АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-6578/2021
г. Казань Дело № А65-214/2021
02 декабря 2021 года
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Мухаметшина Р.Р., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
заявителя – ФИО1, доверенность от 25.02.2021,
ответчика – ФИО2, доверенность 11.01.2021,
третьего лица – ФИО3, доверенность от 08.07.2021, ФИО4, доверенность от 08.07.2021, ФИО5, доверенность от 01.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ТСЖ «Фучика 72», Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021
по делу № А65-214/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Правильный дом» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным действия по отказу во включении в реестр лицензий на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений многоквартирном доме № 72 по улице Ю.Фучика г. Казани и об отмене решения № 06-10/11193 на № 101 от 14.12.2020 на № 101 от 03.12.2020, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ТСЖ «Фучика 72»,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Правильный дом» (далее – общество, управляющая компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее – жилищная инспекция), выраженных в отказе управляющей компании включения в реестр лицензий на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами сведений о многоквартирном доме № 72 по улице Ю.Фучика г. Казани и об отмене решения от 14.12.2020 № 06-10/1119; об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан, включив в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан сведения о многоквартирном доме № 72 по ул. Ю.Фучика в г. Казани, деятельность по управлению которым осуществляет управляющая компания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья «Фучика 72» (далее – ТСЖ «Фучика 72»).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 решение суда первой инстанции отменено, заявление удовлетворено, судом признан незаконным отказ жилищной инспекции во включении в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан сведений о многоквартирном доме № 72 по улице Ю.Фучика г. Казани, выраженный в решении от 14.12.2020 № 06-10/11193. Суд обязал жилищную инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан, включив в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Республики Татарстан сведения о многоквартирном доме № 72 по ул. Ю.Фучика в г. Казани, деятельность по управлению которым осуществляет заявитель.
В кассационных жалобах жилищная инспекция и ТСЖ «Фучика 72» просят отменить принятый по делу судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции. Жилищная инспекция ссылается на недопустимость совмещения двух способов управления многоквартирным домом – ТСЖ «Фучика 72», которое процедуру ликвидации в настоящее время не осуществляет, и новой управляющей компанией – заявителем. Кроме того, податели жалобы указывают на то, что ТСЖ «Фучика 72» с заявлением об изменении способа управления спорного многоквартирного дома не обращалось, а жилищное законодательство не предусматривает возможность обращения с таким заявлением в жилищную инспекцию управляющей компанией.
Определением Арбитражного суда Поволжского округа от 23.11.2021 произведена замена судьи Хакимова И.А. на судью Хабибуллина Л.Ф.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 23.11.2021 объявлялся перерыв до 13 часов 45 минут 30.11.2021.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Заявитель является лицензированной управляющей организацией на основании лицензии от 23.11.2018 № 351 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно реестра лицензий, размещенного на официальном сайте жилищной инспекции gji.tatarstan.ru., деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <...>, осуществляет ТСЖ «Фучика 72».
Общим собранием в форме очно - заочного голосования собственников многоквартирного жилого дома № 72 по ул. Ю.Фучика г. Казани принято решение об изменении способа управления многоквартирным домом путем отказа от управления домом товариществом собственников жилья, выбора в качестве управляющей компанией по дому управляющей компании – заявителя и заключения с ним договора управления.
Решение общего собрания собственников многоквартирного жилого дома № 72 по ул. Ю.Фучика г. Казани оформлено Протоколом № 1 общего собрания собственников от 16.05.2019.
Управляющая компания письмом от 21.06.2019 № 87 обратилось к председателю ТСЖ «Фучика 72», в котором указало на изменение способа управления многоквартирным домом по вышеназванному адресу путем отказа от управления домом товариществом собственников жилья, выбора в качестве управляющей компанией по дому общества в соответствии с протоколом общего собрания от 16.05.2019. Управляющая компания на основании положений части 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации просило товарищество собственников жилья представить в жилищную инспекцию соответствующие сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, а также просило передать техническую документацию на вышеуказанный многоквартирный дом.
Письмо направлено председателю ТСЖ «Фучика 72» ФИО6 ценным письмом (с описью вложения) по юридическому адресу товарищества собственников жилья – <...>, с приложением протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома № 72 по ул. Ю.Фучика г. Казани от 16.05.2019 и Приложения № 1, 2, 3, 4, 5, 6 к протоколу общего собрания от 16.05.2019.
ТСЖ «Фучика 72» сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в орган государственного жилищного надзора не представило.
Управляющая компания обратилась в жилищную инспекцию с заявлением от 03.12.2020 № 101 о внесении изменений в реестр по многоквартирному дому № 72 по ул. Ю.Фучика г. Казань, приложив к заявлению: протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 72 по ул. Ю.Фучика г. Казани о выборе управляющей организации (заявителя) от 16.05.2019 года с приложениями № 1-№ 6 к протоколу, копию решения Приволжского районного суда г. Казани по делу № 2-523/20 от 26.06.2020, копию апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 09.11.2020.
