ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-1295/22 от 06.04.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1295/22

Екатеринбург

11 апреля 2022 г.

Дело № А47-8131/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  11 апреля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Поротниковой Е. А.,

судей Вдовина Ю. В., Ященок Т. П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Колорит» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.08.2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью «Колорит» (далее – заявитель, общество, общество «Колорит») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (далее – Учреждение): - о признании незаконным действия Учреждения в виде отказа, оформленного письмом № 01-07-05/2980 от 10.06.2020 от продления согласия, содержащегося в технических условиях (приложение к договору № 14/05-31 от 15.05.2015) на размещение АГЗС в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования II технической категории «Обход г. Оренбурга на 25 км + 450 м справа» как несоответствующее законодательству; - о возложении обязанности на Учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества «Колорит» и продлить согласие, содержащееся в технических условиях (приложение к договору № 14/05-31 от 15.05.2015) на размещение АГЗС в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования II технической категории «Обход г. Оренбурга на 25 км + 450 м 2 А47-8131/2020 справа» на срок 3 года (с учётом принятого судом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченоМинистерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.08.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального и материального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что спорные технические условия являются приложением к заключенному сторонами договору и действуют в пределах срока действия самого договора, таким образом, срок их действия оканчивается 14.05.2024.

Кроме того, по мнению подателя жалобы, Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее – Закон № 257-ФЗ) не содержит такого основания для отказа в продлении технических условий, как отказ в связи с истечением срока их действия.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с Уставом Учреждения, оно создано в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области, управления государственным имуществом Оренбургской области, и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Оренбургской области (пункт 2.1 Устава).

В соответствии с пунктом 2.2.3 Устава к полномочиям Учреждения в частности относится присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам путем заключения соответствующих договоров (подпункт «в»); мониторинг соблюдения технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при строительстве и реконструкции в границах отвода и придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, и объектов дорожного сервиса, а также при установке реконструкций, информационных щитов и указателей (подпункт «г»).

Между Учреждением (Орган управления) и обществом (Владелец объекта) заключен договор от 15.05.2015 № 14/05-31 (далее – договор), в соответствии с которым, общество обязуется представить Учреждению соответствующую документацию: план земельного участка, схему размещения АГЗС в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования II технической категории Обход г. Оренбурга на 25 км + 450 м, справа, а Орган управления обязуется рассмотреть представленные Владельцем объекта документы и исходя из технической возможности разработать и выдать технические условия на размещение АГЗС в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования II технической категории Обход г. Оренбурга на 25 км + 450 м, справа, являющейся собственностью Оренбургской области (пункт 2.1 договора).

Орган управления осуществляет постоянный технический надзор за соблюдением технических условий на проектирование, строительство и эксплуатацию АГЗС (далее – объект) в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования II технической категории Обход г. Оренбурга на 25 км + 450 м, справа, являющейся собственностью Оренбургской области (пункт 2.2 договора).

Пунктом 3.2.1 договора предусмотрено, что Орган управления вправе разрабатывать и выдавать технические условия и требования к размещению объекта, ограничения условий производства работ при строительстве объекта, требующего занятия проезжей части или влияющего на нормальное функционирование автомобильной дороги общего пользования.

Пунктами 3.3.1, 3.3.2 договора установлено, что Владелец объекта обязан представить Органу управления необходимую документацию для получения согласования на размещение объекта в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования, а в случае необходимости – дополнительную информацию в течение десяти дней с момента заключения настоящего Договора; обеспечить соблюдение технических условий и требований к размещению примыкания к объекту в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования, установленных Органом управления.

Взаимоотношения Сторон по строительству, обустройству, содержанию и ремонту примыкания, площадки для стоянки автомобилей и других сооружений, связанных с обеспечением функционирования объекта регулируются положениями технических условий (пункт 7.4 договора).

Приложением к договору сторонами согласованы Технические условия на согласование размещения АГЗС в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования II технической категории обход г. Оренбурга на 25 км + 450 м, справа (далее – Технические условия).

Учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» согласовывает обществу «Колорит» размещение АГЗС в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования II технической категории Обход г. Оренбурга на 25 км + 450 м. справа, при выполнении следующих технических условий:

1.  Расстояние от здания АГЗС до проезжей части предусмотреть не менее 25 метров.

2. Продольный уклон площадки объекта сервиса и съездов к ней должен быть направлен в противоположную сторону от дороги, площадка и съезды к ней должны иметь твердое усовершенствованное покрытие.

3. Для обеспечения продольного водоотвода при необходимости предусмотреть под примыканием устройство водопропускных труб диаметром не менее 1 метра, увязав с существующей системой водоотвода от дороги.

4. Конструкция дорожной одежды примыкания в пределах радиусов закруглений должна быть равнопрочной с основной дорогой, а также на протяжении не менее 100 метров должна иметь твёрдое покрытие.

