ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф06-2313/2021 от 23.12.2021 АС Поволжского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15

http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

Ф06-2313/2021

г. Казань                                                 Дело № А12-18429/2020

24 декабря 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Поволжского округа в составе:

председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,

судей Махмутовой Г.Н., Хисамова А.Х.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Управление капитального строительства»

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021

по делу № А12-18429/2020

по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Управление капитального строительства» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании долга за поставленный газ, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в отношении спора, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19,ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, Д.Д., ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, администрации Волгоградской области, Управления Федерального казначейства по Волгоградской области, Комитета строительства Волгоградской области,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Волгоград» (далее – ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Управление капитального строительства» (далее – ГКУ ВО »УКС», ответчик) о взыскании 12 062 руб. 23 коп. основного долга за поставленный газ в марте-апреле 2020 года.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.11.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2021, в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2021 указанные судебные акты отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.

При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.08.2021, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021, исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ГКУ ВО »УКС» обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что обязанность по внесению платы за потребленный ресурс непосредственно ресурсоснабжающей организации возложена на нанимателей спорных помещений специализированного жилищного фонда.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, ГКУ ВО »УКС» на праве оперативного управления принадлежат жилые помещения (квартиры), расположенное по адресам: <...> кв. 84, 53, 854, <...>, <...>, <...>, <...> <...>, <...>, 325, 376, 263, 298, 379, 385, 362, 243, 245, 261, 278, 279, 315,3 418, 322, 334,337, 339, 377, 380, 386, 388, 391, 394, 400, 404 <...>, <...> ФИО43, 1-105, Волгоградская область, Даниловский, район, <...> 34а-9, <...>, <...>, <...>.

ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» направило в адрес ГКУ ВО »УКС» оферту – контракты поставки газа № 09-5-61042/20 и № 09-5-60988/20 для обеспечения газоснабжением жилых помещений специализированного жилого фонда, находящихся в управлении ГКУ »УКС» с началом действия контракта с 01.03.2020 и с 01.02.2020 соответственно. Однако договоры на поставку коммунального ресурса между истцом и ответчиком в письменной форме не заключены.

Вместе с тем истец, как реурсоснабжающая организация, осуществлял в марте-апреле 2020 года поставку коммунального ресурса в помещения по вышеуказанным адресам.

Ссылаясь на то, что ответчиком поставленный в спорный период природный газ не оплачен, в связи с чемистец при соблюдении досудебного порядка урегулирования спора обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 329, 332, 539, 541, 544, 210, 214, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), 153, 155, 157.2, 169, 92, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), установленными по делу обстоятельствами и пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Согласно доводам ответчика ГКУ «УКС» не наделено статусом управляющей организации в отношении спорных жилых помещений специализированного жилищного фонда, и в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов не участвует, как исполнитель коммунальных услуг. Истец поставлял коммунальный ресурс в жилые помещения многоквартирных домов (МКД), которые находятся у ответчика на праве оперативного управления.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственным предприятием и учреждением во владение, пользование, распоряжение.

В силу положений статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Право оперативного управления, предоставляя его субъектам правомочия но владению и пользованию имуществом, также возлагает на них обязанности по его содержанию и оплате коммунальных услуг. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату и за газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах).

Согласно пункту 5 части 2, части 3 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости все квартиры специализированного жилого фонда принадлежат ГКУ ВО «УКС» на праве оперативного управления.

В соответствии с Уставом ГКУ ВО «УКС» владеет, пользуется имуществом, находящимся в государственной собственности Волгоградской области.

Также согласно Уставу иным видом деятельности ГКУ ВО «УКС», не являющимся основным, является заключение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, заключение договоров, связанных с техническим обслуживанием, содержанием и ремонтом жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также выполнение функций наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда, а одним из основных видов деятельности ГКУ ВО «УКС» является заключение гражданско-правовых договоров.

Жилые помещения являются областной собственностью (специализированный жилой фонд), переданной на праве оперативного управления ГКУ ВО «УКС».

Соответственно, ГКУ ВО «УКС» обязано нести бремя содержания имущества, в том числе оплачивать потребленные коммунальные ресурсы.

Согласно пункту 1.1 Устава ГКУ ВО «УКС» является государственным казенным учреждением, осуществляющим государственные полномочия и функции Министерства строительства Волгоградской области в сфере строительства, модернизации, реконструкции и капитального ремонта объектов для государственных нужд Волгоградской области, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство строительства (в настоящее время Комитет строительства).

При этом, как установлено судами, в спорный период договоры газоснабжения с нанимателями жилых помещений непосредственно с ресурсоснабжающей организацией заключены не были.

Пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения» разъяснено, что отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.

