ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Правосудия, д. 2, тел. (843) 235-21-61
http://faspo.arbitr.ru e-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Казань Дело № А65‑8055/2009
04 декабря 2009 года
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Махмутовой Г.Н., Афанасьева И.Н.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1 (доверенность от 08.10.2009 № 144),
в отсутствие:
ответчика – извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС Центр», г. Альметьевск,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.07.2009 (судья Воробьев Р.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Засыпкина Т.С., Филлипова Е.Г.)
по делу № А65-8055/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС Центр», г. Альметьевск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии, г. Чебоксары, о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Татнефть-АЗС Центр» (далее – ООО «Татнефть-АЗС Центр», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – УФАС России по Чувашской Республике, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 31.03.2009 № А6-А-2009 о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.07.2009, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009, в удовлетворении заявленных требований обществу было отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, УФАС России по Чувашской Республике направило в адрес ООО «Татнефть-АЗС Центр» письмо (запрос) от 27.01.2009 № 04-14/161 с просьбой представить информацию о динамике оптовых и розничных цен на нефтепродукты по всем филиалам ООО «Татнефть-АЗС Центр» в период с 1 января 2008 года по январь 2009 года, а также заверенные копии приказов по установлению цен на нефтепродукты за указанный период по всем филиалам. Срок представления информации был установлен до 04.02.2009.
Указанное письмо было направлено обществу посредством факсимильной связи 28.01.2009 и почтой.
Содержащийся в письме от 27.01.2009 № 04-14/161 запрос был сформулирован конкретно и не содержал неясностей относительно той информации, которую общество в установленный срок должно представить.
В письме от 30.01.2009 № 852/11-01, направленном в управление посредством факсимильной связи, ООО «Татнефть-АЗС Центр» указало на отсутствие филиалов на территории Чувашской Республики и, сославшись на пункт 3 приказа Федеральной антимонопольной службы от 23.05.2008 № 177 «О территориальных органах ФАС России», просило указать правовые основания истребования информации по филиалам общества.
УФАС России по Чувашской Республике 12.02.2009 направило обществу письмо № 04-14/343, в котором указало на необходимость представления информации о динамике оптовых и закупочных цен, устанавливаемых обществом на нефтепродукты для открытого акционерного общества «Чувашнефтепродукт» (далее – ОАО «Чувашнефтепродукт», и о размере транспортных расходов. Кроме того, управление сообщило, что для проведения полного анализа рынка нефтепродуктов и сравнения оптовых и розничных цен на близлежащих территориях необходимо представить сведения об оптовых и розничных ценах, устанавливаемых ООО «Татнефть-АЗС Центр» (в том числе для хозяйствующих субъектов, с которыми имеются договоры комиссии) на территории Приволжского Федерального округа (далее – ПФО), в том числе на территории Республики Татарстан в период с июля 2008 года по февраль 2009 года (по датам изменения и видам нефтепродуктов). Запрос был направлен по факсу и почтой. Срок представления информации был установлен до 26.02.2009. Ходатайство о продлении этого срока обществом не заявлялось.
Поскольку ООО «Татнефть-АЗС Центр» уклонилось от представления информации по письму управления от 27.01.2009 № 04-14/161, то письмо управления от 12.02.2009 № 04-14/343 фактически являлось повторным запросом в части предоставления информации об оптовых и розничных ценах на нефтепродукты. В пункте 3 письма от 12.02.2009 № 04-14/343 было лишь уточнено содержание запроса от 27.01.2009 № 04-14/161.
С письмом от 03.03.2009 № 1871/11-01, поступившим в управление по электронной почте, ООО «Татнефть-АЗС Центр» представило информацию о динамике оптовых и розничных цен, устанавливаемых на нефтепродукты для ОАО «Чувашнефтепродукт», и о транспортных расходах при поставке нефтепродуктов на территорию Чувашской Республики (помесячно, за ноябрь 2008 года - февраль 2009 года). Кроме того, общество указало, что информация об оптовых и розничных ценах, устанавливаемых ООО «Татнефть-АЗС Центр» на территории ПФО (в том числе в Республике Татарстан), представляется в соответствующие территориальные органы Федеральной антимонопольной службы.
Таким образом, информация, запрошенная управлением в письмах от 27.01.2009 № 04-14/161 и от 12.02.2009 № 04-14/343, была представлена обществом несвоевременно, а также не в полном объеме. Фактически общество вновь уклонилось от предоставления части информации.
Учитывая отказ общества в представлении части информации, управление направило в адрес ООО «Татнефть-АЗС Центр» уведомление от 11.03.2009 № 04-04/729, которым известило общество о необходимости явки представителя 23.03.2009 для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении.
Информацию, касающуюся устанавливаемых обществом цен на нефтепродукты для своих филиалов на территории ПФО, ООО «Татнефть - АЗС Центр» представило по электронной почте с письмом от 19.03.2009 № 2404/11-01, то есть со значительным пропуском срока, даже если исчислять его со дня получения обществом второго запроса управления (то есть с 27.02.2009), и уже после получения уведомления управления от 11.03.2009 № 04-04/729 о составлении протокола об административном правонарушении.
Общество не доказало, что оно не могло представить в управление указанную информацию ранее этого срока.
Поскольку в установленный срок общество не представило запрошенные документы, УФАС России по Чувашской Республике составило протокол об административном правонарушении от 23.03.2009 № 6-А-2009 по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Постановлением управления от 31.03.2009 № 6-А-2009 общество привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Отказывая обществу в признании указанного постановления незаконным, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 19.8 КоАП РФ, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) (в редакции, действовавшей по состоянию на день вынесения УФАС России по Чувашской Республике оспариваемого постановления) коммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
В рассматриваемом случае истребование от ООО «Татнефть-АЗС Центр» информации необходимо было управлению для анализа рынка нефтепродуктов, то есть для определения состояния конкуренции.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил ссылку общества на приложение № 7 «Образец запроса на предоставление дополнительных документов (материалов)» к административному регламенту Федеральной антимонопольной службы, утвержденному приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.12.2007 № 447.
