Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 сентября 2009 года
Дело №Ф04-5733/2009(20040-А67-32)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего О.И. Антипиной
судейИ.ФИО1
ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных в установленном законом порядке,
кассационную жалобу заявителя открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании на постановление от 18.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Н.А. Усанина, И.И. Бородулина, Е.Г. Шатохина) по делу № А67-1245/2009 по заявлению открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
открытое акционерное общество «Томскнефть» Восточной нефтяной компании (далее –ОАО «Томскнефть» ВНК, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее –Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 06.02.2009 № 18-01 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы нарушением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием состава административного правонарушения.
Решением от 06.04.2009 Арбитражного суда Томской области требования Общества удовлетворены.
Постановлением от 18.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО «Томскнефть» ВНК просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, отсутствие состава правонарушения.
По мнению Общества, суд апелляционной инстанции необоснованно посчитал доказанными факт совершения административного правонарушения в отношении водного объекта, а также факт загрязнения водного объекта; сделал вывод о том, что загрязнение торфяной почвы свидетельствует о загрязнении болота; нарушил часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку пробы почвы отобраны с нарушением пункта 1.1 Инструкции по идентификации источника загрязнения водного объекта нефтью, утвержденной приказом Минприроды РФ от 02.08.1994 № 241 и взяты образцы проб торфяной почвы, а не воды.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент по ее доводам возражает, просит постановление оставить без изменения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 01.10.2008 № 127 Департаментом проведено плановое мероприятие по контролю (рейд) по Игольско-Таловому нефтяному месторождению ОАО «Томскнефть» ВНК.
В ходе рейда 01.11.2008 был обнаружен загрязненный нефтепродуктами участок водного объекта (болота) на нефтесборном коллекторе «врезка куста 30 –врезка куста 37» и были отобраны пробы загрязненной торфяной почвы впоследствии переданные на исследование в Томскую СИГГЭКиА ОГУ «Облкомприроды» для проведения экспертизы.
Из полученных 25.11.2008 из Томской СИГЭКиА и ОГУ «Облкомприроды» протоколов анализа почвы от 13.11.2008 №№ 210-213 и экспертного заключения от 20.11.2008 № 55 о результатах исследования проб усматривается, что в пробе № 210 обнаружены загрязняющие вещества –нефтепродукты, превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с фоновой пробой составило в 462 раза; в пробе № 211 обнаружены загрязняющие вещества - нефтепродукты, превышение нефтепродуктов в сравнении с фоновой пробой составило в 160 раз.
По выявленному факту определением № 18-13 от 25.11.2008 возбуждено административное дело, и назначено административное расследование.
В результате административного расследования установлено, что 24.10.2008 на нефтесборном коллекторе «врезка куста 30 - врезка куста 37» (1500 м. от АГЗУ врезки куста 30) Игольско-Талового нефтяного месторождения ОАО «Томскнефть» ВНК произошла авария со сбросом нефти, общая площадь разлива нефти составила 100 кв.м. (письма ОАО «Томскнефть» ВНК от 27.10.2008 № 02-273/1-2707), фактическая площадь разлива составила 400 кв.м. (протокол отбора проб от 23.12.2008 № 18013).
Письмом от 19.12.2008 № 18-08/100 генеральный директор ОАО «Томскнефть» ВНК ФИО3 был извещен о том, что 23 и 24 декабря 2008 состоится повторный отбор проб с загрязненного участка предложением участия представителя ОАО «Томскнефть» ВНК.
Совместно с представителем Общества ФИО4 (доверенность от 22.12.2008 № 281/08) 23.12.2008 состоялся отбор проб болотной торфяной почвы с загрязненного участка (протокол отбора проб почвы от 23.12.2008 № 18-13).
В целях исследования проб почвы, 24.12.2008 назначена экспертиза, проведение которой поручено Томской СИГЭКиА ОГУ «Облкомприрода» (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.510342.).
По результатам исследования и экспертного заключения: протокол анализа почвы от 11.01.2009 №№ 250-253, заключение от 16.01.2009 № 1 о результатах исследования проб, установлено, что в пробе № 250 обнаружены загрязняющие вещества- нефтепродукты, превышение содержания нефтепродуктов в сравнении с фоновой пробой (проба № 252) составило в 570 раз, в пробе № 251 обнаружены загрязняющие вещества - нефтепродукты, с превышением содержания нефтепродуктов в сравнении с фоновой пробой (проба № 253) в 146 раз.
