АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-2120/18
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 г. Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Тороповой М. В., Беляевой Н. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2018 по делу № А60-23891/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области представила в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя комиссии. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил – ФИО1 (доверенность от 09.01.2018 № 1);
акционерного общества «ГАЗЭКС» - ФИО2 (доверенность от 29.12.2017 № 026-04/2018).
Управление муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил (далее – управление) обратилось в суд с иском к акционерному обществу «ГАЗЭКС» (далее – общество «ГАЗЭКС») о взыскании неосновательного обогащения в сумме 4 119 522 руб. 76 коп., образовавшегося в результате использования муниципальных сетей газоснабжения, находящихся в г. Нижнем Тагиле.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Свердловской области.
Решением суда первой инстанции от 27.09.2017 (судья Водолазская С.Н.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.01.2018 (судьи Бородулина М. В., Гладких Д. Ю., Яринский С.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судами норм материального права. Заявитель полагает, что основания для отказа в удовлетворении исковых требований управления у судов отсутствовали, поскольку факт сбережения ответчиком имущества за счет истца в отсутствие правовых оснований для такого сбережения, а также размер неосновательного обогащения доказаны. Заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о том, что плата за использование муниципальных газовых сетей подлежит определению посредством регулируемого тарифа в силу положений Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», поскольку истец участвует в системе газоснабжения в связи с принадлежностью муниципальному образованию на праве собственности объектов газоснабжения и, соответственно, как собственник обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему имущества в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель поясняет, что истец не участвует и не может участвовать в системе газоснабжения, так как не является специализированной организацией в смысле, придаваемом Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317.
Заявитель не согласен с утверждением судов о том, что истец как собственник газопровода вправе требовать с ответчика только компенсацию своих подтвержденных расходов. Заявитель отмечает, что ответчик также не понес каких либо расходов на содержание используемых им муниципальных сетей газоснабжения, при этом от заключения договора аренды отказался, использует сети, то есть чужое имущество, без правоустанавливающих документов в своих интересах. Также, по мнению заявителя, отсутствие утвержденного тарифа не является основанием для освобождения лица, которое использует газовые сети, от внесения платы за их использование.
Общество «ГАЗЭКС» представило отзыв на кассационную жалобу управления, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области представила отзыв на кассационную жалобу управления, в котором также
отмечает, что спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (п. 2 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Пунктом 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях для расчетов между сторонами за оказанные услуги применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно п. 2 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ) для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций-собственников Единой системы газоснабжения, организаций- собственников региональных систем газоснабжения, организаций- собственников газораспределительных систем и независимых организаций независимо от форм их собственности и организационно-правовых форм действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики, единые требования энергетической, промышленной и экологической безопасности, установленные данным законом, другими федеральными
законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ и п. 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, тарифы на услуги по транспортировке газа подлежат государственному регулированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден порядок государственного регулирования и перечень товаров и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.
Согласно утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 перечню к услугам, на которые государственное регулирование тарифов (цен) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отнесены услуги по реализации природного газа населению и жилищно-строительным кооперативам.
Пунктом 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат, в частности, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Расходы на обслуживание газораспределительных сетей учитываются в составе тарифа на услуги по транспортировке газа и оплачиваются конечными потребителями исходя из регулируемых цен.
Принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также особенности их применения на территории Российской Федерации определены Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 № 411-3/7.
В соответствии с п. 4 Методических указаний Федеральной службой по тарифам утверждаются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для организаций, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети.
В силу п. 10, 11, 15 Методических указаний расчет розничных цен на газ, реализуемый населению, осуществляется из региональной составляющей розничной цены на газ, которая определяется исходя из установленных ФСТ России тарифов на услуги по транспортировке газа.
В соответствии с п. 8, 31 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
05.02.1998 № 162, порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с указанными Правилами.
Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что в муниципальной собственности города Нижнего Тагила находятся сети газоснабжения в количестве 912 позиций общей протяженностью 151 451 м.
Договорные отношения по использованию указанных сетей газоснабжения отсутствуют, фактически муниципальные сети газоснабжения используются газоснабжающей организацией - обществом «ГАЗЭКС».
Управление 25.04.2017 обратилось к обществу «ГАЗЭКС» с предложением подписать расчеты платы за использование муниципальных сетей газоснабжения и требованием оплатить задолженность за их использование. Представленный истцом расчет суммы неосновательного обогащения произведен исходя из методики расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом.
Претензия истца от 25.04.2017 оставлена ответчиком без удовлетворения.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что в спорный период объекты газоснабжения фактически использовались обществом «ГАЗЭКС» в целях транспортировки газа конечным потребителям, иная техническая возможность транспортировать газ до конечных потребителей отсутствовала.
Спорные правоотношения по транспортировке газа конечным потребителям по сетям истца подлежат специальному правовому регулированию; порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с Правилами поставки газа в Российской Федерации от 05.02.1998 № 162; условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами; законом установлен специальный порядок компенсации собственником газовых сетей своих расходов на содержание и эксплуатацию сетей (в составе соответствующего тарифа за транзит газа, утвержденного в установленном законом порядке); расходы на обслуживание газораспределительных сетей учитываются в составе тарифа на услуги по транспортировке газа и оплачиваются конечными потребителями исходя из регулируемых цен.
Выявив, что расходы, связанные с эксплуатацией спорных газопроводов в тариф на оказываемые ответчиком услуги не включались и конечными потребителями не оплачивались, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что ответчик не получил доход от
транспортировки газа по сетям, принадлежащим истцу, то есть на стороне ответчика отсутствует неосновательное обогащение за счет истца.
Также суды приняли во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих факт несения истцом каких-либо расходов на транспортировку газа, заключение договоров на техническое обслуживание, аварийно-диспетчерское обеспечение объектов газоснабжения, являющихся опасным производственным объектом, отсутствие заключенного между Администрацией города Нижний Тагил и обществом «ГАЗЭКС» договора аренды сетей, на основании чего обоснованно признали, что требования истца о взыскании неосновательного обогащения в виде предполагаемой арендной платы, определенной исходя из методики расчета арендной платы за пользование муниципальным имуществом, неправомерны и фактически направлены на обход предусмотренного законодательством тарифного регулирования в сфере отношений газоснабжения.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований управления о взыскании с общества «ГАЗЭКС» неосновательного обогащения.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2018 по делу № А60-23891/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципального имущества Администрации города Нижний Тагил – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий И.А. Татаринова
Судьи М.В. Торопова
Н.Г. Беляева