ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-2221/18 от 20.06.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА 

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-2221/18

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Лазарева С. В., Полуяктова А. С.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (далее – общество  «Энергоресурс») на решение Арбитражного суда Челябинской области от  25.12.2017 по делу № А76-18828/2017 и постановление Восемнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 07.03.2018 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и  месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения  информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного  суда Уральского округа. 

В судебном заседании принял участие представитель общества с  ограниченной ответственностью «Натали» - ФИО1 (доверенность  от 03.11.2017 № 03/11). 

 Общество «Энергоресурс» обратилось в Арбитражный суд Челябинской  области к Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям  города Челябинска (далее – Комитет) с заявлением о признании незаконным  решения в части отказа в предоставлении в аренду земельного участка с  кадастровым номером 74:36:0210002:311, оформленного письмом от 26.04.2017   № 12627; об обязании Комитета заключить с обществом «Энергоресурс»  договор аренды земельного участка с кадастровым номером 74:36:0210002:311  для восстановления объекта недвижимости (с учетом уточнения требований в  порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации). 

 К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Администрация города Челябинска, общество с ограниченной  ответственностью «Натали». 


Решением суда первой инстанции от 25.12.2017 (судья Мрез И.В.) в  удовлетворении заявления отказано. 

Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.03.2018 (судьи  Богдановская Г.Н., Пирская О.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без  изменения. 

 В кассационной жалобе и дополнении к ней общество «Энергоресурс»  просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда  апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на  неправильное применение судами норм материального и процессуального  права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и  имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, правовых  оснований для отказа заявителю в приобретении права аренды на  испрашиваемый земельный участок у Комитета не имелось, отказ  уполномоченного органа противоречит закону и нарушает права общества  «Энергоресурс» в предпринимательской деятельности. Заявитель не согласен с  выводом судов о том, что им не предпринимались действия по оформлению  права на земельный участок, отмечает, что общество «Энергоресур» с 2013 года  обращалось в уполномоченный орган с заявлениями о выкупе земельного  участка, в удовлетворении которых было отказано. Общество «Энергоресур»  отмечает, что за время пользования земельным участком третьими лицами  объект общества «Энергоресурс» был разрушен; в данный период действовали  положения ст. 39 Земельного кодекса Российской Федерации,  предоставляющие возможность обществу «Энергоресурс» сохранить право на  земельный участок в течение трех лет, при этом факт разрушения объекта не  является основанием для принудительного прекращения права собственности  общества «Энергоресурс». Ссылаясь на договоры купли – продажи  от 08.06.2000 № 1175, от 13.06.2007, дополнительное соглашение от 01.06.2004  к договору купли-продажи от 01.08.2000 № 1175, акт приема–передачи к  договору купли - продажи от 13.06.2007, постановление главы г. Челябинска  от 03.06.2003 № 837-п, общество «Энергоресур» полагает доказанным факт  законного владения земельным участком, поскольку на нем расположен  принадлежащий заявителю объект недвижимости. По мнению заявителя,  судами неправомерно не применены по аналогии права (п. 1 ст. 6 Гражданского  кодекса Российской Федерации) положения норм п. 10 п. 2 ст. 39.6Земельного  кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, сформированной в  Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2017 № 304- КГ17-9125. Общество «Энергоресурс» считает, что судами неправомерно не  применен правовой подход, сформированный в постановлении Президиума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2008 № 17616/07  применительно к ранее действовавшей норме ст. 39 Земельного кодекса  Российской Федерации, поскольку указанный подход является актуальным и в  настоящее время, правовое регулирование приобретения собственником  объекта недвижимости земельного участка для его эксплуатации не  изменилось, и в настоящее время предусмотрено п. 9 ч. 2 ст. 39.6 и ст. 39.20  Земельного кодекса Российской Федерации. 


Общество с ограниченной ответственностью «Натали» представило отзыв  на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать,  отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне,  спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела  доказательств и с правильным применением норм материального и  процессуального права. 

Рассмотрев доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе,  проверив правильность применения судами норм материального и  процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований  для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда  апелляционной инстанции не имеется. 

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий  (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных  лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и  действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному  правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

По смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами,  решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов. 

Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют  закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные  интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. 

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного  правового акта недействительным, решений и действий (бездействия)  незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых  обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым  актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

 На основании п. 1 ст. 39.1Земельного кодекса Российской Федерации  земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной  собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае  предоставления земельного участка в аренду. 

 В соответствии с ст. 39.14Земельного кодекса Российской Федерации  предоставление земельного участка, находящегося в государственной или 


муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в  следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в  случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект  межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой  земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или  юридическим лицом заявления о предварительном согласовании  предоставления земельного участка в случае, если земельный участок  предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в  соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре  недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены  здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного  участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании  предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться  любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;  3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления  земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего Кодекса, в  случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного  участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О  государственном кадастре недвижимости»; 4) обеспечение заинтересованным  гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях  образования земельного участка в соответствии с проектом межевания  территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной  документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для  уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о  предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5)  осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или  государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного  участка, а также государственной регистрации права государственной или  муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования  земельного участка из земель или земельного участка, государственная  собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган  гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного  участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного  участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие  уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в  собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование. 

 Требования к заявлению о предоставлении земельного участка,  находящегося в государственной или муниципальной собственности, без  проведения торгов, а также перечень прилагаемых к нему документов  установлены п. 1, 2 ст. 39.17, подп. 1, 4 – 6 п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса  Российской Федерации. 

 В силу п. 7 ст. 39.17Земельного кодекса Российской Федерации в срок не  более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного  участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, 


настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки  совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов  договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора  безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их  подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания  заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка  или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного  участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование,  если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или  уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает  решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы  одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и  направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть  указаны все основания отказа (п. 5 ст. 39.17Земельного кодекса Российской  Федерации). 

 Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении  земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, без проведения торгов, в том числе, если разрешенное  использование земельного участка не соответствует целям использования  такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении  земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в  соответствии с утвержденным проектом планировки территории (подп. 14 ст.  39.16Земельного кодекса Российской Федерации). 

 Согласно п. 1 ст. 39.20Земельного кодекса Российской Федерации, если  иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом,  исключительное право на приобретение земельных участков в собственность  или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками  зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. 

 В силу разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых  вопросах, связанных с применением земельного законодательства», никто,  кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на  приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием,  строением, сооружением. 

 При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено  следующее. 

 Вступившими в законную силу судебными актами по делам № А76- 23708/2015, № А76-24638/2013, № А76-892/2008, имеющим в силу ст. 69  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора, установлено,  что между открытым акционерным обществом «Челябинский тракторный  завод» и предприятием «Радуга» подписан договор купли-продажи от  08.06.2000 № 1175, по которому предприятием «Радуга» приобретено в  собственность имущество, в том числе склады № 7, 9, 10, открытая площадка  для хранения металла. 


Согласно п. 1.2. названного договора на основании п. 1, п. 3 ст. 552  Гражданского кодекса Российской Федерации одновременно с передачей права  собственности на продаваемую недвижимость передаются права на ту часть  земельного участка, которая занята продаваемыми объектом с прилегающей к  нему территорией общей площадью 4, 26 га. 

 По договору купли-продажи недвижимости от 13.06.2007 закрытое  акционерное общество «Энергоресурс» приобрело у общества с ограниченной  ответственностью предприятие «Радуга» в собственность объекты  недвижимости: нежилое двухэтажное здание (офис с производственно-  коммерческим блоком) общей площадью 1171,2 кв. м, сооружение (часть  площадки для открытого хранения металла) площадью 5311, 5 кв. м, нежилое  здание (склад № 7) площадью 1656,2 кв. м, нежилое помещение № 2 (закрытый  склад хранение материалов № 10) площадью 478 кв. м, нежилое здание  (закрытый склад хранение материалов № 9) площадью 1030, 4 кв.м., а также  земельный участок площадью 5155 кв.м. с кадастровым номером  74:36:0212005:0057 и земельный участок площадью 25 258 кв. м с кадастровым  номером 74:36:0210002:0041, местоположение участка по адресу: г. Челябинск,  Тракторозаводский район, ул. Линейная, д. 96-г. 

