ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-10552/21 от 09.02.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-10552/21

Екатеринбург

09 февраля 2022 г.

Дело № А60-14296/2021

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Ященок Т.П., рассмотрел кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск (далее – администрация, заявитель ) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2021 по делу № А60-14296/2021                                  и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по тому же делу.

Кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, судьей единолично без вызова сторон.

Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее – Управление, антимонопольный орган) от 17.03.2021 № 066/04/7.32.4-720/2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 руб.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Дельтастрой» (далее – общество «Дельтастрой»), общество с ограниченной ответственностью «Атриум» (далее – общество «Атриум»), общество с ограниченной ответственностью «Уралстройпроект» (далее – общество «Уралстройпроект»).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2021                          в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель кассационной жалобы считает, что извещение о проведении аукционов по 3 лотам  размещено в соответствии с требованиями пунктов 19, 20 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Полагает, что не указание в извещении о проведении аукционов каких – либо сведений, содержание которых предусмотрено подпунктом 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ, не является неразмещением информации о проведении торгов.

Администрация в жалобе настаивает на том, что,  поскольку как решением антимонопольного органа, так и оспариваемым постановлением установлен факт надлежащего размещения извещения о проведении аукционов в соответствии с требованиями пунктов 19, 20 статьи 39.11 ЗК РФ, антимонопольным органом допущена ненадлежащая квалификация административного правонарушения. Считает, что в ее действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации – без удовлетворения.

         Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения                                     к ответственности послужили выводы антимонопольного органа о нарушении администрацией подпункта 4 пунтка 21 статьи 39.11 ЗК РФ, выразившиеся                           в неразмещении в извещении о проведении аукциона № 1310-2020/АЮ сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения.

Частью 1 статьи 7.32.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 названного Кодекса.

Объективную сторону данного правонарушения образуют действия                              по неразмещению информации о проведении обязательных в соответствии                        с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества.

Субъектом ответственности являются, в том числе, юридические лица - организаторы обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной                                            или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения,                               за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

При подготовке к проведению аукциона по инициативе органа местного самоуправления либо заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица согласно подпункта 4 пункта 3                                      и подпункта 8 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ осуществляется получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.

На основании части 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее чем за 30 дней до дня проведения аукциона предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в течение 14 дней со дня поступления заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка направляет в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, запрос о предоставлении указанных технических условий, информации о сроке их действия и плате за подключение (технологическое присоединение).

В силу частей 7, 8 статьи 48 ГрК РФ технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления.

Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года. Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей' инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями                                  и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.

Согласно пункту 10 статьи 48 ГрК РФ порядок определения                                        и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 5 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13.02.2006 № 83 (далее - Правила № 83) орган местного самоуправления                         не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов                        по продаже права собственности (аренды) земельного участка, находящегося                        в государственной собственности, предоставляет заинтересованным лицам технические условия. Для их получения, а также информации о плате                               за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия указанного решения обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.

Технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет,                                 а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены (пункт 10 Правил № 83).

Исходя из пункта 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Заключение о невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения является соблюдением условий, предусмотренных подпункта 4 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.

Поддержав выводы антимонопольного органа о том,                                    что администрацией в извещении о проведении аукционов № 1310-2020/АЮ                       не указаны сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения, суды обоснованно исходили из следующего.

Общество «Дельтастрой» в жалобе, поданной в управление, ссылается                     на то, что в нарушение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ в извещении о проведении аукционов № 1310-2020/АЮ по Лоту № 1 отсутствуют технические условия подключения (технологического присоединения, далее - техприсоединение) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно письму муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее – предприятие) от 10.09.2019 № 1209/4 по Лоту № 1 для решения вопроса о предоставлении технических условий необходимо обратиться                            в общество с ограниченной ответственностью «Аква-ресурс». Возможность для технологического присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения земельного участка с кадастровым № 66:58:1101006:25974 у предприятия отсутствует. На основании письма от 16.09.2019 № 50-07/50/и-97 акционерного общества «Облкоммунэнерго» подключение к электроснабжению возможно, однако, данное письмо не является техническим условием, так как отсутствуют сумма оплаты за техприсоединение, точка подключения, максимальная                                    и минимальная мощность присоединения, вместе с тем, технические условия выдаются на каждый адрес присоединения отдельно, а не на 3 сразу. На основании письма от 18.09.2019 № 3/3.5-3/152 техническая возможность тех присоединения к сетям акционерного общества «Газэкс» имеется                                   от действующего газопровода низкого давления (Р - 0,002 Мпа) Д - 63 Мц                             в районе жилого дома, расположенного по адресу: п. Новоуткинск, ул. Партизан, д. 48. Также Администрацией в извещении № 1310-2020/АЮ размещена недостоверная информация о сроке подключения 275 дней, которая, в свою очередь, отсутствует в письме общества «Газэкс».

Полученные ответы на запросы о предоставлении технических условий прописаны в пункте 3.1.5 извещения № 1310-2020/АЮ.

Судами приняты во внимание пояснения общества «Аква-ресурс» о том, что в его адрес не поступало обращений на выдачу технических условий                           по адресу: <...>; более того, указанный адрес не входит в зону действия общества «Аква-ресурс», как гарантирующего поставщика.

Судами учтены пояснения общества «Газэкс», который указал,                                 что согласно пункту 6 Правил подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, заявитель в целях определения технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос                             о предоставлении технических условий, с приложением документов, перечень которых определен Правилами № 410. Информация о технической возможности подключения направлена в адрес администрации.