5.  Предусмотреть меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов и почв и основной дороги, сохранению природного ландшафта.

6. В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения» разработать схему установки дорожных знаков, нанесения горизонтальной дорожной разметки по согласованию с ГИБДД УВД Оренбургской области. Знаки должны соответствовать второму типоразмеру и требованиям ГОСТ Р 52290-2004.

7. Для обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта предусмотреть строительство переходно-скоростных полос в соответствии со СНиП 2.05.02-85 для II технической категории дороги.

8. Конструкция дорожной одежды переходно-скоростных полос и примыканий в пределах радиусов закруглений должна быть равнопрочной с основной дорогой.

9. Предусмотреть проектом поэтапное строительство: первая очередь - переходно-скоростные полосы; вторая очередь - съезд.

Пунктом 14 Технических условий предусмотрено, что срок их действия составляет 3 года.

Согласно заявлению б/н от 03.09.2019 общество просило изменить «Согласование размещения АГЗС в придорожной полосе автомобильной дороги общего пользования II технической категории Обход г. Оренбурга на 25 км + 450 м. справа» на «Согласование размещения объекта дорожного сервиса Многотопливная заправочная станция АЗС капитального типа в пределах придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования II технической категории Обход г. Оренбурга на 25 км + 450 м. справа». Расстояние от кромки проезжей части автомобильной дороги до объекта 3 метра. Срок строительства с декабря 2019 по декабрь 2020 года.

Рассмотрев обращение общества, Учреждение письмом № 01-07- 05/2980 от 10.06.2020 сообщило об отказе в продлении технических условий, выданных по договору № 14/05-31 от 15.05.2015 в связи с окончанием срока их действия.

Полагая, что отказ Учреждения в продлении срока действия технических условий является незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемым требованием.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции не установил совокупности условий для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.

Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела и действующем законодательстве в связи со следующим.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Законом № 257-ФЗ. Действие указанного закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (часть 2 статьи 1 Закона № 257-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Полоса отвода автомобильной дороги – земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).

Придорожные полосы автомобильной дороги - это территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (пункт 16 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 22 Закона № 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В случае строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления городского поселения, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах городского поселения (пункт 1 части 5 статьи 22 Закона № 257-ФЗ).

Согласно части 8 статьи 26 Закона № 257-ФЗ допускается строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

В силу положений подпункта 13 пункта 1 статьи 3 Закона № 257-ФЗ АЗС относится к объектам дорожного сервиса.

В рассматриваемом случае, как установлено судами, на момент обращения общества «Колорит» (04.09.2019) с заявлением о продлении действиятехнических условий, согласованных к Договору № 14/05-31                          от 15.05.2015, срок действия спорных технических условий истек в 2018 году. В пределах же срока действия об их выполнении общество не уведомляло, о продлении не заявляло.

Таким образом, выводы судов о том, что невозможно продлить то, что исчерпало срок действия, являются обоснованными. 

Кроме того, в данном случае, заявляя о продлении технических условий с внесением в них значительных изменений об объекте, общество «Колорит» фактически просит о согласовании технических условий по новому объекту.

При постановке указанного вывода, суды установили, что ранее в адрес общества «Колорит» по его аналогичному заявлению Учреждением также направлялось письмо об отказе в продлении тех же технических условий       № 01-07-056717 от 08.10.2019 в связи с истечением срока их действия. В названном письме, которое в судебном порядке не оспаривалось, обществу дополнительно указано на невозможность размещения многотопливной автозаправочной станции на данном участке дороги, поскольку предложенные им изменения (в частности расстояние от кромки проезжей части до АГЗС 3 метра)  не соответствуют требованиям «ГОСТ 33062-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса».

То обстоятельство, что в повторном, оспариваемом в настоящем деле, отказе в продлении технических условий не отражены иные основания, кроме истечения срока действия технических условий, о продлении которых заявляло общество «Колорит», не отменяет тот факт, что у Учреждения имелись законные основания для такого отказа.

Доводы подателя жалобы о том, что срок действия технических условий не истек, поскольку определен сроком действия договора,  был предметом рассмотрения апелляционного суда и обоснованно им отклонен как противоречащий  пункту 14 указанных технических условий. Кроме того, такой довод противоречит и позиции общества в настоящем споре, в котором оно настаивает на возможности продления спорного срока.

Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, судом округа изучены и отклонены, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами и могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов.

Судами нижестоящих инстанций правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, ими дана аргументированная правовая оценка, выводы судов о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований сделаны на основании исследования и совокупной оценки приведенных доводов и представленных доказательств, исходя из конкретных обстоятельств дела;        

Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения судебных актов, либо несоответствия выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судом округа не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Оренбургской области от 30.08.2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2021 по тому же делу    оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Колорит» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Председательствующий                                                 Е.А. Поротникова

      Судьи                                                                              Ю.В. Вдовин

Т.П. Ященок