 Переход права собственности на указанные объекты недвижимости  зарегистрирован в установленном законом порядке. 

 Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда  Челябинской области от 17.06.2008 по делу № А76-892/2008 применены  последствия недействительности сделки – заключенного между обществом с  ограниченной ответственностью предприятие «Радуга» и закрытым  акционерным обществом «Энергоресурс» договора купли-продажи  недвижимости от 13.06.2007 в части купли-продажи земельного участка  кадастровый номер 74:36:0210002:0041, общая площадь 25 258 кв. м,  расположенного по адресу: <...>, в виде обязания  акционерного общества «Энергоресурс» возвратить указанный земельный  участок обществу с ограниченной ответственностью предприятие «Радуга»,  признана недействительной государственная регистрация права собственности  закрытого акционерного общества «Энергоресурс» на земельный участок с  кадастровым номером 74:36:0210002:0041, общая площадь 25 258 кв. м,  расположенного по адресу: <...>. 

 На основании распоряжения Администрации от 05.03.2013 № 1164 между  Комитетом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью  «Натали» (арендатор) заключен договор от 22.05.2013 УЗ № 011679-К-2013  аренды земли г. Челябинска, согласно которому обществу «Натали» в аренду  передан земельный участок с кадастровым номером 74:36:0210002:311  площадью 7295 кв. м, расположенный по ул. Линейной, северо-восточнее  здания по ул. Линейной, 96- г в Тракторозаводском районе города Челябинска,  из земель населенных пунктов (производственно-складская территориальная  зона), находящихся в ведении муниципального образования, для строительства  открытого склада металла сроком с 05.03.2013 до 05.03.2017 (с учетом условий  дополнительного соглашения от 24.02.2015 № 1). 


Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда  Челябинской области от 07.04.2015 по делу № А76-24638/2013 названный  договор аренды признан недействительным, применены последствия  недействительности ничтожной сделки путем обязания общества с  ограниченной ответственностью «Натали» возвратить Комитету земельный  участок площадью 0,7295 га по ул. Линейная, северо-восточнее здания по  ул. Линейная, 96-г в Тракторазоводском районе г. Челябинска с кадастровым  номером 74:36:0210002:311. 

 За закрытым акционерным обществом «Энергоресурс» зарегистрировано  право собственности на сооружение (часть площадки для открытого хранения  металла) площадью 5311,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Челябинск,  Тракторозаводский район, ул. Линейная, 96-г, кадастровый номер  74:36:0210002:319. 

 Общество «Энергоресурс» обратилось к главе Администрации  г. Челябинска с заявлением от 27.03.2014 о выкупе земельного участка с  кадастровым номером 74:36:0210002:311 для эксплуатации сооружения (часть  площадки для открытого хранения металла) по ул. Линейной, 96 г, в  Тракторозаводском районе. 

 Письмом от 29.04.2014 № 02-433 Администрация отказала акционерному  обществу «Энергоресурс» в выкупе испрашиваемого земельного участка  площадью 7295 кв. м связи с наличием сведений о регистрации права аренды на  указанный участок за третьими лицами. Также указано, что согласно  кадастровому паспорту земельного участка от 01.11.2012   № 7400/101/12-388893 разрешенное использование испрашиваемого земельного  участка – размещение открытого склада металла, тогда как согласно выписке из  единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с  ним от 04.04.2014 № 74-74-01/2014-4182 объектом права собственности  является сооружение (часть площадки для открытого хранения металлов). 

 Общество «Энергоресурс» повторно обратилось в Комитет с заявлением  о предоставлении в собственность указанного земельного участка. 

 Комитет в письме от 24.08.2015 № 18688 сообщил, что данный вопрос  рассмотрен на комиссии от 25.04.2014 № 15, принято решение об отказе в связи  с тем, что в отношении земельного участка зарегистрировано право аренды за  третьими лицами. 

 Отказ Комитета от 24.08.2015 № 18688 обжалован обществом  «Энергоресурс» в арбитражный суд. 

 Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда  Челябинской области от 21.10.2016 года по делу № А76-23708/2015 судом  отказано в удовлетворении требований общества «Энергорсурс» о признании  недействительным отказа Комитета в предоставлении в собственность  земельного участка площадью 7295 кв. м кадастровый номер  74:36:0210002:311, расположенного по адресу: город Челябинск.  Тракторозаводский район, улица Линейная, северо-восточнее здания по улице  Линейная, 96-г; и о возложении на Комитет по управлению имуществом и  земельными отношениями города Челябинска обязанности по устранению 


допущенных нарушений прав и законных интересов общества «Энергоресурс»  путем принятия решения о предоставлении в собственность обществу  «Энергоресурс» испрашиваемого земельного участка площадью 7295 кв. м. 

 Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.04.2015 по  делу № А76-24638/2013 установлено, что согласно техническому паспорту на  сооружение по ул. Линейная, 96 г в г. Челябинске (часть площадки для  открытого хранения металла), литера Г5, составленному по состоянию на  11.10.2005, сооружение складского назначения используется фактически как  наземный склад, имеет фундамент в качестве конструктивного элемента  (щебеночное основание) и подкрановые пути. 

 Из межевого плана, составленного по заказу закрытого акционерного  общества «Энергоресурс» 22.09.2011 (проект) в целях образования двух  земельных участков из земель, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, расположенных по адресу: <...>, ФГУП «Ростехинвентаризация-  Федеральное БТИ», суды усмотрели, что на образуемом земельном участке по  адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Линейная, 96-г, площадью  7295 кв. м, разрешенное использование - для эксплуатации нежилых зданий,  расположен объект недвижимости с условным номером 74-74-01/551/2005-010.  Согласно справке от 17.04.2013 № 3242-11 Челябинского филиала ФГУП  «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в границах земельного участка,  расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером 74:36:0210002:311 по состоянию на 17.04.2013  находится объект недвижимости: сооружение (часть площадки для открытого  хранения металла), площадью 5311,5 кв. м, кадастровый (или условный) номер  74-74-01/551/2005-010. 

 В ходе рассмотрения дела № А76-23708/2015 на основании определения  суда проведена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам  Южно-Уральской торгово-промышленной палаты ФИО2 и  ФИО3 

 Согласно заключению экспертов от 11.08.2016 № 026-05-838 на момент  осмотра 08.07.2016 в границах земельного участка с кадастровым номером  74:36:0210002:311 не обнаружено сооружения – части площадки для открытого  хранения металла, площадью 5311,5 кв. м, техническое описание которого  содержится в техническом паспорте от 11.01.2005, подготовленном ОГУП  «Обл.ЦТИ» по Челябинской области. Среди прочего, экспертами зафиксирован  факт отсутствия в границах земельного участка щебёночного основания,  пригодного для использования в качестве покрытия площадки для  складирования, отвечающего требованиям ПОТ Р О-14000-007-98. 

 Общество «Энергоресурс» обратилось к главе Администрации  г. Челябинска с заявлением от 27.02.2017 о подготовке договора аренды  земельного участка с кадастровым номером 74:36:0210002:311 для  восстановления объекта (часть площадки для открытого хранения металла) по  ул. Линейной, 96 Г, в Тракорозаводском районе. К указанному заявлению  приложены следующие документы: учредительные документы общества 


«Энергоресурс», кадастровый паспорт на земельный участок, свидетельство о  праве собственности на сооружение (часть площадки для открытого хранения  металла), кадастровый паспорт на сооружение (часть площадки для открытого  хранения металла), договор купли продажи недвижимости от 13.06.2007,  письмо общества с ограниченной ответственностью «Технопарк  «Тракторозаводский» о приватизации объектов ЧТЗ по ул. Линейной, 96 Г от  18.12.2013 № 1811-Д, решение Арбитражного суда Челябинской области от  07.04.2015, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 24.06.2015. 

 Комитетом в письме от 26.04.2017 № 12627 отказано обществу  «Энергоресурс» в предоставлении в аренду земельного участка по улице  Линейной, 96Г в Тракторозаводском районе города Челябинска для  эксплуатации открытого склада металла в связи с отсутствием объекта  капитального строительства на данном земельном участке. 

