ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-2002/22 от 17.05.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2002/22

Екатеринбург

20 мая 2022 г.

Дело № А34-5809/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гавриленко О. Л.,

судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.

при ведении протокола помощником судьи Косыревой И.Д., рассматривает в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее – управление, казначейство) на решение Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2021 по делу № А34-5809/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Правительства Курганской области (далее – правительство) –              Ларионова М.С. (доверенность от 10.03.2022);

Финансового управления Курганской области (далее – финансовое управление) – Абрамов С.В. (доверенность от 01.03.2022 № 08-32/9);

казначейства  - Яшкина А.П. (доверенность от 28.12.2021 № 43-18-26/31).

Правительство обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к казначейству  о признании недействительным представления                 от 05.02.2021 №43-45-14/45-5ДСП (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченыфинансовое управление, Бородина Мария Александровна (далее – Бородина М.А.), Дедов Андрей Павлович (далее – Дедов А.П.), Дудина Татьяна Анатольевна (далее – Дудина Т.А.), Жилин Евгений Сергеевич (далее – Жилин Е.С.), Турутин Олег Александрович (далее – Турутин О.А.), Фомичева Анна Константиновна (далее – Фомичева А.К.) и Янова Наталья Николаевна (далее – Янова Н.Н.).

Решением суда от 29.10.2021 (судья Обабкова Н.А.) заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда                  от 10.01.2022 (судьи Арямов А.А., Иванова Н.А., Бояршинова Е.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить,  вынести по делу новый судебный акт,  ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, суды обеих инстанций неправильно истолковали статью 38, подпункт 3 пункта 1 статьи 162, статью 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а так же Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614 (далее - Правила № 1614).

Управление в кассационной жалобе обращает внимание суда округа на то, что в ходе проверки оценивалось распределение производимых в соответствии с Правилами №1614 выплат должностным лицам Правительства, входящим в региональную управленческую команду, при этом, проверка правомерности установления конкретного размера премирования гражданских служащих не осуществлялась.

Кассатор обращает внимание суда округа на пункт 13 Правил № 1614, в соответствии с которым достижение субъектом значений показателей эффективности деятельности по отдельности определяется также в зависимости от рангов достижения установленных значений показателей субъектом Российской Федерации. Так, размер иного межбюджетного трансферта за достижение субъектом значений показателей экономического блока определяется исходя из сводного значения оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей экономического блока, который определяется, в том числе с учетом ранга достижения установленного значения (уровня) показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» в субъекте Российской Федерации на 10 августа 2019 г. относительно его установленного значения (уровня) на 2019 год. Таким образом, средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета направленные на оплату денежных обязательств должностным лицам, которые были приняты на государственную гражданскую службу в Правительство Курганской области после периода с 01.01.2018 по 10.08.2019, являются не соответствующими целям, поскольку, деятельность указанных сотрудников не способствовала достижению показателей, за достижение которых предоставлялись межбюджетные трансферты, а потому выплаченные этим лицам средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета следует признать израсходованными не в соответствии с целями, определенными Правилами №1614 и Порядком поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденным постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 №432.

