промузел. Также Предприятие просило обязать Управление исключить из Государственного кадастра недвижимости указанные выше экономические характеристики, а именно: исключить сведения о кадастровой стоимости в размере 41 174 330,39 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 723,17 руб. за 1 кв. м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4, площадью 15 120 кв.м., разрешенное использование - производственная база, по адресу Кировский административный округ города Омска, Северный промузел (л.д. 69, том 1).
В рассмотрении настоящего спора участвуют третьи лица, - Правительство Омской области, Администрация г. Омска.
Решением от 03.03.2009 Арбитражного суда Омской области заявленные Предприятием требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением от 23.06.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, по делу принят новый судебный акт: в удовлетворении требований Предприятия отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции имеющимся в деле доказательствам, нарушение норм материального и процессуального права, просит постановление отменить, оставить в силе решение суда, изменив способ восстановления нарушенных прав. Администрация г. Омска и Правительство Омской области возражают против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзывов.
Судами и материалами дела установлено следующее.
Предприятию на основании свидетельства от 09.02.1997 № Кр-2-5-59140/1067 принадлежит на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 1,512 га, предоставленный для производственной базы, местоположение которого определено: Кировский район города Омска, Северный промузел.
Правительством Омской области принято постановление от 19.12.2007 № 174-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» (далее – Постановление № 174-П).
Управлением были внесены в государственный кадастр недвижимости следующие экономические характеристики: кадастровая стоимость в размере 41 174 330,39 руб., удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 723,17 руб. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4 площадью 1,512 га, занимаемого производственной базой Предприятия, что подтверждается представленной в материалы дела кадастровой выпиской о земельном участке от 30.10.2008 (л.д. 34 том 1).
Полагая, что действия, совершенные Управлением 28.12.2007 по внесению сведений о кадастровой стоимости названного выше земельного участка, а также удельного показателя кадастровой стоимости, не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы Предприятия по исчислению и уплате земельного налога, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Удовлетворяя требования Предприятия, суд первой инстанции исходил из того, что внесение Управлением в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка без ее надлежащего утверждения в отношении каждого земельного участка путем принятия нормативного правового акта нарушает права и законные интересы Предприятия, связанные с уплатой земельного налога, поскольку порядок исчисления земельного налога, установленный статьями 388, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), прямо связан с соблюдением требований земельного законодательства при определении кадастровой стоимости земельного участка и внесении о ней данных в государственный кадастр недвижимости, а также тем, что ни правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, ни другим нормативным актом Федеральному агентству кадастра объектов недвижимости и его территориальным органам не предоставлены полномочия по утверждению результатов государственной кадастровой оценке земель.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал, что Постановлением № 174-П в редакции от 19.12.2007 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению № 1, которым в свою очередь, утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр, а, следовательно, Управление могло совершать действия по внесению сведений о кадастровой стоимости и удельных показателях кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости, поскольку внесение таких сведений в государственный кадастр недвижимости стало возможным после принятия Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступившего в силу с 01.03.2008.
Кроме того, суд апелляционной инстанции установил нарушение Предприятием трехмесячного срока на обжалование, установленного статьей 198 АПК РФ, что также явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, отзывов Администрации г. Омска и Правительства Омской области, заслушав представителей сторон, поддержавших соответствующие доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Предприятие оспаривало действия Управления, произведенные 28.12.2007 по внесению в Государственный земельный кадастр (государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве бессрочного (постоянного) пользования, без надлежащего, по мнению Предприятия, утверждения ее размера нормативным правовым актом, то есть, фактически заявило о нарушении Управлением процедуры внесения в государственный кадастр недвижимости размера кадастровой стоимости принадлежащего Предприятию земельного участка.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Таким образом, законодательно утверждена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно Закону Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» от 08.02.2006 № 731-ОЗ к полномочиям Правительства Омской области в сфере регулирования земельных отношений относится, в том числе, утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Омской области, утверждение среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу) Омской области (пункты 35, 36 статьи 4)
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области», приняло Постановление № 174-П, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Как следует из пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (в редакции от 04.12.2006, действовавшей в период издания Постановления № 174-П), сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной оценки земель (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 № 206, от 14.12.2006 № 767, от 17.09.2007 № 590) кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации № 215 от 28.06.2007, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации за № 9913 от 26.07.2007, был утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «организация проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Административный регламент), который определяет последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между ними, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункта 4 Административного регламента, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в том числе, следующие административные процедуры:
- проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Как указано в пункте 9.9 Административного регламента, Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр (пункты 10,11 Административного регламента).
Таким образом, Предприятие необоснованно отождествило утверждение кадастровой стоимости земель, производимое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, производимое Управлением после утверждения кадастровой стоимости земель.
То есть, утверждение, что кадастровая стоимость каждого земельного участка, расположенного в пределах кадастрового района 55:36 города Омска, должна быть утверждена Правительством Омской области, является необоснованным, что также подтверждается, во-первых, пунктом 13 Административного регламента, который предусматривает возможность разъяснений как в отношении общих результатов государственной кадастровой оценки земель определенной категории, так и в отношении результатов государственной кадастровой оценки конкретного земельного участка; во-вторых, особым порядком доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, установленным пунктом 14 статьи 396 НК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации № 52 от 07.02.2008.
Управление не утверждало кадастровую стоимость земельных участков, а внесло сведения об экономических характеристиках земельных участков (в том числе, сведения о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, в том числе, в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации № 52 от 07.02.2008 по предоставлению плательщикам земельного налога сведений о кадастровой стоимости земельных участков, после утверждения кадастровой стоимости земель Постановлением № 174-П в декабре 2007 года.
То обстоятельство, что в ноябре 2008 года приложение к Постановлению № 174-П было дополнено второй таблицей, - «кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска…», не означает, что кадастровая стоимость земель не была утверждена 19.12.2007, и, соответственно, не означает, что Управление не имело права вносить в кадастр экономические характеристики земельных участков.
Довод кассационной жалобы Предприятия относительно недоказанности нарушения им трехмесячного срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, суд кассационной инстанции не принимает как основание к отмене (изменению) принятого по настоящему делу постановления апелляционной инстанции, поскольку, с учетом вышеизложенного, он не влияет на выводы суда апелляционной инстанции по существу заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление апелляционной инстанции, также принимает во внимание находящееся в материалах настоящего дела решение Омского областного суда по делу № 3-16/09, представленное в суд апелляционной инстанции, которым было отказано в удовлетворении требований Предприятия о признании недействующим постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 № 174-п в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 № 193-п в части утверждения кадастровой стоимости принадлежащего Предприятию земельного участка с кадастровым номером 55:36:10 09 01:4 в размере 41 174 330,39 руб.
Суд кассационной инстанции находит, что выводы суда апелляционной инстанции по существу заявленных Предприятием требований основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствуют обстоятельствам дела, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены или изменения постановления арбитражного апелляционного суда.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2009 по делу А46-24242/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Г.В. Чапаева
Судьи В.П. Маняшина
ФИО1