В отсутствие письменного договора поставки газа между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения, подлежащие регулированию статьями 539-548 ГК РФ.

Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с частью 7.5 статьи 155 ЖК РФ (действующей с 03.04.2018) в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, при управлении МКД управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в МКД предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в МКД договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в МКД и ресурсоснабжающей организацией заключается на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется (часть 6 статьи 157.2 ЖК РФ).

В силу пункта 1 части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в МКД и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в МКД одновременно в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в МКД, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

По решению ресурсоснабжающей организации указанный срок может быть перенесен, но не более чем на три календарных месяца. О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет лицо, по инициативе которого было созвано данное собрание, не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола общего собрания собственников помещений в МКД в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 настоящего Кодекса.

Положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ, в том числе, с участием нанимателя жилого помещения по договору социального найма; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 12, часть 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).

В ЖК РФ внесен специальный раздел IV «Специализированный жилищный фонд», который определяет виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, их назначение, а также основания предоставления специализированных жилых помещений.

Специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 2 части 3 статьи 19 ЖК РФ).

В силу пункта 8 части 1 и части 3 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом. Порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду установлены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, а также типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 (далее – Правила № 42).

Пунктом 3 названных Правил № 42 предусмотрено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество.

Договоры социального найма жилых помещений государственного и муниципального фондов и договор найма специализированного жилищного фонда различны по своей правовой природе, основаниям возникновения и основаниям прекращения.

Части 1 и 3 статьи 100 ЖК РФ определяют, что по договору найма специализированного жилого помещения собственник такого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать нанимателю жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. В договоре найма указываются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.

В системной взаимосвязи вышеназванных норм права, прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.

Пунктом 11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), установлено, что условия предоставления коммунальных услуг нанимателю определяются в договоре найма, в том числе договоре социального найма, договоре найма специализированного жилого помещения, договоре найма жилого помещения, находящегося в частной собственности, для нанимателя жилого помещения по такому договору.

Согласно пункту 12 Правил № 354 собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателям коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил; в частности, договоров электроснабжения, газоснабжения, отопления и т.д.

Как установлено судами, приказами Комитета строительства Волгоградской области спорные объекты включены в специализированный жилищный фонд Волгоградской области для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 2.4.2 Устава ГКУ ВО «УКС» учреждение выполняет функции наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области, в том числе заключение договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области; принятия решений по разрешению регистрации граждан специализированном жилищном фонде Волгоградской области; заключение договоров, связанных с техническим обслуживанием, содержанием и ремонтом жилых помещений специализированного жилого фонда Волгоградской области.

На основании приказов ГКУ «УКС» между учреждением (наймодатель) и гражданами из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (наниматели), заключены договоры найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, в том числе, на спорные жилые помещения по вышеназванным адресам, по условиям которых спорные объекты переданы во владение и пользование для временного проживания в нем.

Плата взыскивается за газ, поставленный в помещения, в период действия данных договоров.

Из содержания самих договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда следует, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (обязательные платежи).

Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги возникает с момента заключения договора (подпункт 6 пункта 8 договора). При этом обязанности самого наймодателя включают его обязательство обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг (подпункт 7 пункта 15 договора), предусмотрено право наймодателя требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (подпункт 1 пункта 14 договора).

Исходя из перечисленных норм права, в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в специализированный жилищный фонд участвуют наймодатель (ГКУ ВО «УКС»), как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация, как поставщик газа. Абонентом (потребителем) но договору поставки газа и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является наймодатель.

В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю (наймодателю).

Указанный порядок расчетов прямо предусмотрен условиями договоров найма специализированного жилого помещения, заключенных между наймодателем ГКУ ВО «УКС» и нанимателями.

Согласно представленным в материалы дела договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные жилые помещения заселены, граждане пользуются указанными помещениями, что не отрицалось ни истцом, ни ответчиком. Срок действия данных договоров определен в пять лет.

Условиями договоров найма жилого помещения специализированного жилищного фонда определено, что наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая возникает у него с момента заключения договора, а наймодатель, в свою очередь, имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Судами сделан правильный вывод, что ответчик является покупателем коммунального ресурса с соответствующими правами и обязанностями, в том числе, обязанностью по оплате потребленного природного газа.

Представленный истцом расчет исковых требований проверен, признан правильным.

Доказательств погашения задолженности в размере 12 062 руб. 23 коп., а равно доказательств наличия долга в ином (меньшем) размере, ответчиком не представлено, в связи с чем исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции, с чем согласился суд апелляционной инстанции.

Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06.12.2021 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2021 по делу № А12-18429/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                            Т.Н. Федорова

Судьи                                                                                    Г.Н. Махмутова

                                                                                              А.Х. Хисамов