       В отзыве на кассационную жалобу правительство просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела, на основании приказа управления
от 02.09.2020 №445 должностными лицами управления в период с 21.09.2020 по 22.12.2020 в отношении правительства проведена плановая камеральная проверка по вопросу предоставления и использования в 2019 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижения показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Результаты проверки отражены в акте от 22.12.2020 и в Отчете о результатах плановой камеральной проверки от 04.02.2021, которыми зафиксировано нецелевое расходование правительством средств иного межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета бюджету Курганской области за достижение значений (уровней) показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам работы за 2019 год, на общую сумму 244373 руб. 1 коп., из которых: 187661 руб. 6 коп. – сумма начисленной и выплаченной премии (в том числе 24394 руб. – налог на доходы физических лиц), 56711 руб. 5 коп. – сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Как следует из содержания указанных акта и отчета, нецелевое расходование средств федерального бюджета выразилось в использовании средств иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий семи государственным гражданским служащим Курганской области
(Бородиной М.А., назначенной на должность помощника уполномоченного по правам ребенка в Курганской области службы по обеспечению деятельности уполномоченных Правительства Курганской области приказом
от 16.12.2019 № 89Пр; Дедову A.П., назначенному на должность ведущего специалиста отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений Аппарата Губернатора Курганской области приказом от 26.08.2019 № 228Пр; Дудиной Т.А., назначенной на должность главного специалиста кадровой службы отдела по управлению персоналом управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора Курганской области приказом
от 19.08.2019 № 221Пр; Жилину Е.С., назначенному на должность государственной гражданской службы Курганской области начальника отдела по взаимодействию со СМИ управления информационно-аналитической деятельности Аппарата Губернатора Курганской области приказом
от 02.09.2019 №239Пр и приказом от 25.11.2019 № 55Пр переведенному на должность начальника отдела обеспечения взаимодействия с правоохранительными органами управления специальных программ Аппарата Губернатора Курганской области; Турутину О.А., назначенному на должность ведущего специалиста службы по защите государственной тайны управления специальных программ Аппарата Губернатора Курганской области приказом
от 12.12.2019 № 80Пр; Фомичевой А.К., назначенной на должность помощника уполномоченного по правам человека в Курганской области Правительства Курганской области приказом от 29.08.2019 № 234Пр; Яновой Н.Н., назначенной на должность главного специалиста отдела профессионального развития управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора Курганской области приказом от 23.12.2019 №90Пр). Управление пришло к выводу, что поскольку указанные лица приняты на государственную службу после 10.08.2019 (дата, установленная Правилами №1614 для расчета размера иного межбюджетного трансферта на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей оценки эффективности деятельности), они не входили в региональную управленческую команду, деятельность которой способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2019 году в соответствии с пунктом 6 Правил №1614 и пунктом 2 Порядка №432, и соответственно не принимали участие в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации.

По результатам проверки управлением в адрес Правительства вынесено представление от 05.02.2021 №43-45-14/45-5, которым предложено устранить нарушение требований статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 БК РФ, Правил №1614, пунктов 2, 7 Порядка №432), а именно – возвратить в доход федерального бюджета сумму нецелевого использования средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в размере 244373 руб. 10 коп. по коду бюджетной классификации Российской Федерации 09021945550020000150 «Возврат остатков иных межбюджетных трансфертов за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации». О результатах исполнения представления предложено проинформировать управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 12.05.2021.

Не согласившись с указанным представлением управления, Правительство оспорило его в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспоренного представления.

Выводы суда первой инстанции поддержала апелляционная коллегия.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

Статьей 269.2 БК РФ закреплено, что полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего 6 А34-5809/2021 государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и представления.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

В соответствии с абзацем 1, 2 подпункта «а» пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила №1092) Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий.

По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункт 67 Правил № 1092).

При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 этих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт «а» пункт 68 Правил № 1092).

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (статья 306.1 БК РФ, б).

В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1). Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (пункт 3).

Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Как следует из материалов дела, основанием для выдачи правительству оспоренного представления о возврате в федеральный бюджет
244373 руб. 1 коп., послужил вывод управления о нецелевом использования денежных средств в этой сумме за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета использованы на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий семи государственным гражданским служащим Курганской области, назначенным на должности после 10.08.2019, установленной Правилами №1614 для расчета размера иного межбюджетного трансферта на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей оценки эффективности деятельности. По мнению управления, указанные лица не входили в региональную управленческую команду, деятельность которой способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2019 году в соответствии, и соответственно не принимали участие в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации.

Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 №193, во исполнение которого Правительством Российской Федерации утверждены Правила №1614, устанавливающие порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации Правил №1614 Правительством Курганской области приняты: Порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 №432; Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд в 2019 году, утвержденные постановлением Правительства Курганской области                              от 19.12.2019 №433.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 №2960-р Курганской области в 2019 году за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти Курганской области иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета утверждены
в размере 96 493 900 руб.

Распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р утверждены перечни региональных и муниципальных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, а также распределены иные межбюджетные трансферты в сумме 96 493 900 руб., из которых: 69 907 900 руб. – на поощрение региональных управленческих команд; 26 586 000 руб. – на поощрение муниципальных управленческих команд.

