ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-2307/22 от 12.04.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2307/22

Екатеринбург

14 апреля 2022 г.

Дело № А76-51346/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Абозновой О. В.,

судей Васильченко Н. С., Тимофеевой А. Д.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карабашские абразивы» (далее – общество «Карабашские абразивы») на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2021 по делу № А76-51346/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель:

акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – общество «РЖД») – Негодяева И.А. (доверенность от 17.12.2020 б/н).

общества «Карабашские абразивы», общества с ограниченной ответственностью «Завод КАЗ» - Белоглазов В.А. (доверенности от 26.08.2020, 25.03.2021, соответственно).

Общество «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу «Карабашские абразивы» о взыскании                   1 219 275 руб. штрафа по статье 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Карабашский абразивный завод».

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2021 исковые требования удовлетворены.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 21.01.2022  решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Карабашские абразивы» просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что в судами не исследованы доказательства, представленные в материалы дела ответчиком и третьим лицом, выводы судов базируются на недействующих (неактуальных) на момент спорной поставки документах, представленных истцом, и неправильного использования сложившейся в отрасли профессиональной терминологии.

Общество «Карабашские абразивы» отмечает, что судами также необоснованно не были приняты во внимание письменные пояснения ответчика и третьего лица, а также представляемые ими документы относительно характеристик и свойств продукции – песка шлакового, поскольку песок шлаковый для производства строительных работ и материалов по своим характеристикам не относится к классу абразивных материалов, а входит в группу материалов, используемых для бластинга (очистки поверхности).

По мнению заявителя жалобы, несмотря на явный спор истца и ответчика по поводу определения (классификации) груза, суды уклонились от решения вопроса отнесения груза к той или иной группе материалов (шлаковый песок для строительства или абразивные материалы), что привело к необоснованному и неправомерному отнесению груза к коду 243065 ЕТСНГ «Материалы абразивные н.п.» и, как следствие, к принятию незаконных и необоснованных судебных актов, влекущих для общества «Карабашские абразивы» взыскание незаконных штрафов.

Общество «Карабашские абразивы» полагает, что суды, принимая в качестве доказательств по делу коммерческий акт и акт общей формы, составленные обществом «РЖД», не учли, что при комиссионной проверке и составлении указанных актов истец не осуществлял ни отбор проб груза, ни их исследование.

Общество «Карабашские абразивы» отмечает, что принятое во внимание судами решение Экспертной группы при Совете по железнодорожному транспорту от 13 - 14 февраля 2019 года об отнесении продукции «Порошок абразивный» по ТУ 3989-001-14850363-2004 к коду ЕТСНГ 243065 «Материалы абразивные, не поименованные в алфавите» и к коду ГНГ 26219000 «Шлаки и зола, включая золу из морских водорослей (келп), прочие» принято с нарушениями, в частности сделано по обращению ненадлежащего лица, никогда не выступавшего грузоотправителем данной продукции и основано на ненадлежащих документах, а именно недействующей редакции Технических условий 3989-001-14850363-2004.

Кроме того, как отмечает заявитель жалобы, данное решение нигде не было опубликовано, ответчик не мог знать о его существовании и применять, поскольку имел указание от истца при оформлении перевозочных документов указывать наименование перевозимого груза «шлаки гранулированные» и соответствующий такому наименованию тарифного класса до получения результатов независимой экспертизы (протокол совещания от 14.12.2017
№ АФТОМ-1/1145).

В отзыве на кассационную жалобу общество «РЖД» просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как установлено судами и следует из материалов дела,09.01.2020 общество «Карабашские абразивы» отправило вагон № 55166680 по транспортной железнодорожной накладной № ЭЦ493776 со станции Пирит Южно - Уральской железной дороги на станцию Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский ОКТ в адрес грузополучателя общества с ограниченной ответственностью «Петербургская Вагонная компания».

