ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-1502/18 от 16.05.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 № Ф09-1502/18 

Екатеринбург

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
 судей Гусева О.Г., Кравцовой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной  жилищной инспекции по Оренбургской области (далее – инспекция,  административный орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской  области от 16.10.2017 по делу № А47-7465/2017 и постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2017 по тому же  делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

 В судебном заседании принял участие представитель инспекции –  Вербицкая В.С. (доверенность от 10.01.2018 № 380172). 

 Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  «Агентство устойчивого муниципального развития» (далее - общество)  обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к  инспекции о признании недействительным предписания от 20.04.2017   № ПР-1163/6 в 15-148-124 в части исключения из площади общего имущества  площади подвала и чердака при расчете расходов на электроэнергию,  потребляемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома   № 4а по ул. Клубной г. Кувандыка Оренбургской области. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (далее  – Департамент). 

 Решением суда первой инстанции от 16.10.2017 (судья Мирошник А.С.)  заявленные требования удовлетворены. Предписание инспекции от 20.04.2017 


№ ПР-1163/6 признано недействительным в части исключения из площади  общего имущества площади подвала и чердака при расчете расходов на  электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества  многоквартирного дома № 4а по ул. Клубной г. Кувандыка Оренбургской  области. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и  законных интересов общества. 

 Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 25.12.2017 (судьи Скобелкин А.П., Кузнецов Ю.А., Малышева И.А.)  решение суда оставлено без изменения. 

 В кассационной жалобе инспекции просит названные судебные акты  отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении  заявленных обществом требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов  фактическим обстоятельствам дела. 

Заявитель кассационной жалобы полагает, что применение в расчетах  общества размера площади помещений входящих в состав общего имущества  (включая подвалы и чердаки) в части начисления платы за электроэнергию,  потребляемую в целях содержания общего имущества в данном  многоквартирном доме, к нормативам, которые были установлены с учетом  площади помещений мест общего пользования в многоквартирном доме без  подвалов и чердаков, приводит к увеличению расходов потребителей на  коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в  многоквартирном доме. 

Кроме того, инспекция указывает на то, что постановлением  Правительства Оренбургской области от 19.05.2017 № 365-п «О внесении  изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 27.10.2016   № 771-п» внесены изменения касающиеся перечня помещений, входящих в  состав общего имущества многоквартирного дома, учитываемых при  определении расходов на коммунальную услугу по электроснабжению на  общедомовые нужды: площади межквартирных лестничных площадок,  лестниц, лифтовых шахт, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей,  колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не  принадлежащих отдельным собственникам. 

Инспекция обращает внимание на разъяснения Министерства  регионального развития Российской Федерации, указанные в письме  от 22.11.2012 № 29433-ВК/19 о том, что в целях обеспечения единого подхода  при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества  в многоквартирном доме, необходимо учитывать одинаковый состав  помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при  определении нормативов потребления коммунальной услуги, так и при  последующем расчете размера платы за коммунальные услуги,  предоставленные на общедомовые нужды. 

Административный орган также указывает, что содержание выданного  инспекцией предписания отражает дату и место выдачи предписания;  фамилию, имя, отчество и должность должностного лица инспекции,  выдавшего предписание; сведения о лице, которому выдается предписание, в 


том числе наименование и место нахождения (адрес) проверяемого  юридического лица; положения действующих нормативных правовых актов  Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования,  нарушение которых было выявлено при проверке; перечень нарушений и срок  их устранения; порядок и сроки обжалования предписания; порядок изменения  (продления) срока исполнения предписания (его части); предупреждение лица,  в отношении которого выдается предписание, об административной  ответственности, предусмотренной ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях по факту невыполнения в  установленный срок предписания об устранении нарушений. 

В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые  судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции – без  удовлетворения. 

 Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных  актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или  изменения. 

Как следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения  от 14.04.2017 № 1163 проведена внеплановая документарная проверка в  отношении общества, в том числе, по обращению жителя дома № 4А по  ул. Клубная в г. Кувандык Оренбургской области. 

По результатам проверки составлен акт проверки от 20.04.2017   № А-1163/6 и выдано предписание от 20.04.2017 № ПР-1163/6. 

В соответствии с предписанием от 20.04.2017 № ПР-1163/6 обществу  вменяется не соблюдение лицензионных требований, установленных подп. «б»  п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по  управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением  Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О  лицензировании предпринимательской деятельности по управлению  многоквартирными домами» (далее – Положение № 1110) - не соблюдаются  обязательные требования в части включения в плату за содержание жилого  помещения расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях  содержания общего имущества в многоквартирном доме, а именно: включение  в размер платы за содержание жилого помещения расходов на электроэнергию,  потребляемую в целях содержания общего имущества, производится исходя из  площади, входящей в состав общего имущества, с учетом подвала и чердака, а  также с учетом общей площади многоквартирного дома вместо площади жилых  помещений в многоквартирном доме; включение в размер платы за содержание  жилого помещения расходов на холодную и горячую воду, потребляемую в  целях содержания общего имущества, производится исходя из общей площади  многоквартирного дома (вместо площади жилых помещений в  многоквартирном доме). 

Полагая, что предписание инспекции от 20.04.2017 № ПР-1163/6  недействительно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим  заявлением. 


Суды, сделав вывод о том, что применение в расчетах общества размера  площади помещений входящих в состав общего имущества (включая подвалы и  чердаки) в части электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего  имущества, к утвержденным нормативам, не противоречит действующему  законодательству, удовлетворили заявленные требования. Кроме того, судами  указано, что предписание инспекции от 20.04.2017 № ПР-1163/6 на дату его  вынесения не отвечает требованиям ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008   № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и  муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ). 

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему  законодательству, материалам дела. 

Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что  для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и  действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия,  необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону  или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в  сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. 

Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на  общедомовые нужды утверждены постановлением Правительства  Оренбургской области от 27.10.2016 № 771-п «О нормативах потребления  коммунальных услуг на общедомовые нужды на территории Оренбургской  области» (далее - Постановление № 771-п). 

Согласно п. 9 приложения № 1 к Правилам установления и определения  нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления  коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в  многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства  Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306) норматив  потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые  нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии  (кВт-ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав  общего имущества в многоквартирном доме) определяется по соответствующей  формуле, одним из элементов которой является общая площадь помещений,  входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м). 

При этом, как верно указано судами, перечня, расшифровки или  конкретизации площадь каких именно помещений, входящих в состав общего  имущества в многоквартирных домах, указанная выше норма не содержит. 

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской  Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном  доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в  многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные  для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе  межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные  шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются 


инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в  данном доме оборудование (технические подвалы). 

На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги  рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг,  определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из  нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами  государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,  установленном Правительством Российской Федерации. 

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления  коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в  многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при  заключении управляющей организацией или товариществом собственников  жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным  потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими  организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме  обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также  участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном  доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество  путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на  капитальный ремонт. 

Согласно п. 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных  услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на  общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и  жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические  параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных  климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических  параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в  которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы  потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с  категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными  приложением № 2 к Правилам № 306. 

В соответствии с п. 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления  коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды  устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с  использованием формул согласно приложению к данным правилам. 

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество  осуществляет управление многоквартирным домом № 4а по ул. Клубной  г. Кувандыка Оренбургской области на основании договора управления  многоквартирным домом от 01.07.2013 № 009/2013. 

В акте проверки от 20.04.2017 № А-1163/6 отражено, что при расчете  расходов на электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего  имущества, по многоквартирному дому N 4а по ул. Клубной г. Кувандыка  общество использует площади помещений, входящих в состав общего  имущества, с учетом подвала и чердака, а также вместо площади жилых 


помещений в многоквартирном доме использует общую площадь  многоквартирного дома (с учетом площади жилых помещений, мест общего  пользования). 

По мнению инспекции, применение в расчетах общества размера  площади помещений входящих в состав общего имущества (включая подвалы и  чердаки) в части электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего  имущества к нормативам, которые были установлены на площадь помещений  без подвалов и чердаков, приводит к увеличению расходов потребителей на  коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества. 

В связи с этим инспекция сделала вывод о нарушении обществом  подп. «б» п. 3 Положения № 1110 - исполнение обязанностей по договору  управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ

При этом судами учтено, что действующее законодательство не  предусматривает возможность включать те или иные площади общего  имущества в расчет нормативов коммунальных услуг в зависимости от метода  таких расчетов - метода аналогов или расчетного метода. Указание на  конкретные площади (объекты) общего имущества многоквартирного дома  возможно только в зависимости от вида коммунальной услуги (горячее и  холодное водоснабжение или электроснабжение). 

Как следует из Постановления № 771-п нормативы потребления  коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды  определены аналоговым методом. Указаний на формулу, по которой он  определялся, описание этой формулы данный нормативный акт не содержал до  19.05.2017. 

Названный нормативный акт 19.05.2017 (изменения вступили в силу  25.05.2017 после официального опубликования) дополнен абзацем, в котором  указано, что при расчете нормативов потребления коммунальных услуг по  электроснабжению на общедомовые нужды общая площадь помещений,  входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется  как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями  квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более  одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в  паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных  площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных,  помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не  принадлежащих отдельным собственникам. 

Судами установлено, что оспариваемое предписание вынесено  инспекцией до внесения изменений (19.05.2017) в Постановление № 771-п, с  конкретизацией состава площадей общего имущества, используемого для  расчета норматива. 

Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2015 № 42868-ОД/04  при определении норматива потребления коммунальных услуг по  электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома 


учитываются помещения, отвечающие критериям, установленным ст. 36 ЖК  РФ. 

Таким образом, судами верно указано, что у общества не имелось  достаточных оснований считать, что нормативы потребления коммунальных  услуг по электроснабжению на общедомовые нужды утверждены  Постановлением № 771-п без учета соответствующей позиции Министерства  строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а  также действующего жилищного законодательства, в частности ст. 36 ЖК РФ

Следовательно, применение в расчетах общества размера площади  помещений входящих в состав общего имущества (включая подвалы и чердаки)  в части электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего имущества,  к утвержденным нормативам, не противоречит действующему  законодательству, в том числе тем нормативным правовым актам, которые  перечислены инспекцией в предписании от 20.04.2017 № 1163/6. 

Кроме того, суды, руководствуясь подп. 1 п. 1 ст. 17 Федеральным  законом № 294-ФЗ, установив, что оспариваемое предписание инспекции  от 20.04.2017 № ПР-1163/6 не соответствует указанным требованиям,  поскольку не содержит ссылок на нормы, которые были нарушены обществом  исходя из ст. 36 ЖК РФ, пришли к верному выводу о том, что предписание на  дату его вынесения не отвечает требованиям Федерального закона № 294-ФЗ,  является незаконным и нарушает права и интересы общества. 

Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие  существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены,  все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

 Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом  требования. 

Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам,  изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов  обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств,  имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов,  что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции. 

Иное толкование административным органом положений  законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о  неправильном применении судами норм материального права. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием  для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не  выявлено. 

 С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

 Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 


П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.10.2017 по делу   № А47-7465/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 25.12.2017 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции по  Оренбургской области – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Е.О. Черкезов 

Судьи О.Г. Гусев

 Е.А. Кравцова