Согласно предоставленному Протоколу совещания от 19.12.2019, на основании которого было подготовлено Распоряжение губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р, размер поощрения каждой управленческой команды рассчитывался как произведение общей суммы баллов, полученной в ходе оценки региональных и муниципальных управленческих команд, на среднюю стоимость баллов, определенную в размере 5000 руб. (т.7 л.д.61-66).

Как установлено в ходе проверки, Правительству Курганской области бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на поощрение региональных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, доведены уведомлением об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств
от 24.12.2019 № С-1081 в сумме 16 830 000 руб. Кассовый расход произведен по коду бюджетной классификации 002-01-04-5190055500-121
на сумму 13 534 920 руб.; по коду бюджетной классификации
002-01-04-5190055500-129 – на сумму 3 295 080 руб., что подтверждается Выписками с лицевого счета получателя бюджетных средств № 03432000020 за 26.12.2019, 27.12.2019 (ф. 0531759).

В 2019 году поощрение за достижение показателей эффективности деятельности Курганской областью в сумме 11 860 800 руб. распределено по должностным лицам Правительства, замещающим государственные должности Курганской области и должности государственной гражданской службы Курганской области, в том числе: 5 100 000 руб. – 4 должностным лицам, замещающим государственные должности Курганской области, на основании распоряжения Губернатора Курганской области от 24.12.2019 № 43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных заданий»; 6 760 800 руб. – 106 должностным лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Курганской области, на основании приказа заместителя Губернатора Курганской области руководителя Аппарата Губернатора Курганской области Куташи OA. от 25.12.2019 № 98-Пр.

Согласно пункту 4 Правил № 1614 условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и достижение значений (уровней) следующих показателей эффективности деятельности: «Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики», «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей», «Уровень реальной среднемесячной заработной платы», «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» (показатели экономического блока); «Уровень бедности», «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении», «Естественный прирост населения», «Уровень образования» (показатели социального блока); «Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации)» (показатель внутриполитического блока), по отдельности в соответствии с пунктом 13 этих Правил.

В соответствии с пунктом 6 Правил №1614 под региональными и муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

Пункт 10 Правил №1614 содержит формулу определения размера иного межбюджетного трансферта g-го субъекта Российской Федерации за сводное значение оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности, в которой в качестве одного из сводных показателей указан «3 Rg2019» - ранг достижения установленного значения (уровня) показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» в g-м субъекте Российской Федерации на 10.08.2019 относительно его установленного значения (уровня) на 2019 год (3 Dg2019).

Пунктом 13 Правил №1614 определены формулы размера иного межбюджетного трансферта за достижение значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателя внутриполитического блока, в соответствии с которой достижение показателей по блокам производится с учетом начисленных баллов.

Распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 №46-П-р, в качестве региональных и муниципальных управленческих команд Курганской области определены: высший исполнительной орган государственной власти Курганской области, органы исполнительной власти Курганской области, а также муниципальные образования.

Согласно пункту 19 Правил №1614 порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд устанавливается актами субъекта Российской Федерации.

На территории Курганской области порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 №432.

Указом Губернатора Курганской области от 29.12.2014 №129 утверждены Порядок и размер выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Курганской области. В соответствии с этим Порядком, в случае включения органа исполнительной власти Курганской области распоряжением Губернатора Курганской области в перечень региональных управленческих команд в соответствии с Порядком №432, размер премии государственным служащим соответствующего органа исполнительной власти Курганской области устанавливается правовым актом представителя нанимателя.

В соответствии с пунктами 7 и 8 Порядка №432 конкретные размеры поощрения определяются в соответствии с личным вкладом каждого должностного лица региональной управленческой команды в достижение показателей. Выплата поощрения должностным лицам региональных управленческих команд производится представителем нанимателя (работодателя).

Губернатором Курганской области издано распоряжение от 24.12.2019 №43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных задач». Также, заместителем Губернатора Курганской области руководителем Аппарата Губернатора Курганской области издан приказ от 25.12.2019 № 98-Пр «О премии за выполнение особо важных и сложных задач».

Указанными нормативными актами методика расчета размеров поощрения должностных лиц каждой конкретной команды не установлена, представитель нанимателя (работодателя) уполномочен самостоятельно определять размер личного вклада и размер поощрения каждого участника команды.