В отношении Общества 26.01.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 18-09 и принято постановление от 06.02.2009 № 18-01 о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Общество, не согласившись с оспариваемым постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из несоблюдения им процедуры сбора и исследования доказательств в части отбора проб загрязнений водного объекта; нарушения процессуальных норм, не доказанности вины ОАО «Томскнефть» ВНК в совершении вмененного правонарушения; непредставления доказательств того, что Обществом при эксплуатации нефтегазопроводных систем были допущены загрязнения именно таких водных объектов как болота, что является нарушением требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции, проверив его законность и обоснованность, исходил из следующего.
Согласно статье 1 Водного кодекса Российской Федерации водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации болота относятся к поверхностным водным объектам.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации, береговая линия (граница водного объекта) определяется для болота по границе залежи торфа на нулевой глубине.
В силу положений статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что земли, покрытые водными объектами, являются составной и неотъемлемой частью водных объектов, в связи с чем, торф (торфяные почвы) являются составной частью болот как поверхностных вод и наличие загрязнения слоя торфа свидетельствует о загрязнении самого болота как водного объекта.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Водного кодекса Российской Федерации загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из установленных обстоятельств дела и требований пункта 10.13 Регламента составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений РД 153-39-007-96, утвержденного Минтопэнерго РФ от 23.09.1996, пункта 12.35 РД 39-132-94 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов при эксплуатации нефтепроводов пришел к обоснованному выводу о том, что в результате некатегорийных отказов на нефтесборном коллекторе «врезка куста 30 –врезка куста 37» по Игольско - Таловому нефтяному месторождению ОАО «Томскнефть» ВНК, произошедших со сбросом нефти и ее разливом в месте расположения в выделе 14 квартала 574 урочища Черталинское, является верховым сфагновым болотом мощностью торфа (торфяного слоя) в 1 метр, произошло загрязнение болота как поверхностного водного объекта.
Данный факт не оспаривается Обществом, которое, как установлено судом после некатегорийных отказов обвалование аварийного разлива нефти произвел частично, в связи с чем произошло загрязнение сточными водами значительной территории данного водного объекта.
В соответствии с пунктом 10.3.15 Правил разработки нефтяных и газонефтяных месторождений при разработке нефтяных месторождений должны выполняться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предотвращение загрязнения поверхностных вод нефтепродуктами. Данные мероприятия включают, в том числе, использование герметизированной системы промыслового транспорта.
Согласно пункту 10.13 Регламента составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений РД 153-39-007-96, (утвержденому Минтопэнерго РФ 23.09.1996), герметизированная система отбора, подготовки, транспорта нефти - это система, которая исключает попадание нефти в воду.
Пунктом 12.35 РД 39-132-94 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов при эксплуатации нефтепроводов надлежит разрабатывать комплекс мероприятий (в т.ч. сооружение обваловки трубопроводов) в местах, где аварийный выброс нефти может привести к загрязнению природных вод (наземных, подземных, водоемов всех типов). Обвалование места загрязнения направлено на предотвращение распространения нефти на окружающие территории, и, следовательно, на предотвращение загрязнения поверхностных вод нефтепродуктами.
Аварии на водных объектах, связанные с разливами нефти и других вредных веществ, ликвидируются в соответствии с разработанными на этот случай стратегией и планами действий. Таким планом действий, на основании Постановления Правительства от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ», является План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти, в котором предписаны основные действия при возникновении аварийных разливов нефти.
Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры для предотвращения нарушений требований к охране водных объектов, возведение на всей площади аварийного разлива обвалования места аварии, проведение мероприятий по ликвидации разлива нефти, материалами дела не подтверждено.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением является нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение и влечет административное наказание в виде штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, обоснованными являются выводы арбитражного суда апелляционной инстанции о правомерности привлечения Общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводам заявителя жалобы относительно нарушения порядка проведения мероприятий государственного контроля (надзора), отбора проб и отсутствия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствия факта причинения вреда водному объекту (болоту) была дана правовая оценка судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом при составлении протокола об административном правонарушении и привлечении Общества к административной ответственности арбитражным судом не установлено.
Арбитражный суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, и им дана правильная правовая оценка. В суде кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу и выводы суда переоценке не подлежат.
По изложенным мотивам кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 18.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-1245/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Томскнефть» Восточной нефтяной компании –без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.И. Антипина
С. ФИО1
ФИО2