Общество «Атриум» в жалобе ссылается на то, что в нарушение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ в извещении о проведении аукционов № 1310-2020/АЮ по Лоту № 2 отсутствуют технические условия подключения (техподключения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Открытое акционерное обществ «МРСК Урала» пояснено,                                      что  электроснабжение земельного участка с кадастровым № 66:58:0120013:96 возможно при условии строительства ВЛ-6 кВт Совхоз - 2, ориентировочно 300 м, строительство ТП-6/0,4 кВт, однако, в данном письме отсутствуют сведения о максимальной и минимальной мощности, сроках подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, плате за подключение (технологическое присоединение).

Согласно письму общества с ограниченной ответственностью «СТК» от 09.04.2020 № 513072-03-00284 снабжение ресурсом, техприсоединение                          к тепловым сетям возможно, однако данное письмо, также не содержит технических условий, поскольку в нем не указаны сведения о сроках техприсоединения, максимальная и минимальная мощность и плата                                  за техприсоединение. На основании технических условий общества «Газэкс» от 14.04.2020 № 554/2020 техприсоединение к газовым сетям возможно, вместе с тем, срок действия 70 дней, который истек 20.06.2020; извещение № 1310‑2020/АЮ размещено 27.08.2020. Согласно ответу общества «Облкоммунэнерго» от 03.06.2020 № 50-07/5014-298 подключение возможно, точка присоединения на границе земельного участка заявителя ВП-0,4 кВт РУ - 0,4 кВТ ТП-306, также отсутствуют сроки техприсоединения, стоимость техприсоединения.

Полученные ответы на запросы о предоставлении технических условий прописаны в пункте 3.2.5 извещения № 1310-2020/АЮ.

Общество «Облкоммунэнерго» указано также на то, что Правила № 83                     не распространяются на общество «Облкоммунэнерго», так как порядок технологического присоединения к электрическим сетям регулируется Правилами № 861, согласно которым первоначальным этапом процедуры техприсоединения является подача заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение.

Судами принято во внимание ответ общества «МРСК Урала» о том,                            что  по Лоту № 2 в адрес администрации на ее запрос направлен ответ                               о возможности электроснабжение земельного участка с кадастровым                               № 66:58:0120013:96 при условии строительства ВЛ-6 кВт Совхоз - 2, ориентировочно 300 м, строительство ТП - 6/0,4 кВт.

Обществом «Газэкс» по Лоту № 2 в адрес администрации направлены технические условия от 04.06.2020 № 554/2020.

Общество «Уралстройпроект» в жалобе ссылается на то, что в нарушение подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ в извещении о проведении аукционов № 1310-2020/АЮ по Лоту № 3 отсутствуют технические условия подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

По Лоту № 3 организатором торгов также запрошены технические условия о технологическом присоединении.

Обществоом «Облкоммунэнерго» пояснено, что техническая возможность техприсоединения, земельного участка возможна, однако, отсутствуют сведения, предусматривающие предельную свободную мощность существующих сетей, сроки действия технических условий, плата                                       за подключение (технологическое присоединение), срок действия технических условий. Согласно техническим условиям от 23.06.2020 № 1100/2020, выданных обществом «Газэкс», срок действия составляет 70 дней с даты выдачи, то есть с 23.06.2020, а именно до 03.09.2020, на момент проведения торгов будут считаться не актуальными.

Полученные ответы на запросы о предоставлении технических условий прописаны в пункте 3.3.5 извещения № 1310-2020/АЮ.

Общество «Газэкс» по Лоту № 3 указано, что в адрес администрации направлены технические условия от 23.06.2020 № 1100/2020.

Кроме того, судами указано, что по делу № А60-61143/2020 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению администрации                         к управлению о признании недействительным решения от 22.09.2020                                  по жалобам № 066/01/18.1-3712/2020, 066/01/18.1-3713/2020, 066/01/18.1-3714/2020 от обществ «Дельтастрой», «Атриум», «Уралстройпроект»                                 в удовлетворении требований отказано. По указанному делу подтвержден факт того, что администрацией в извещении о проведении аукционов не указаны сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования извещения.

В связи с этим судами верно сделан вывод о наличии нарушения администрацией подпункта 4 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ.

Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества, события вмененного административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, суды пришли к выводу о доказанности материалами дела вины администрации во вмененном ей административном правонарушении, обоснованно указав на то, администрацией не предприняты все зависящие от нее меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.

Правильно применив указанные выше нормы права, оценив  фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, суды правомерно сделали вывод о  наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

При назначении меры ответственности управлением штраф назначен                      в пределах санкции соответствующей нормы.

Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Администрацией требований.

Все доводы таможенного органа, приведенные в кассационной жалобе,                  сводятся  к иной, чем у судов оценке доказательств и не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных  актов, как                                 не опровергающие обоснованность выводов судов  и не свидетельствуют                                                         о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы  фактически повторяют доводы,  которые были предметом рассмотрения в судах обеих  инстанций, что нашло свое отражение в судебных  актах. Иное толкование положений законодательства,                        а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о незаконности принятых    по делу законных  судебных  актов. Кроме того, доводы  заявителя не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы  7 АПК РФ.

Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (часть 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

         С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 288.2, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.07.2021 по делу № А60-14296/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Первоуральск – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

      Судья                                                                                           Т.П. Ященок