В указанном приложении содержится лишь образец запроса, составляемого при рассмотрении жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя (пункт 3.20 административного регламента) на действия (бездействие) антимонопольного органа при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.
В рассматриваемом случае управление направило запрос не в связи с рассмотрением жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя на указанные действия (бездействие) антимонопольного органа.
Суды обоснованно отклонили довод общества о направлении управлением запросов с превышением полномочий ввиду отсутствия филиалов общества на территории Чувашской Республики.
Согласно материалам дела доминирующее положение на рынке розничной реализации нефтепродуктов Чувашской Республики занимает ОАО «Чувашнефтепродукт» (<...>), которое включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%: по розничной реализации бензина А-76 (приказ от 15.02.2001 № 12), по розничной реализации дизельного топлива (приказ от 15.02.2001 № 12) и по розничной реализации бензина АИ -92,93,95 (приказ от 16.06.1999 № 33).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеет долю своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).
По сведениям, полученным УФАС России по Чувашской Республике, 76,03% общего количества акций ОАО «Чувашнефтепродукт» принадлежат открытому акционерному обществу «Татнефть» (далее – ОАО «Татнефть») (<...>). В данную группу лиц так же входит ООО «Татнефть-АЗС Центр», так как единственным участником данного общества также является ОАО «Татнефть».
Пунктом 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (субъектов) распространяются и на действия (бездействие) группы лиц, т.е. закон рассматривает группу лиц в качестве единого субъекта на товарном рынке.
ОАО «Чувашнефтепродукт» и ООО «Татнефть-АЗС Центр» входят в одну группу лиц с ОАО «Татнефть». С точки зрения антимонопольного законодательства все действия, осуществляемые каждым отдельным лицом вышеуказанной группы, рассматриваются как деятельность группы лиц ОАО «Татнефть».
Статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Таким образом, группа лиц ОАО «Татнефть» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации нефтепродуктов Чувашской Республики.
Материалами дела подтверждается, что в 2007 году - III квартале 2008 года ОАО «Чувашнефтепродукт» осуществляло закупку нефтепродуктов у ООО «Татнефть-АЗС Центр» по договору от 01.02.2007 № 2007-42/04св.
С ноября 2008 года ОАО «Чувашнефтепродукт» осуществляло реализацию нефтепродуктов по договорам комиссии с ООО «Татнефть - АЗС Центр»: по договору комиссии № 2008-466/06 ком (оптовая реализация) и по договору комиссии № 2008-462/04 ком (розничная реализация).
Согласно указанным договорам комиссионер (ОАО «Чувашнефтепродукт») обязуется от своего имени по поручению и за счет комитента (ООО «Татнефть-АЗС Центр») осуществлять реализацию нефтепродуктов; товар, переданный комиссионеру для продажи, является собственностью комитента.
Таким образом, с ноября 2008 года реализацию нефтепродуктов на территории Чувашской Республики фактически осуществляет ООО «Татнефть-АЗС Центр».
Поскольку ОАО «Чувашнефтепродукт» находится на территории Чувашской Республики и входит в группу компаний ОАО «Татнефть», то управление имело право запросить необходимую для полного анализа рынка нефтепродуктов информацию, касающуюся установления цен на нефтепродукты в филиалах ООО «Татнефть-АЗС Центр» на территории ПФО. Возможное наличие информации в других территориальных органах Федеральной антимонопольной службы не освобождало ООО «Татнефть-АЗС Центр» от обязанности представить запрошенную информацию в УФАС России по Чувашской Республике.
Принимая во внимание, что к полномочиям управления, предусмотренным Законом о защите конкуренции, иными нормативными актами, отнесены обеспечение реализации единой государственной антимонопольной политики, определение положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке и его доли, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках, а отсутствие необходимой информации может привести к искажению объективной картины сложившейся ситуации, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о наличии у УФАС России по Чувашской Республике оснований для направления ООО «Татнефть-АЗС Центр» запроса по предоставлению информации, необходимой для решения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях хозяйствующего субъекта признаков нарушения требований антимонопольного законодательства. Непредставление или несвоевременное представление хозяйствующим субъектом необходимой информации препятствует эффективному осуществлению управлением его полномочий по контролю за экономической концентрацией на товарном рынке.
Суды обоснованно отклонили доводы общества о не указании в запросах управления на то, что ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ОАО «Чувашнефтепродукт» входят в одну группу лиц.
Поскольку ООО «Татнефть-АЗС Центр» само располагало указанными сведениями и должно было их представить в управление в силу требований статьи 31 Закона о защите конкуренции, то у УФАС России по Чувашской Республике не было необходимости дополнительно сообщать ему о том, что ООО «Татнефть-АЗС Центр» и ОАО «Чувашнефтепродукт» входят в одну группу лиц.
Таким образом, материалами дела подтверждаются событие административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, вина ООО «Татнефть-АЗС Центр» в его совершении и наличие законных оснований для привлечения общества к административной ответственности. Из материалов дела также видно, что соответствующие полномочия для принятия оспариваемого постановления у управления имелись, установленный порядок привлечения к ответственности соблюден, срок давности привлечения к административной ответственности не истек. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения, не усматривается.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.07.2009 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 по делу № А65-8055/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин
Судьи Г.Н. Махмутова
И.Н. Афанасьев