Жилищной инспекцией проведена проверка заявления и документов, представленных обществом, на предмет соблюдения условий, установленных Порядком и сроками внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр (далее – Порядок).
Решением от 14.12.2020 № 06-10/11193 жилищная инспекция отказала во внесении изменений вышеуказанного дома в реестр лицензий, деятельность по управлению которым осуществляет заявитель. Основанием для отказа послужило то, что заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от ТСЖ «Фучика 72» не поступило. Кроме того, управляющая компания в нарушении пункта 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416) надлежащим образом не известило ТСЖ «Фучика 72», а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, о смене способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...> (в документах отсутствуют сведения об уведомлении).
Жилищная инспекция также указала на то, что оформление протокола общего собрания собственников помещений не соответствует Требованиям № 44/пр., ТСЖ «Фучика 72» процедуру ликвидации не осуществляет, жилищное законодательство не предусматривает возможность обращения с заявлением об изменении способа управления многоквартирным домом управляющей компанией.
Посчитав данное решение жилищной инспекции незаконным, нарушающим его права и законные интересы, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал обоснованными доводы жилищной инспекции.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Право выбора способа управления многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений в этом доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В силу части 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 названной статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом.
Положения части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 названного Кодекса.
В соответствии с пунктами 4, 6, 7 Порядка, рассмотрение заявления лицензиата и приложенных к нему документов осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты их поступления; по итогам проверки заявления и документов оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка; по результатам их рассмотрения принимается одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления.
Из материалов дела следует, что ТСЖ «Фучика 72» не были внесены сведения, предусмотренные частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации и в адрес жилищной инспекции уведомление, предусмотренное частью 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, не направлено.
Управляющая компания неоднократно (в июне 2019 года и в августе 2020 года) обращалось в жилищную инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Республики Татарстан в отношении спорного дома, однако им получены отказы.
В оспариваемом решении отказ жилищной инспекции содержит ссылку на подпункт «а» пункта 9 Порядка.
Согласно подпункту «а» пункту 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» - «е» пункта 5 настоящего Порядка.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах деда доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил отсутствие со стороны заявителя нарушений вышеуказанных норм Порядка.
При этом законность решения общего собрания собственников, оформленного протоколом № 1 общего собрания собственников от 16.05.2019, подтверждена вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда г. Казани от 26.06.2020 по делу № 2-523/2020, в соответствии с которым исковое заявление ФИО7 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 72 по улице Ю.Фучика г. Казани Республики Татарстан, оформленного протоколом от 16.05.2019 № 1, оставлены без удовлетворения.
Решение Приволжского районного суда г. Казани от 26.06.2020 по делу № 2-523/2020 оставлено без изменения Апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Татарстан от 09.11.2020, Определением судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.04.2021.
ТСЖ «Фучика 72» в установленный частью 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации пятидневный срок со дня принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом обязанности по представлению в жилищную инспекцию сведений о прекращении управления многоквартирным домом не представило. Данное обстоятельство, как правильно отметил суд апелляционной инстанции, свидетельствует об уклонении ТСЖ «Фучика 72» от выполнения указанной обязанности до настоящего времени, что установлено судом апелляционной инстанции.
В связи с длительным невыполнением ТСЖ «Фучика 72» возложенных на него частью 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по представлению в жилищную инспекцию сведений о прекращении управления многоквартирным домом, управляющей компанией в жилищную инспекцию подано заявление о внесении изменений в реестр лицензий и предоставлены необходимые сведения о спорном доме, что не противоречит пункту 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Порядка.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что иное толкование положений части 8 статьи 135, части 2 и 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации приводит к невозможности реализации принятых собственниками помещений решения об изменении способа управления многоквартирным домом в результате уклонения товариществом собственников жилья от представления в жилищную инспекцию сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья. Поэтому указание жилищной инспекцией о невозможности обращения управляющей компании с заявлением об изменении способа управления многоквартирного дома, не основано на нормах закона. Суд апелляционной инстанции правомерно признал решение жилищной инспекции нарушающими права и законные интересы заявителя.
Суд правомерно отклонил доводы ТСЖ «Фучика 72» об осуществлении товариществом собственников жилья деятельности по управлению спорным домом, об отсутствии намерений ликвидироваться, о заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями как не имеющее правового значения для рассмотрения настоящего дела. Предметом настоящего дела является проверка законности решения жилищной инспекции об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и при рассмотрении которого установлены обстоятельства изменения решением общего собрания собственников помещений в спорном доме способа управления многоквартирным домом – с управления ТСЖ «Фучика 72» на управление управляющей компанией (заявителем).
Судебная коллегия считает, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2021 по делу № А65-214/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Поволжского округа от 22.09.2021.
Возвратить товариществу собственников жилья «Фучика 72» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 рублей, перечисленную по платежному поручению от 31.08.2021 № 418.
Выдать справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья Л.Ф. Хабибуллин
Судьи Р.Р. Мухаметшин
А.Н. Ольховиков