ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф04-617/2009 от 29.01.2009 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 января 2009 года

Дело № Ф04-617/2009 (20706-А70-23)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Т.Я. Шабалковой

судейИ.В. Макарова

В.И. Новоселова

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, кассационную жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области на решение от 23.10.2008 Арбитражного суда Тюменской области (судья О.В. Коряковцева) по делу № А70-5875/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Исток» к Департаменту лесного комплекса Тюменской области,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Исток» (далее –Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент) о признании незаконным постановления старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Тюменской области Чиркунова И.В. от 28.08.2008 № 659 и привлечении Общества к административной ответственности.

Решением суда от 23.10.2008 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение.

Департамент не согласен с выводами суда о том, что инкриминируемое Обществу административное правонарушение не относится к длящимся и Департаментом пропущен срок привлечения к административной ответственности.

Департамент заявляет, что правонарушение является длящимся, так как выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, следовательно, сроки следует исчислять со дня его обнаружения –.07.2008.

Представители сторон в судебное заседание не явились.

Обществом представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, инспектором Департамента проведена проверка соблюдения Обществом требований лесного законодательства.

В акте проверки от 30.07.2008 инспектором зафиксировано, что при осуществлении рубки леса с сентября по декабрь 2006 года на основании лесорубочного билета от 18.05.2006 № 60, Обществом деляна № 1 в квартале 52 выдела 12 Байкаловского лесничества Тобольского лесхоза ненадлежаще очищена от порубочных остатков.

Инспектором Департамента составлен протокол об административном правонарушении от 18.08.2008 № 599 о нарушении Обществом пункта 8б, 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 184 (далее –Правила заготовки древесины), пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, пункта 39б Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414.

Постановлением Департамента от 28.08.2008 № 659 о назначении административного наказания Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8. 25, частью 1 статьи 8.31, статьей 8. 32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа по статье 8.32 КоАП РФ в размере 30 000 рублей.

Несогласие Общества с привлечением к административной ответственности явилось основанием для обращения в арбитражный суд с данным заявлением.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о неправомерном привлечении Общества к административной ответственности исходя из следующего.

Нарушение правил использования лесов, нарушение правил санитарной безопасности в лесах и нарушение правил пожарной безопасности в лесах влекут привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.25, 8.31 и 8.32 КоАП РФ.

В соответствии с пунктами 8б, 61 Правил заготовки древесины не допускается захламление лесов промышленными и иными отходами, очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.

В силу подпункта г пункта 28 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 № 551 в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 24.09.2002 № 700 и от 20.03.2006 № 149, лесопользователи при заготовке древесины и живицы обязаны производить очистку лесосек, не допуская в бесснежный период разрыва более 15 дней между рубкой деревьев и очисткой площади от порубочных остатков, а также доочистку зимних лесосек до наступлений пожароопасного периода.

Согласно выданному Обществу лесорубочному билету от 18.05.2006 № 60 срок заготовки и вывозки древесины установлен 17.05.2007 с указанием осуществления очистки лесосеки - одновременно с заготовкой древесины, не допуская разрыв между рубкой деревьев и очисткой в бесснежный период более 15 дней.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.

Лицо, осуществляющее деятельность с нарушением требований действующего законодательства, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено. Следовательно, инкриминируемое Обществу нарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение обязанностей, возложенных законодателем на Общество.

Данная правовая позиция изложена в принятом в обеспечение единообразия применения законов постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 № 9199/07.

При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорная лесосека, во время выполнения Обществом лесозаготовительных работ, была дважды освидетельствована лесничим и экспертом отдела по надзору в сфере лесного хозяйства и землепользования Управления Росприроднадзора по Тюменской области, о чем составлены акты, из которых следует, что очистка деляны от порубочных остатков производилась одновременно с заготовкой древесины в соответствии с требованием лесорубочного билета (акты от 17.11.2006 и 28.05.2007).

Исходя из того, что постановление № 659 о назначении административного наказания вынесено Департаментом 28.08.2008, суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о нарушении срока привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. Следовательно, установив пропуск срока давности привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Департамента о привлечении к административной ответственности.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.10.2008 по делу №А70-5875/8-2008 оставить без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Т.Я. Шабалкова

Судьи И.В. Макаров

В.И. Новоселов