ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-1821/22 от 27.04.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-1821/22

Екатеринбург

04 мая 2022 г.

Дело № А60-31690/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О. Л.,

судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее также– ИФНС России по Верх-Исетскому району  г. Екатеринбурга, инспекция) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 14.01.2022 по делу                               № А60-31690/2021 Арбитражного суда Свердловской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «СтройТрансИнжиниринг» (далее – общество, ООО «СТИ»,  общество «СтройТрансИнжиниринг») – ФИО1 (доверенность                               от 17.06.2020);

инспекции– Александрова А.О. (доверенность от 09.01.2020).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции, Федеральной налоговой службе России с требованием (с учетом уточнения заявленных требований принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации):

- признать действия ФНС России по исключению ООО «СТИ» из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с 10.08.2020 незаконным и обязать ФНС России включить общество в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства с даты его исключения;

- отменить решение №1126 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения                           от 09.04.2021, принятое ИФНС России по Верх-Исетскому району                   г. Екатеринбурга.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №31 по Свердловской области, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее также – третьи лица).

Решением Арбитражного суда Свердловской области                            от 07.10.2021 (судья Франк Ю.Ю.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2022 (судьи Голубцов В.Г., Борзенкова И.В.,                     Гулякова Г.Н.) решение суда отменено, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, инспекция обратилась в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанное постановление, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права. 

Инспекция выражает несогласие с выводом суда о своевременности направления обществом сведений о среднесписочной численности за 2019 год (15.01.2020 г.) в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Симферополю по причине их поступления в указанный налоговый орган 24.01.2020, то есть после снятия налогоплательщика с учета в данном территориальном налоговом органе в связи с изменением местонахождения, указывая при этом на возможность заблаговременного направления спорных сведений. Поскольку применение пониженных тарифов страховых взносов поставлено в зависимость  от факта включения хозяйствующего субъекта в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, из которого он был исключен, доначисление сумм страховых взносов  является правомерным.

В отзыве на кассационную жалобу общество «СтройТрансИнжиниринг»  указывает, что судом апелляционной инстанции верно установлены все обстоятельства по делу и применены нормы материального права, в связи с чем просит постановление оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, общество «СтройТрансИнжиниринг» (ИНН <***>, ОГРН <***>) зарегистрировано в качестве юридического лица 15.08.2014.

 С 15.08.2014 по 20.01.2020  общество «СтройТрансИнжиниринг» состояло на учете в ИФНС России по г. Симферополю, место нахождения общества  в период с 20.06.2017 по 20.01.2020 : <...>.

Общество 15.01.2020  направило в адрес ИФНС России по                     г. Симферополю сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год.

В дальнейшем общество было исключено из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с непредставлением соответствующих сведений,  в отношении  общества ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга принято решение № 1126 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым насчитана подлежащая уплате сумма обязательных платежей без учета льгот, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, а также пени на указанную сумму.

 Заявитель полагая, что своевременно представил необходимые сведения о среднесписочной численности работников в налоговый орган, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий ФНС России по исключению общества из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а также признании недействительным  решения № 1126 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.04.2021, принятое ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга.

  Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не представил сведения о среднесписочной численности, поскольку фактически они поступили в ненадлежащий налоговый орган, что послужило основанием для исключения налогоплательщика из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

Апелляционный суд не согласился с выводами суда первой инстанции, отменил решение суда и  удовлетворил заявленные требования, при этом  правомерно исходил из следующего.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

 Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007     № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ) сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 названного Федерального закона, вносятся в Реестр в соответствии с настоящей статьей.

В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункты 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Федерального закона                    № 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 настоящей статьи.

На основании пункта 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона      № 209-ФЗ содержащиеся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не соответствуют условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 2 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ ведение единого реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах - на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.

Таким образом, реестр формируется на основании сведений, находящихся в распоряжении Федеральной налоговой службы России и поступающих в рамках представления налоговой отчетности, что обеспечивает автоматическое присвоение статуса субъекта малого предпринимательства хозяйствующим субъектам (Письмо Минэкономразвития России от 23 декабря 2016 года № Д28и-3430).

Установленный порядок формирования реестра свидетельствует о том, что он формируется уполномоченным органом в лице Федеральной налоговой службы России на основании, представленных в его распоряжение сведений, а сами субъекты малого предпринимательства не обращаются в данный орган с целью внесения сведений о них в данный реестр, статус субъекта малого предпринимательства присваивается автоматически и не носит заявительный характер.

Как следует из материалов дела, общество «СтройТрансИнжиниринг»  было включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 01.08.2016.

При этом  общество состояло на налоговом учете:

- с 15.08.2014 по 20.01.2020 в ИФНС России по г. Симферополю;

- с 21.01.2020 по 10.11.2020 в ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга;

- с 11.11.2020 и по настоящее время в Межрайонной ИФНС России № 31 по Свердловской области.

Сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год  были направлены  обществом почтовым отправлением в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Симферополю 15.01.2020, которые поступили в соответствующий налоговый орган  24.01.2020, то есть после снятия налогоплательщика с учета в данном территориальном налоговом органе в связи с изменением адреса местонахождения.

   В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с этим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

  Согласно пункту 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

  При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

  В силу абзаца 6 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией в налоговый орган не позднее 20 января текущего года.

   Как  указывалось ранее, общество «СтройТрансИнжиниринг» в период с 15.08.2014 по 20.01.2020 состояло на налоговом учете в ИФНС России по г. Симферополю.

  Судами установлено, что сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год были направлены почтовым отправлением 15.01.2020 в адрес ИФНС России по г. Симферополю, что подтверждается квитанцией и описью вложения и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

 Указанные сведения поступили в налоговый орган 24.01.2020, что так же подтверждает «Уведомление об отказе в приеме налогового документа, представленного на бумажном носителе» по причине представления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета), направленное ИФНС России по г. Симферополю 07.02.2020, по почте, по новому юридическому адресу общества «СтройТрансИнжиниринг» (620014, <...>).

  Таким образом, как верно указано апелляционным судом, общество в установленный законом срок направило сведения о среднесписочной численности работников за 2019 год с приложенными документами в налоговый орган по месту своего учета - ИФНС России по г. Симферополю, но сведения об обществе были незаконно исключены ФНС России 10 августа 2020 года, несмотря на соответствие Общества всем условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

          Суд апелляционной инстанции также принял во внимание, что согласно п. 1.5 устава  общества «СтройТрансИнжиниринг», утвержденного протоколом внеочередного общего собрания участников общества 23.09.2019,  его местонахождением является Свердловская область, г. Екатеринбург. Также протоколом Внеочередного общего собрания участников общества от 23.09.2019 определено местонахождение  общества по адресу: 620014, <...>.

Начиная с 24.09.2019 общество неоднократно предпринимало попытки для подачи в Инспекцию заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме № Р13001. При этом  в период с сентября 2019 года по январь 2020 года получило около 10 решений Инспекции об отказе в государственной регистрации изменений местонахождения юридического лица.

Лишь в январе 2020 года на рабочем совещании с заместителем руководителя УФНС по Свердловской области ФИО2, представителями ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга и исполнительным директором ООО «СТИ» было принято решение о поэтапном переносе деятельности  общества из Республики Крым (г. Симферополь) в Свердловскую область (г. Екатеринбург). В этих целях сначала местонахождение общества было изменено с Республики Крым на <...> - домашний адрес одного из руководителей общества. Впоследствии адрес был зарегистрирован на текущее местонахождение налогоплательщика. Все эти действия проходили при одобрении отделов оперативного контроля налоговых органов.

Не принимая позицию налогового органа о недобросовестности заявителя в виду не исполнения возложенной на него обязанности по предоставлению отчетности в период с 21.01.2020 по 01.07.2020 и не направление отчетности в ИФНС России по Верх-Исетскому району                     г. Екатеринбурга, суд указал, что заявитель, зная о наличии своей обязанности и истечении срока ее исполнения, действуя добросовестно, направил документы в ИФНС России по г. Симферополю, где он на момент направления сведений состоял на учете.

Также вопреки позиции налоговых органов, с учетом сложившейся ситуации, на момент подачи сведений о среднесписочной численности за 2019 год (15.01.2020), основания полагать завершенной процедуру смены местонахождения юридического лица, у общества «СтройТрансИнжиниринг» не имелось, что исключало возможность направлять упомянутые сведения по иному адресу.

С учетом установленных по делу конкретных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к верному о том, что действия ФНС России по исключению общества «СтройТрансИнжиниринг» из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществлены неправомерно, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности.

Относительно заявленных ООО «СтройТрансИнжиниринг» требований об отмене решения № 1126 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 09.04.2021, принятого ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, суд апелляционной инстанции  исходил из того, что основанием для доначисления страховых взносов явилось исключительно неправомерное применение ООО «СтройТрансИнжиниринг» пониженных тарифов страховых взносов, установленных Законом № 102-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства, основанное на исключении общества из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, и, учитывая, что  суд признал доказанным факт подтверждения заявителем статуса субъекта малого и среднего предпринимательства и незаконность его исключения из реестра,  пришел к выводу об отсутствии оснований для доначисления сумм страховых взносов на обязательное пенсионное, обязательное медицинское, обязательное социальное страхование, подлежащих уплате по итогам 9 месяцев 2020 года. 

  Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, вывод суда апелляционной инстанции соответствует имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2022 по делу № А60-31690/2021 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             О.Л. Гавриленко

Судьи                                                                          Д.В. Жаворонков

Е.А. Кравцова