ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-1061/22 от 29.03.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1061/22

Екатеринбург

01 апреля 2022 г.

Дело № А07-16217/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е. О. ,

судей Вдовина Ю.В. , Лукьянова В.А.

при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел в судебном заседании путем использования системы веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мохит‑СТР» (далее – общество «Мохит-СТР») на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу № А07-16217/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021  по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании путем использования системы веб-конференции приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью Региональный оператор «Эко-Сити» (далее – общество РО «Эко-Сити») - Мухамадеева Г.А. (доверенность от 16.08.2021);

общества «Мохит-СТР» - Габидуллин Р.В. (доверенность от 11.05.2021).

Общество «Мохит-СТР» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству природопользования и экологии республики Башкортостан (далее - Министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении действий предусмотренных пунктами 32, 34 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 (далее - Правила № 1130), по корректировке Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными Республики Башкортостан (далее - Территориальная схема), а именно - в части невнесения в Территориальную схему данных о мощности мусоросортировочного комплекса, эксплуатируемого обществом «Мохит-СТР», расположенного по адресу: г. Стерлитамак, ул. Элеваторная, 2А, в размере 200 000 тонн в год, а также в части не указания направления потоков твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), образованных на территории муниципального района Стерлитамакский район (16 700 тонн) и городского округа город Стерлитамак (98 820 тонн) на мусоросортировочный комплекс, эксплуатируемый обществом «Мохит-СТР», расположенный по адресу: г. Стерлитамак, ул. Элеваторная, 2А. Кроме того, общество «Мохит-СТР» просило обязать Министерство совершить действия, предусмотренные пунктами 32, 34 Правил № 1130, по корректировке Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными Республики Башкортостан, а именно - внести в Территориальную схему данные о мощности мусоросортировочного комплекса, эксплуатируемого обществом «Мохит-СТР», расположенного по адресу: г. Стерлитамак, ул. Элеваторная, 2А, в размере 200 000 тонн в год, а также указать направления потоков ТКО, образованных на территории муниципального района Стерлитамакский район (16 700 тонн) и городского округа город Стерлитамак (98 820 тонн) на мусоросортировочный комплекс, эксплуатируемый обществом «Мохит-СТР», расположенный по адресу: г. Стерлитамак, ул. Элеваторная, 2А.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительном предмета спора, привлечены: общество «Эко-Сити», общество РО «Эко-Сити», Южно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Управление).

         Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

         Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021 решение суда оставлено без изменений.

         В кассационной жалобе общество «Мохит-СТР» просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Министерство письмами известило общество «Мохит-СТР» о фактическом принятии им решения о внесении истребованной заявителем корректировки в Территориальную схему, однако, сами изменения не внесены.

Общество «Мохит-СТР» также полагает, что вывод судов о том, что действующее нормативное регулирование не предусматривает сроков, в течение которых должны быть внесены изменения в Территориальную схему, не соответствует нормам действующего законодательства.

Кроме того, общество «Мохит-СТР» считает ошибочной ссылку судов на установленные решением Верховного суда Республики Башкортостан от 15.04.2021 обстоятельства, послужившие основанием для отказа в удовлетворении исковых требований общества «Мохит-СТР» о признании недействующим Приказа Министерства от 30.12.2019 № 1198п, утвердившего Территориальную схему. При этом общество «Мохит-СТР» отмечает, что законодательно предусмотрена возможность корректировки Территориальной схемы как на этапе ее разработки на стадии общественного обсуждения, так и в период ее действия.

Общество «Мохит-СТР» указывает также на то, что им представлены достаточные доказательства осуществления модернизации мусоросортировочного комплекса: письмо общества с ограниченной ответственностью «Экомашгруп» от 24.05.2018 № 3769; санитарно-эпидемиологическое заключение проекта санитарно-защитной зоны; решение Роспотребнадзора от 15.05.2020 об установлении санитарно-защитной зоны; генеральный план городского округа г. Стерлитамак; проект реконструкции мусоросортировочного комплекса и пояснительные записки к нему; схемы до и после реконструкции; технические паспорта на оборудование; определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции.