В разделе «Сведения о грузе» накладной № ЭЦ493776 грузоотправитель указал «Шлаки гранулированные», присвоив код ЕТСНГ 271008, количество мест - 140, упаковка «скн», масса 140400 кг. Содержится отметка в накладной «Погрузка на вагон средствами грузоотправителя», «Масса груза определена грузоотправителем», способ определения массы: по трафарету.

На станции Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский ОКТ перевозчиком - обществом «РЖД» 20.01.2020 была произведена комиссионная проверка груза, размещенного в вагоне № 55166680 по отправке Пирит ЮУР - Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский ОКТ № ЭЦ493776 на соответствие перевозочному документу а именно сведениям, указанным в железнодорожной накладной № ЭЦ493776.

В результате проверки груза установлено, что согласно перевозочному документу в вагоне № 55166680 значится груз - «шлаки гранулированные», код ЕТСНГ 271008. Фактически при комиссионной выдаче и выгрузке груза оказалось, что в вагоне № 55166680 погружены мешки/ специализированные контейнеры белого цвета, всего 70 мест в каждом вагоне. В вагоне находится груз - песок строительный специальный «Карабашский абразив» (порошок абразивный). Таким образом, ответчик при оформлении транспортной железнодорожной накладной исказил сведения о наименовании груза, что привело к занижению размера провозной платы.

На железнодорожной станции Санкт-Петербург сортировочный 20.01.2020 оформлен коммерческий акт № ОКТ2000777/6 в связи с тем, что в соответствии с Тарифным руководством № 1 Прейскуранта № 10-01, Приложения № 2 наименования груза «Абразивный порошок» относится к Разделу 5 «Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы», код ЕТСНГ-243065, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе, а также акты общей формы.

В соответствии с Прейскурантом № 10-01 провозная плата за фактически перевезенный груз составляет - 80 805 руб., провозная плата согласно перевозочного документа по вагону № 55166680 составляет - 41 788 руб., то есть фактическое занижение провозной платы составило 39 017 рублей (без учета НДС), с учетом НДС занижение провозной платы составило 46 820 руб. 40 коп.

За искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе на основании статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов в сумме 404 025 руб. (80805 руб. x 5).

Общество «Карабашские абразивы» 09.01.2020 отправило вагон                № 55166656 по транспортной железнодорожной накладной № ЭЦ493776 со станции Пирит Южно - Уральской железной дороги на станцию Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский ОКТ в адрес грузополучателя общества с ограниченной ответственностью «Петербургская Вагонная компания».

В разделе «Сведения о грузе» накладной № ЭЦ493776 грузоотправитель указал «Шлаки гранулированные», присвоив код ЕТСНГ 271008, количество мест - 140, упаковка «скн», масса 140400 кг. Содержится отметка в накладной «Погрузка на вагон средствами грузоотправителя», «Масса груза определена грузоотправителем», способ определения массы: по трафарету.

На станции Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский ОКТ перевозчиком – обществом «РЖД» 20.01.2020 была произведена комиссионная проверка груза, размещенного в вагоне № 55166656 по отправке Пирит ЮУР - Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский ОКТ № ЭЦ493776 на соответствие перевозочному документу а именно сведениям, указанным в железнодорожной накладной № ЭЦ493776.

В результате проверки груза установлено, что согласно перевозочному документу в вагоне № 55166656 значится груз - «шлаки гранулированные», код ЕТСНГ 271008.

Фактически при комиссионной выдаче и выгрузке груза оказалось, что в вагоне № 55166656 погружены мешки/ специализированные контейнеры белого цвета, всего 70 мест в каждом вагоне. В вагоне находится груз - песок строительный специальный «Карабашский абразив» (порошок абразивный). Таким образом, ответчик при оформлении транспортной железнодорожной накладной исказил сведения о наименовании груза, что привело к занижению размера провозной платы.

