Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-10505/21
Екатеринбург
18 февраля 2022 г. | Дело № А71-2391/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Беляевой Н.Г., Краснобаевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.08.2021 по делу № А71-2391/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя учреждения. Ходатайство судом удовлетворено.
Областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1) о взыскании ущерба в сумме 349 240 руб., нанесенного тяжеловесным автотранспортным средством при проезде по дорогам общего пользования.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2.
Решением суда первой инстанции от 12.08.2021 исковые требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.10.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель ФИО1 просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. По мнению заявителя, истцом не доказан факт противоправности и виновности действий ответчика, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следовало отказать в полном объеме. Заявитель отмечает, что факт превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства зафиксирован в акте от 22.04.2018 № 52, подписанном водителем с замечаниями относительно вменяемого нарушения по превышению нагрузки, вместе с тем контрольное взвешивание не произведено. Также ответчик указывает на то, что общая масса автомобиля с грузом не превысила нормативных значений, установленных пунктом 75 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2012 № 272 (масса спорного транспортного средства не должна превышать 40 тонн, тогда как масса автомобиля составила 35,2 тонны).
Кроме того, заявитель ссылается на договор купли-продажи автомобиля и акт приема-передачи транспортного средства от 18.02.2018, согласно которым автомобиль был реализован и передан в пользование индивидуальному предпринимателю ФИО2 Полагает, что отсутствие государственной регистрации договора не свидетельствует о более позднем переходе права собственности на автомобиль киндивидуальному предпринимателю ФИО2
Учреждение представило возражения на кассационную жалобу, в которых просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков, предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ.
Согласно пунктам 11, 13 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007
№ 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Статьей 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 (далее - Правила), вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств; размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений, в том числе: а) предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Пунктом 3 Правил установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда по участкам автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.
В таблице 2 приложения установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В соответствии с пунктом 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272 (в редакции, действующей в спорный период), размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимые массы транспортных средств, установленные в приложении № 1 к данным Правилам, а допустимые осевые нагрузки транспортных средств не превышали допустимые осевые нагрузки транспортных средств, установленные в приложении № 2 к Правилам.
Превышение данных технических параметров ведет к признанию перевозимого груза тяжеловесным и последствиям, предусмотренным статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 22.04.2018 сотрудником стационарного пункта весового контроля «Левый Берег» департамента автомобильных дорог, расположенного на автомобильной дороге «Казань-Ульяновск» - «Ульяновск-Самара» 12+740 км, произведено взвешивание грузового автомобиля SKANIA, государственный регистрационный знак <***>, и полуприцепа Кроне, государственный регистрационный знак ВВ6683/52, под управлением водителя ФИО3
По результатам взвешивания установлен факт превышения предельно допустимых осевых параметров, что зафиксировано в акте от 22.04.2018 № 52 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и/или нагрузке на ось.
В акте в качестве собственника грузового автомобиля указан предприниматель ФИО1
Согласно расчетному листу к акту № 52 общий размер вреда
составил 349 240 руб.
Поскольку ответчиком в добровольном порядке причиненный автомобильным дорогам вред не возмещен, учреждение обратилось в суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды приняли во внимание, что согласно акту от 22.04.2018 № 52 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и/или нагрузке на ось учреждением установлен факт превышения установленных ограничений по нагрузке на оси, в том числе на первую ось - 6.480 тн при допустимой нагрузке – 5 тн, на вторую ось – 8.120 тн при допустимой нагрузке – 5 тн, на третью ось – 6.875 тн при допустимой нагрузке - 3 тн, на четвертую ось – 6.780 тн при допустимой нагрузке – 3 тн, на пятую ось – 6.985 тн при допустимой нагрузке - 3 тн.
Акт составлен в присутствии водителя ФИО3, содержит подпись последнего.
Расчет вреда произведен истцом в соответствии требованиями приведенных выше нормативных актов и ответчиком не опровергнут.
При таких обстоятельствах, учитывая установленный учреждением факт осуществления предпринимателем ФИО1 перевозки на принадлежащем ответчику транспортном средстве с превышением установленных осевых нагрузок в отсутствие специального разрешения и, соответственно платы за провоз тяжеловесных грузов, руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Правил, и принимая во внимание, что превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили исковые требования учреждения о взыскании с ответчика ущерба в сумме 349 240 руб., нанесенного тяжеловесным автотранспортным средством при проезде по дорогам общего пользования.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Довод предпринимателя ФИО1 о том, что истцом не доказан факт противоправности и виновности действий ответчика, поскольку общая масса автомобиля с грузом не превысила нормативных значений, установленных пунктом 75 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2012 № 272, отклоняется судом кассационной инстанции с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, Правил № 934, пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, и учитывая, что превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является самостоятельным основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, о реализации транспортного средства по договору купли-продажи от 18.02.2018 были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 12.08.2021 по делу
№ А71-2391/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий И.А. Татаринова
Судьи Н.Г. Беляева
И.А. Краснобаева