 При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела с учетом  обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными  актами по делам № А76-23708/2015, № А76-24638/2013, № А76-892/2008,  результатов экспертизы по делу № А76-23708/2015, суды выявили факт  отсутствия объекта недвижимости, для эксплуатации которого обществом  «Энергоресурс» испрашивается земельный участок, ввиду его разрушения;  суды верно отметили, что наличие у общества «Энергоресурс» прав  реестрового собственника объекта само по себе по смыслу п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации не предоставляет ему  исключительного права на приватизацию земельного участка под фактически  отсутствующим объектом. 

 Выявив, что, приобретая объекты недвижимости на основании договора  купли-продажи недвижимости от 13.06.2007, заключенного с обществом с  ограниченной ответственностью предприятие «Радуга», общество  «Энергоресурс» в дальнейшем не оформило в установленном порядке права на  земельный участок, необходимый для эксплуатации приобретенных объектов  недвижимости (кроме части открытой площадки для хранения металла, также –  складов № 7, 9, 10), при этом решением Арбитражного суда Челябинской  области от 17.06.2008 по делу № А76-892/2008 названный договор купли-  продажи от 13.06.2007 признан недействительным в части купли - продажи  земельного участка с кадастровым номером 74:36:0210002:0041, общая  площадью 25 258 кв. м, суды верно отклонили ссылку заявителя на п. 1 ст. 552  Гражданского кодекса Российской Федерации. 

 Иных доказательств оформления прав на земельный участок,  необходимый для эксплуатации как всех приобретенных объектов  недвижимости, так и объекта, актуальным собственником которого общество  является в настоящее время, не представлено. 

 Указанный вывод соответствует правовому подходу, изложенному в  постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 07.06.2011 № 18195/10. 


Суды обоснованно указали, что предоставление обществу  «Энергоресурс» земельного участка для восстановления разрушенного объекта  недвижимости, о чем также заявлено в обращении в орган местного  самоуправления, обществом нормативно не обосновано. 

 Кроме того, суды заключили, что по смыслу изложенных норм в их  нормативном единстве с установленным подп. 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса  Российской Федерации принципом единства судьбы земельного участка и  расположенного на нем объекта недвижимости, а также с учетом правовой  позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.04.2008 № 17616/07,  земельный участок в порядке ст. 39.20Земельного кодекса Российской  Федерации, на которую ссылалось общество «Энергоресурс» в заявлении,  может быть предоставлен исключительно для эксплуатации размещенного на  участке объекта недвижимости. 

 Кроме того, судами не установлено оснований для применения по  аналогии права (п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации)  положений норм п. 10 п. 2 ст. 39.6Земельного кодекса Российской Федерации с  учетом правовой позиции, сформированной в Определении Верховного Суда  Российской Федерации от 18.12.2017 № 304-КГ17-9125, поскольку льготный  порядок предоставления земельных участков из числа публичных земель,  установленный п. 2 п. 4 названной нормы, допустим при соблюдении  совокупности условий, установленных п. 4 той же статьи, которая применима к  случаям заключения нового договора аренды с лицом, ранее являвшимся  арендатором земельного участка. В данном случае обществом «Энергоресурс»  права на земельный участок не оформлены. 

 С учетом изложенного суды обоснованно отклонили ссылку общества  «Энергоресурс» на положения ранее действовавшей ст. 39 Земельного кодекса  Российской Федерации, поскольку названная норма определяла правовой  статус лица - собственника разрушенного объекта недвижимости в случае  наличия у него ранее правового титула в отношении земельного участка и  предоставляла такому лицу право сохранить правовой титул на участок для  восстановления объекта.  

При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении  заявления общества «Энергоресурс». 

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в  полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в  материалах дела, и нормам действующего законодательства. 

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись  предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка,  основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.  Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных  судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что  недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 


Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений  норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для  отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено. 

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление  суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения,  кассационная жалоба - без удовлетворения. 

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

 решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.12.2017 по делу   № А76-18828/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 07.03.2018 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Энергоресурс» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий И.А. Татаринова 

Судьи С.В. Лазарев

 А.С. Полуяктов  


проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16