ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-2117/22 от 19.04.2022 АС Уральского округа

[A1]




АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-2117/22

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2022 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:   председательствующего Черкезова Е. О., 

судей Вдовина Ю.В., Поротниковой Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Седеговой Н.А., рассмотрел  в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Уральская логистика» (далее –  общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.11.2021  по делу № А76-15253/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 01.02.2022 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа  с применением видеоконференц-связи в Восемнадцатый арбитражный  апелляционный суд прибыли представители общества - ФИО1  (доверенность от 01.03.2021), ФИО2 (директор, паспорт). 

 Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с  заявлением о признании 1 268 постановлений Центрального межрегионального  управления государственного автодорожного надзора (далее – Управление,  административный орган) о привлечении к административной ответственности  по части 2 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (далее - КоАП РФ), незаконными. 

В рамках настоящего дела оспариваются следующие постановления:  от 09.04.2020 № 10673342203479114511СП, от 15.05.2020   № 10673342203482751233СП, от 12.05.2020 № 10673342203482262143СП,  от 22.01.2020 № 10673342193471681959СП, от 13.03.2019   № 10673342193441869080СП, от 15.03.2019 № 10673342193441991136СП,  от 05.07.2019 № 10673342193454111237СП, от 24.04.2020 


[A2] № 10673342203480613313СП, от 22.04.2020 № 10673342203480316203СП,  от 17.04.2020 № 10673342203479948722СП, от 14.05.2019   № 10673342193448618937СП, от 28.02.2019 № 10673342183440303105СП,  от 08.05.2019 № 10673342193448012214СП, от 07.05.2019   № 10673342193447768900СП, от 23.04.2019 № 10673342193446336160СП,  от 26.05.2020 № 10673342203483755011СП, от 26.05.2020   № 10673342203483724108СП, от 22.05.2020 № 10673342203483411681СП. 

 Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.11.2021 в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 01.02.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

 В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные  акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении  заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов  фактическим обстоятельствам дела. 

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что оспариваемые  постановления не были направлены в адрес общества ни по адресу, указанному  в постановлении, ни по адресу, указанному в Едином государственном реестре  юридических лиц. В связи с этим общество полагает, что ненаправление  оспариваемых постановлений, лицу привлекаемому к административной  ответственности не может считаться несущественным, так как не может быть  устранен при рассмотрении дела по существу. Общество отмечает, что срок  давности привлечения к административной ответственности пропущен. 

Кроме того, общество считает, что имеются все основания для признания  вмененных правонарушений малозначительными. При этом общество  ссылается на то, что в период с 2018 по 2021 год, хоть и с нарушением сроков,  но в полном размере общество произвело внесение платы в счет возмещения  вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования  федерального значения транспортными средствами грузоподъемностью свыше  12 тонн. 

Общество также считает, что в рассматриваемом случае назначение  штрафа в 10 000 руб. по каждому постановлению о привлечении к  административной ответственности носит карательный характер. 

Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных  актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или  изменения. 

Как следует из материалов дела, административным органом при  рассмотрении материалов, полученных с применением работающего в  автоматическом режиме специального технического средства, имеющего  функции фото- и киносъемки, видеозаписи аппаратно-программного комплекса  фото-видеофиксации Платон установлено, что собственник (общество)  транспортного средства в нарушение требования пункта 1 статьи 31.1  Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «О дорогах и дорожной  деятельности» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) допустил осуществление  движения транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную 


[A3] массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда,  причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального  значения таким транспортным средством. 

Оспариваемыми постановлениями общество признано виновным в  совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 12.21.3 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности, в  виде штрафа в размере 10 000 руб. (по каждому постановлению). 

 Полагая, что названные постановления являются незаконными, общество  обратилось в арбитражный суд соответствующим заявлением. 

 Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества  состава вмененного административного правонарушения, отсутствия  нарушений процедуры привлечения к административной ответственности,  отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной  инстанции поддержал выводы суда первой инстанции. 

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему  законодательству, материалам дела. 

Согласно части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ движение транспортного  средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без  внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным  дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным  средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет  наложение административного штрафа на водителей транспортных средств,  принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев)  транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих  иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей. 

В соответствии с часть 2 статьи 12.21.3 КоАП РФ повторное совершение  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей  статьи, - влечет наложение административного штрафа на водителей  транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на  собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением  транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере  десяти тысяч рублей. 

Объектом правонарушения, состав которого сформулирован в части 2  статьи 12.21.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области  дорожного движения. При этом они не связаны непосредственно с  безопасностью дорожного движения, а направлены на исполнение обязанности,  предусмотренной пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона № 257-ФЗ, по  внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным  дорогам транспортными средствами. 

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного  частями 1 или 2 статьи 12.21.3 КоАП РФ, зафиксированного работающим в  автоматическом режиме специальным техническим средством, считается не  собственник, а лицо, владеющее автомобилем на ином законном основании, 


[A4] если соответствующие сведения о данном владельце внесены в реестр системы  взимания платы. 

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в  судебной практике при рассмотрении дел об административных  правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях» разъяснено, что при фиксации  административного правонарушения в области дорожного движения  техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом  такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного  средства, независимо от того, является он физическим либо юридическим  лицом (часть 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ). 