В связи с этим общество «Мохит-СТР» полагает, что обладая всеми разрешительными документами, произвело модернизацию своего комплекса и должно быть указано в Территориальной схеме с измененными новыми параметрами обработки ТКО.

В отзыве на кассационную жалобу общество РО «Эко-Сити» указывает на обоснованность доводов кассационной жалобы общества «Мохит-СТР», просит кассационную жалобу удовлетворить.

         Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, общество «Мохит-СТР» осуществляет деятельность по транспортированию и обработке ТКО на основании лицензии от 22.12.2017 на мусоросортировочном комплексе, расположенном по адресу: г. Стерлитамак, ул. Элеваторная, 2А. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.11.2016 № 480 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, пунктом 2 таблицы 5.2 которой предусмотрен эксплуатируемый обществом «Мохит-СТР» объект мусоросортировки. При этом, в схеме указана мощность объекта - 70 000 тонн в год.

Обществом «Мохит-СТР» в начале 2018 г. была произведена модернизация названного мусоросортировочного комплекса, в результате которой производственная мощность повысилась до 200 000 тонн в год, о чем общество «Мохит-СТР» уведомило Министерство письмом от 25.05.2018 № 112 с приложением санитарно-эпидемиологического заключения и письма производителя установки по обработке отходов общества «Экомашгрупп» от 24.05.2018 № 3769.

Общество «Мохит-СТР» на протяжении трех лет неоднократно обращалось в Министерство с письменными просьбами внести изменение в Территориальную схему, указав значение мощности мусоросортировочного комплекса равное 200 000 тн/год. Письмом от 17.01.2019 № 30/733 Министерство сообщило о том, что его замечания будут учтены при корректировке Территориальной схемы. Письмом от 12.11.2019 № 30/17730 Министерство уведомило общество «Мохит-СТР» о том, что его предложения и замечания по проекту Территориальной схемы учтены, в проект внесены соответствующие изменения. При актуализации Территориальной схемы мусоросортировочный комплекс общества «Мохит-СТР» мощностью 200 000 тонн в год будет включен в Территориальную схему в случае предоставления санитарно-эпидемиологического заключения.

Приказом Министерства от 30.12.2019 № 1198п утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, в которой отражен эксплуатируемый обществом «Мохит-СТР» объект мусоросортировки, расположенный по адресу: г. Стерлитамак, ул. Элеваторная, 2А, мощностью 40 000 тонн в год.

Министерство письмом от 11.06.2020 № 30/9113 сообщило обществу «Мохит-СТР», что в настоящее время вносит изменения в Территориальную схему. Согласно представленным документам будут скорректированы данные по мусоросортировочному комплексу общества «Мохит-СТР» в части увеличения проектной мощности до 200 000 тонн в год и направления потоков отходов (ТКО, образованные на территории муниципального района Стерлитамакский район (16 700 тонн) и городского округа город Стерлитамак (98 820 тонн) будут направлены на мусоросортировочный комплекс общества «Мохит-СТР» с учетом разрешенного движения мусоровозов.

Полагая, что со стороны Министерства допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер к корректировке Территориальной схемы по обращениям общества «Мохит-СТР» в части указания значения мощности мусоросортировочного комплекса, а также в части не указания направления потоков ТКО, образованных на территории муниципального района Стерлитамакский район (16 700 тонн) и городского округа город Стерлитамак (98 820 тонн) на спорный мусоросортировочный комплекс, общество «Мохит-СТР» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемых действий (бездействия) незаконными, отказали в удовлетворении заявленных требований.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.