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 04.08.2021         № 06-06-20/68329 указано, что при проведении контрольных мероприятий, территориальным органам Федерального казначейства целесообразно определить наличие акта (решения) являющегося основанием возникновения расходного обязательства, и содержащего в соответствии с пунктом 6 Правил № 1614 перечень должностных лиц, подлежащих поощрению. Поскольку расходные обязательства по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, требования к основаниям включения должностных лиц в акт (решение) со стороны Российской Федерации, предъявляться не должны. Согласно пункту 4 Правил № 1614 условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти в соответствии с пунктом субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Правил. Учитывая, что целью предоставления иного межбюджетного трансферта является поощрение должностных лиц, трактовать отсутствие акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, или решения как нецелевое использование бюджетных средств нецелесообразно.

Как верно указано судами, вышеуказанными нормативными правовыми актами, не определена конкретная дата, по состоянию на которую должностное лицо должно замещать соответствующую должность, в качестве критерия выплаты поощрения.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на момент выплаты в 2019 году правительством премий за выполнение особо важных и сложных заданий Бородиной М.А., Дедову А.П., Дудиной Т.А., Жилину Е.С., Турутину О.А., Фомичевой А.К. и Яновой Н.Н. указанные физические лица замещали должности государственной гражданской службы Курганской области в Правительстве Курганской области и отвечали требованиям, предъявляемым пунктом 6 Правил №1614 к должностным лицам, входящим в состав региональных управленческих команд. Поощрения за достижение значений показателей эффективности деятельности выплачены этим государственным гражданским служащим пропорционально их вкладу в достижение показателей за соответствующий период деятельности.

Довод управления о том, что в целях выплаты поощрения за счет межбюджетного трансферта должна учитываться лишь деятельность государственных гражданских служащих в период с 01.01.2018 до 10.08.2019  со ссылкой на положения пункта 10 Правил №1614, которыми установлена самая поздняя дата для учета при расчете размера трансферта в отношении значения показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» – 10.08.2019, судами обеих инстанций рассмотрен  и правомерно отклонен.

Понятие «отчетный период» определено в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2019 №193  как  «текущий год» или «прошедший год»,  а в пункте 11 Правил №1614 – «отчетный год».  

Буквальное содержание указанных нормативных правовых актов позволило судам  прийти к верному выводу о том, что отчетным периодом для цели выплаты за достижение значений показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации в настоящем случае являлся именно 2019 год, а не период с 01.01.2018 по 10.08.2019, как полагает казначейство. При этом названные нормативные правовые акты не содержат ограничений в части поощрения сотрудников, принятых на работу после 10.08.2019, поскольку такое поощрение зависит от результатов работы в целом в 2019 году.

Судами отмечено, что положения пункта 10 Правил №1614, на которые ссылается казначейство,  касаются исключительно  порядка расчета размера межбюджетного трансферта субъекту Российской Федерации, а не порядка расходования субъектом межбюджетных трансфертов, который установлен Порядком №432, распоряжением Губернатора Курганской области                             от 24.12.2019 №43-р и приказом заместителя Губернатора Курганской области руководителя Аппарата Губернатора Курганской области от 25.12.2019                   №98- Пр. Нормативных положений, ограничивающих возможность выплаты поощрения государственным служащим в зависимости от занятия ими соответствующей должности исполнительных органов субъекта Российской Федерации на дату определения значения того или иного показателя или на дату определения сводного показателя, не имеется.

В письме Минфина России от 18.08.2021 №06-06-20/66377 дано аналогичное толкование норм, регулирующих порядок выплаты поощрения за достижение значений показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о несостоятельности позиции управления о нарушении правительством при выплате спорной суммы поощрений за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с нарушением установленных БК РФ принципов результативности и целевого характера использования бюджетных ассигнований.

Доказательства наличия в действиях заявителя признаков перечисленных выше бюджетных нарушений, мерой ответственности за которые служит возврат средств публично-правового режима (бюджета субъекта Российской Федерации), в материалы дела не представлено.

Иное толкование норм права не свидетельствует о допущенной судами ошибке и не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 29.10.2021 по делу
№ А34-5809/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу
Управления Федерального казначейства по Курганской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             О.Л. Гавриленко

Судьи                                                                          Д.В. Жаворонков

Е.А. Кравцова