Объективная сторона состава административного правонарушения,  предусмотренного статьей 12.21.3 КоАП РФ, состоит в невыполнении  требования пункта 2 части 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ,  согласно которому с 01.11.2014 движение транспортных средств, имеющих  разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам  общего пользования федерального значения допускается только при условии  внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным  дорогам такими транспортными средствами. Данное требование не  применяется к платным автомобильным дорогам и платным участкам  автомобильных дорог. 

На основании пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона № 257-ФЗ  движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу  свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального  значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда,  причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. 

Порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения  транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу  свыше 12 тонн (далее соответственно - транспортные средства, плата), включая  сроки внесения такой платы, возможность отсрочки ее внесения российскими  перевозчиками, собственниками (владельцами) транспортных средств,  оборудованных предназначенными для взимания платы бортовыми  устройствами или сторонними бортовыми устройствами, а также требования к  таким бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам определены  Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 № 504 «О  взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным  дорогам общего пользования федерального значения транспортными  средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»  (далее - Правила). 

В силу пункта 3 Правил взимание платы осуществляется с  использованием системы взимания платы, которой предусмотрена регистрация  оператором взимания платы транспортного средства и его собственника в 


[A5] реестре системы взимания платы, а плата осуществляется, как правило, с  использованием предоставляемого оператором бортового устройства. 

Пунктом 10 Правил предусмотрено, что в целях получения  собственником (владельцем) транспортного средства маршрутной карты в  случаях, установленных настоящими Правилами, оператор на основании  представленной собственником (владельцем) транспортного средства  информации о планируемом маршруте движения транспортного средства по  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, дате и  времени начала такого движения и размере платы, установленном  Правительством Российской Федерации, доводит до сведения собственника  (владельца) транспортного средства расчет размера денежных средств (с  указанием протяженности планируемого маршрута движения транспортного  средства), которые ему необходимо внести в качестве платы, а также номер  маршрутной карты, присвоенный оператором. 

Плата в указанном размере вносится в течение 24 часов с момента  доведения до сведения собственника (владельца) транспортного средства  расчета размера денежных средств (с указанием протяженности планируемого  маршрута движения транспортного средства), которые ему необходимо внести  в качестве платы, но не позднее даты и времени начала движения  транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования  федерального значения, заявленных собственником (владельцем)  транспортного средства для оформления маршрутной карты, с учетом номера  маршрутной карты, присвоенного оператором. 

Согласно пункту 12 Правил движением без внесения платы считается:  а) движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое  устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам  общего пользования федерального значения при выключенном или  неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве (при  отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и  без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном  пунктом 10 настоящих Правил; б) движение транспортного средства, за  которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое  устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального  значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке,  предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил; в) движение транспортного  средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время  или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной  карте; г) продолжение движения транспортного средства при израсходовании  денежных средств, внесенных собственником (владельцем) транспортного  средства оператору в качестве платы в соответствии с пунктом 7 настоящих  Правил; д) движение транспортного средства, собственнику которого  предоставлена отсрочка по внесению платы, без уплаты отсроченного платежа  в полном объеме до последнего дня календарного месяца, следующего за  календарным месяцем, в котором сформирован такой платеж. 


[A6] Судами установлен и заявителем не опровергнут факт нарушения  обществом требований пункта 1 статьи 31.1 Федерального закона № 257-ФЗ  выразившееся в допущении повторного осуществления движения  транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше  12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого  автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким  транспортным средством. 

 Правильно применив нормы права, оценив в порядке, предусмотренном  статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее - АПК РФ), совокупность доказательств, представленных в  материалы дела, установленные по делу фактические обстоятельства, суды  сделали обоснованный вывод о доказанности материалами дела наличия в  действиях общества события административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 12.21.3 КоАП РФ

 Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды также пришли к выводу  о подтверждении материалами дела вины общества во вменяемом ему  административном правонарушении. 

Доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего  исполнения обществом возложенной на него обязанности, а также  доказательств совершения обществом действий, направленных на надлежащее  исполнение требования действующего законодательства, судами не  установлено и материалы дела не содержат. 

 Исходя из изложенного, выводы судов о доказанности Управлением в  действиях общества состава административного правонарушения,  ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 12.21.3 КоАП РФ,  являются правильными. 

 Существенных нарушений порядка привлечения к административной  ответственности судами не установлено. 

Привлечение общества к административной ответственности произведено  Управлением в пределах срока давности привлечения к административной  ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ

 Оснований для признания допущенных обществом правонарушений  малозначительными судами не установлено. 

 Назначенное обществу постановлением административного органа  наказание соответствует санкции части 2 статьи 12.21.3 КоАП РФ и  согласуется с общими принципами юридической ответственности. 

Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат  ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и  апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое  значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо  опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции  несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены  обжалуемых судебных актов. 


[A7] Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения  норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов  (часть 4 статьи 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено. 

 С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

 Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.11.2021 по делу   № А76-15253/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 01.02.2022 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Уральская  логистика» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Е.О. Черкезов

Судьи Ю.В. Вдовин

 Е.А. Поротникова