На основании пункта 5 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем обращения с отходами, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктами 29 – 34 Правил № 1130 предусмотрено, что корректировка территориальных схем осуществляется путем внесения в нее изменений по мере необходимости. Основаниями для корректировки территориальной схемы являются: а) изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; б) выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; в) ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; г) вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; д) заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами. Замечания и предложения по корректировке территориальной схемы представляются органами и лицами, указанными в подпункте «в» пункта 20 настоящих Правил, в уполномоченный орган в письменном виде. После поступления замечаний и предложений по корректировке территориальной схемы в уполномоченный орган от органов и лиц, указанных в подпункте «в» пункта 20 настоящих Правил (к числу таких лиц отнесены органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, граждане, организации, иные заинтересованные лица), уполномоченный орган рассматривает их в течение 30 дней на соответствие основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил, и принимает решение о внесении изменений в территориальную схему или об отказе ее корректировки. В случае несоответствия замечаний и предложений по корректировке территориальной схемы основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил, уполномоченный орган направляет органу или лицу, представившему соответствующие предложения, мотивированный отказ в корректировке территориальной схемы. В случае наличия в замечаниях и предложениях по корректировке территориальной схемы оснований, предусмотренных пунктом 30 настоящих Правил, корректировка территориальной схемы производится в порядке и с соблюдением сроков, установленных пунктами 20 - 28 настоящих Правил.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что Приказом Министерства от 30.12.2019 № 1198п утверждена Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Башкортостан, раздел V которой (места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов) содержит таблицу 5.3, где указаны сведения об объектах обработки, утилизации и обезвреживания на территории Республики Башкортостан. В названной таблице, под пунктом 67 отражен объект общества «Мохит-СТР», расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Элеваторная, д. 2а. Таблицей 5.4 указанного раздела определена проектная мощность эксплуатирующей компании общества «Мохит-СТР» в размере 40 000 тонн в год. При этом, как установлено судами, на рисунке 7.4 обозначено направление потоков ТКО, образованных на территории г. Стерлитамака, Стерлитамакского района, Ишимбайского района, Аургазинского района, Стерлибашевского района, Гафурийского района.

Кроме того, судами установлено, что общество «Мохит-СТР» обращалось в Верховный суд Республики Башкортостан с административным иском к Министерству о признании частично недействующим приказа от 30.12.2019 № 1198п и утвержденной этим приказом Территориальной схемы.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15.04.2021 по делу № 3га-216/2021 исковое заявление общества «Мохит-СТР» удовлетворено частично: признан недействующим с момента принятия рисунок 7.4 «Схема направления потоков ТКО Зоны № 3» Территориальной схемы, в части направлений потоков ТКО, образованных на территории г. Стерлитамака, Стерлитамакского района, Ишимбайского района, Аургазинского района, Стерлибашевского района, Гафурийского района. В удовлетворении искового заявления о признании недействующими приказа Министерства от 30.12.2019 № 1198п и утвержденной данным приказом Территориальной схемы в части указания в таблице проектной мощности равной 40 000 тонн в год отказано.

Из названного решения суда также следует, что общество «Мохит-СТР» не представило в Министерство доказательства, подтверждающие сведения о производственной мощности 200 000 тонн/год, а также не представило сведения о применяемых технологических решениях и об оборудовании объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Судами также отмечено, что 27.07.2021 отменяя решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15.04.2021 по делу № 3га-216/2021 в том числе в связи с принятием частичного отказа общества «Мохит-СТР» от заявленных требований, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции не переоценила указанные выводы Верховного Суда Республики Башкортостан.

Доказательств того, что надлежащие документы, подтверждающие модернизацию оборудования и технического переоснащения производства общества «Мохит-СТР» мощностью 200 000 тонн/год, были представлены в Министерство до принятия Приказа от 30.12.2019 № 1198П об утверждении Территориальной схемы, а также до обращения в суд с рассматриваемым заявлением, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого бездействия незаконным.

Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом «Мохит-СТР» требований.

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы общества «Мохит‑СТР», изложенные в кассационной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в ходе рассмотрения материалов дела судами первой и апелляционной инстанций. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

         С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

         Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.09.2021 по делу № А07-16217/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2021  по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мохит-СТР»  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Е.О. Черкезов

Судьи                                                                                    Ю.В. Вдовин

                                                                                              В.А. Лукьянов