ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-1116/22 от 04.08.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1116/22

Екатеринбург

05 августа 2022 г.

Дело № А50-27758/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю. В.,

судей Поротниковой Е.А., Ященок Т. П.

при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел                         в судебном заседании посредством веб-конференции кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю на решение Арбитражного  суда  Пермского края от 14.10.2021 по делу                            № А50-27758/2020 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании посредством системы вэб-конференции принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю – ФИО1 (доверенность от 12.01.2022 № 3, диплом).

Государственное учреждение – Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ ПРО ФСС РФ, учреждение, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения от 18.09.2020 № 12701-20 и предписания от 18.09.2020 № 12702-20 Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – заявитель, УФАС по Пермскому краю, заинтересованное лицо).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель ФИО2.

Решением суда от Арбитражного  суда  Пермского края от 14.10.2021 заявление удовлетворено: признано недействительным решение УФАС                     по Пермскому краю  от 15.09.2020 № 008746, предписание от 10.09.2020                      № 008747, как не соответствующее Федеральному закону от 05.04.2013                            № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;  на УФАС                              по Пермскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ГУ ПРО ФСС РФ.

Постановлением Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда                   от 26.01.2022 решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ссылаясь на

неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для правильно рассмотрения дела, неправильное применение судами норм материального права, антимонопольный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований учреждения.

Заявитель кассационной жалобы считает, что заказчиком (учреждением) необъективно сформированы критерии и порядок оценки заявок, требования к опыту работы, исчисляемому в количестве изготовленных протезов, общей стоимости исполненных контрактов; они  ведут к ограничению конкуренции участников закупки, противоречат пункту 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила № 1085).

При этом антимонопольный орган указывает на то, что в нарушение Правил № 1085 требования к опыту работы увеличены в части общей стоимости исполненных контрактов. Показатель критерия оценки в части общей стоимости исполненных контрактов значительно превышает начальную (максимальную) цену контракта, и, следовательно, не может быть сопоставим по объему.

Кроме того, антимонопольный орган полагает, что установление в качестве критерия оценки наличия опыта выполнения работы исключительно по государственным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, просит кассационную жалобу УФАС по Пермскому краю оставить без удовлетворения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

При рассмотрении спора судами установлено, что ГУ ПРО ФСС РФ                             на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет размещено извещение об осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ в 2020 году по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, проживающих на территории Пермского края (извещение № 0256100000220000279), в соответствии с которым установлено максимальное значение цены контракта 27 000 000 руб.

При проведении данного конкурса участником закупки, индивидуальным предпринимателем ФИО2 08.09.2020 подана жалоба на документацию открытого конкурса, в связи с нарушением заказчиком при проведении закупки требований действующего законодательства о контрактной системе.

Решением УФАС по Пермскому краю 18.09.2020 жалоба признана обоснованной, в действиях заказчика ГУ ПРО ФСС РФ выявлено нарушение требований статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных                                      и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

Антимонопольным органом сделаны выводы о том, что установленные заказчиком максимальные показатели по нестоимостному критерию являются избыточными и необъективными, поскольку несопоставимы с объемом работ, стоимостью контракта, создают неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Кроме того, антимонопольный орган указал, что установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.

В целях устранения выявленных нарушений заказчику выдано предписание от 18.09.2020.

Несогласие учреждения с вынесенными в отношении его ненормативными актами антимонопольного органа послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявленные требования, учитывая, что в спорном открытом конкурсе предметом закупки являются социально- и с медицинской точки зрения значимые работы по изготовлению протезов конечностей человека, суды сочли, что условие документации о предоставлении в качестве подтверждения опыта участника конкурса исключительно государственных контрактов по выполнению работ по изготовлению протезов, является допустимым.

Суды также исходили из соответствия конкурсной документации                    ГУ ПРО ФСС РФ требованиям предъявляемым пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона № 44-ФЗ и из того, что ее условия обеспечивают равные возможности для потенциальных участников закупки, имевших намерение участвовать в данной закупке.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции определены Федеральным законом № 44-ФЗ, целями которого согласно части 2 статьи 1 данного Закона являются, в частности, обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической 4 деятельности в Российской Федерации, создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В статье 8 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что одним из основных принципов контрактной системы является принцип обеспечения конкуренции, заключающийся в создании равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и устанавливающий, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона
№ 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 части 32 Федерального закона № 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Из части 8 статьи 32 Федерального закона № 44-ФЗ следует, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации.

В целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки утверждены Правила № 1085.

Согласно пункту 11 Правил № 1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое  минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В силу пункта 27 Правил № 1085 показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.

Основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки, при этом заказчиком должны быть соблюдены принципы создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Из материалов дела следует, что в отношении критерия оценки заявки участника – «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» с величиной значимости критерия − 40%, заказчиком было предусмотрено два показателя, раскрывающих его содержание. Участник конкурса подтверждает опыт по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (количество протезов), предоставив исполненные контракты на изготовление протезов в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника, при этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 249 шт., предельное необходимое максимальное значение показателя - 996 шт. Наряду с критерием объема (количество протезов), оценивается опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема (суммарная стоимость выполненных работ), объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 27 000 000 руб., предельное необходимое максимальное значение показателя – 108 000 000 руб.

Таким образом, заказчик установил предельно необходимое минимальное и максимальное значение характеристик, подлежащих оценке.

 Расчет указанных показателей производился на основе количества закупаемых протезов и начальной (максимальной) цены контракта. Так, предельно необходимое минимальное количественное значение по первому подкритерию соответствует количеству закупаемых протезов (в аналогичных закупках), а максимальное значение соответствует количеству закупаемых протезов, увеличенному в 4 раза.

Аналогично по второму подкритерию, где предельно необходимое минимальное количественное значение соответствует начальной максимальной цене контракта, увеличенной в 4 раза.

С учетом изложенного, нельзя согласиться с утверждением антимонопольного органа, изложенным в оспариваемом решении, о том, что максимальные показатели нестоимостного критерия создают неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Указанный вывод антимонопольного органа сделан в отсутствие доказательств нарушения со стороны заказчика норм Закона о контрактной системе.

Обосновывая включение в конкурсную документацию нестоимостного критерия подтверждения опыта участника торгов только исполненными государственными контрактами, заказчик ссылается на отсутствие нормативного запрета (ограничения) на установление таких критериев. Кроме того, по мнению заказчика, право ограничивать круг участников конкурса по названному критерию обусловлено спецификой закупки и социальной значимостью выполнения работ по изготовлению протезов, в целях выявления наиболее квалифицированного участника закупки.

Суды согласились с доводами ГУ ПРО ФСС РФ, указав, что установленный нестоимостный критерий является способом реализации потребности в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ и не ограничивает конкуренцию, поскольку участники в этой части находились в равных условиях.

Между тем, вопреки указанным выводам судов первой и апелляционной инстанции Правилами № 1085 установлено, что опыт выполнения работ участниками закупки определяется исключительно фактом выполнения работ, связанных с предметом контракта, сопоставимого характера и объема. При этом ни объем, ни характер работ не зависят от того, в чьих интересах они выполняются – в частных или в публичных.

Следовательно, установление в качестве квалификационного критерия наличие опыта у участника конкурса в выполнении работ по государственным (муниципальным) контрактам приводит к нарушению принципа равноправия, ограничивает конкуренцию по отношению ко всем участникам открытого конкурса и свободный доступ к проводимым публичным процедурам, создает неравные условия и ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, у которых имеется опыт участия в исполнении исключительно государственных (муниципальных) контрактов.

При этом позиция ГУ ПРО ФСС РФ о том, что спорный критерий способствует выявлению более квалифицированного участника, не находит своего подтверждения материалами дела.

При таких обстоятельствах, учитывая практику применения положений законодательства Российской Федерации, правовой подход Верховного Суда Российской Федерации, изложенный в определении от 06.06.2022 № 309-ЭС22-462, суд округа приходит к выводу о том, что действия заказчика в части установления требований к участникам закупки о предоставлении в составе заявки исполненных участником закупки контрактов на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей исключительно в рамках Федерального закона № 44-ФЗ, нарушают требования статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, постановленные в спорном решении, соответственно, предписании выводы Управления о наличии нарушений Федерального закона № 44-ФЗ в указанной части являются верными, а оспоренные ненормативные акты антимонопольного органа законными.

С учетом изложенного, суд округа полагает, что принятые по настоящему делу решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанций подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятые при неправильном применении норм материального права.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, установлены судами и подтверждаются материалами дела, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным отменить обжалуемые решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований учреждения о признании недействительными решения от 18.09.2020 № 12701-20  и предписания Управления от 18.09.2020 № 12702-20 по жалобе индивидуального предпринимателя ФИО2 (от 08.09.2020                                  вх. № 015967/э).

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба УФАС по Пермскому краю удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286 − 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного  суда  Пермского края от 14.10.2021 по делу                            № А50-27758/2020 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 по тому же делу отменить.

       В удовлетворении заявленных требований отказать.

  Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Ю.В. Вдовин

Судьи                                                                                    Е.А. Поротникова

Т.П. Ященок