На железнодорожной станции Санкт-Петербург сортировочный 20.01.2020 оформлен коммерческий акт № ОКТ2000776/5 в связи с тем, что в соответствии с Тарифным руководством № 1 Прейскуранта № 10-01, Приложения № 2 наименования груза «Абразивный порошок» относится к Разделу 5 «Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы», код ЕТСНГ-243065, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе, а также акты общей формы.

В соответствии с Прейскурантом № 10-01 провозная плата за фактически перевезенный груз составляет - 80 805 руб., провозная плата согласно перевозочного документа по вагону № 55166680 составляет - 41 788 руб., то есть фактическое занижение провозной платы составило 39 017 рублей (без учета НДС), с учетом НДС занижение провозной платы составило 46 820 руб. 40 коп.

За искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе на основании статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов в сумме 404 025 руб. (80805 руб. x 5).

Общество «Карабашские абразивы» 09.01.2020 отправило вагон                            № 53091252 по транспортной железнодорожной накладной № ЭЦ579617 со станции Пирит Южно - Уральской железной дороги на станцию Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский ОКТ в адрес грузополучателя общества с ограниченной ответственностью «Петербургская Вагонная компания».

В разделе «Сведения о грузе» накладной № ЭЦ579617 грузоотправитель указал «Шлаки гранулированные», присвоив код ЕТСНГ 271008, количество мест - 140, упаковка «скн», масса 140400 кг. Содержится отметка в накладной «Погрузка на вагон средствами грузоотправителя», «Масса груза определена грузоотправителем», способ определения массы: по трафарету.

В разделе «Особые заявления и отметки отправителя» накладной                        № ЭЦ579617 указано «Для ООО «Сталкер».

На станции Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский ОКТ перевозчиком - обществом «РЖД» 20.01.2020 была произведена комиссионная проверка груза, размещенного в вагоне № 53091252 по отправке Пирит ЮУР - Санкт-Петербург - Сортировочный - Московский ОКТ № ЭЦ579617 на соответствие перевозочному документу а именно сведениям, указанным в железнодорожной накладной № ЭЦ579617.

В результате проверки груза установлено, что согласно перевозочному документу в вагоне № 53091252 значится груз - «шлаки гранулированные», код ЕТСНГ 271008.

Фактически при комиссионной выдаче и выгрузке груза оказалось, что в вагоне № 53091252 погружены мешки/специализированные контейнеры белого цвета, всего 70 мест в каждом вагоне. В вагоне находится груз - песок строительный специальный «Карабашский абразив» (порошок абразивный). Таким образом, ответчик при оформлении транспортной железнодорожной накладной исказил сведения о наименовании груза, что привело к занижению размера провозной платы.

На железнодорожной станции Санкт-Петербург сортировочный 20.01.2020 оформлен коммерческий акт № ОКТ2000778/7 в связи с тем, что в соответствии с Тарифным руководством № 1 Прейскуранта № 10-01, Приложения № 2 наименования груза «Абразивный порошок» относится к Разделу 5 «Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы», код ЕТСНГ-243065, что не соответствует сведениям, изложенным в перевозочном документе, а также акты общей формы.

В соответствии с Прейскурантом № 10-01 провозная плата за фактически перевезенный груз составляет - 82 245 руб., провозная плата согласно перевозочного документа по вагону № 53091252 составляет - 42 533 руб., то есть фактическое занижение провозной платы составило 39 712 руб. (без учета НДС), с учетом НДС занижение провозной платы составило 47 654 руб. 40 коп.

Согласно акту экспертизы от 05.04.2021 № 026-02-0000137, проведенной Южно-Уральской Торгово-промышленной палатой, перевозимый в спорных вагонах № 55166680, 55166656 по накладной № ЭЦ493776 и в вагоне                        № 53091252 по транспортной железнодорожной накладной № ЭЦ579617 должен быть отнесен к коду ЕТСНГ 243065 "Материалы абразивные, не поименованные в алфавите".

За искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе на основании статьи 98 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» перевозчиком начислен штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов в сумме 411 225 руб. (82 245 руб. x 5).

Общая сумма штрафа по трем вагонам составила 1 219 275 руб.

Поскольку претензии об уплате штрафов оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 27, 98, 119 Устава железнодорожного транспорта, Правилами оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 43 (далее – Правила № 43), правовыми позициями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», установив факт искажения в железнодорожной накладной сведений, пришел к выводу о правомерности заявленных истцом требований.

Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам и требованиям закона.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно нормам статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Пунктами 2.2.1, 2.2.2 Тарифного руководства № 1 установлена дифференциация тарифов на перевозку грузов по условиям тарификации грузов на три тарифных класса: первый, второй, третий. Наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ с указанием отличительных признаков груза (в твердом или жидком состоянии, в свежем или охлажденном виде и другие сведения о грузе и его свойствах), если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа.

Согласно статье 27 Устава железнодорожного транспорта перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 Устава железнодорожного транспорта.

В соответствии со статьей 98 Устава железнодорожного транспорта за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки.

В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава железнодорожного транспорта, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, и свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.

В силу норм  статьи 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

В соответствии с пунктом 2 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 № 43 «Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» (далее – Правила № 43) основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.

Пункт 6 Правил № 43 предусматривает, что в соответствии со статьей 98 Устава железнодорожного транспорта за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

По своей правовой природе штраф, предусмотренный статьей 98 Устава железнодорожного транспорта, направлен на профилактику совершения грузоотправителем действий, нарушающих условия перевозки и сопряженных с ней аварийных ситуаций, при которых под угрозу ставится жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, является целью обеспечения безопасности эксплуатации железнодорожного транспорта. Данный штраф подлежит применению независимо от причинения реальных убытков в процессе осуществления железнодорожной перевозки.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Между сторонами возник спор, к какому тарифному коду относится перевезенный в вагонах груз: с позиции ответчика груз подлежит отнесению к коду ЕТСНГ 271008 с наименованием «Шлаки гранулированные». Продукция по коду ЕТСНГ 271008 находится в разделе 5 Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов Раздел 5 «Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы», подраздел 270005 «Шлаки гранулированные», позиция в подразделе 271008 «Шлаки гранулированные»; с позиции истца груз подлежит отнесению к коду ЕТСНГ 243065 «Материалы абразивные н.п.».

Пунктами 2.2.1, 2.2.2 Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», утвержденного постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 № 47-т/5, установлено, что наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком ЕТСНГ (Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов) опубликована в сборнике № 407 Правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта (Москва, 1997), с последующими изменениями и дополнениями), перечень позиций которой представлен в приложении 2 Тарифного руководства с указанием отличительных признаков груза (в твердом или жидком состоянии, в свежем или охлажденном виде и другие сведения о грузе и его свойствах), если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа. Если такого наименования в алфавитном списке нет, то не допускается наименование груза обобщающими названиями позиций ЕТСНГ и груз должен обозначаться под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием кода того груза, поименованного в алфавитном списке ЕТСНГ, к которому груз можно отнести по его свойствам, или к грузу этой позиции под обобщающим наименованием «не поименованные в алфавите».

При невозможности отнесения перевозимого груза к одному из наименований позиции ЕТСНГ решение об отнесении груза к соответствующему коду позиции ЕТСНГ принимает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта при представлении грузоотправителем соответствующей документации на указанный груз.

Согласно пунктам 2.17, 2.18 и 2.25 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 39, в транспортной железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о наименовании и массе груза.

Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями норм статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что факт искажения сведений в транспортной железнодорожной накладной, являющийся основанием для начисления штрафа, подтвержден материалами дела, в том числе коммерческим актом, актом общей формы, согласно которым в вагонах № 55166680, 53091252, 55166656 погружены мешки/специализированные контейнеры белого цвета с маркировкой «Карабашский абразив» ТУ 08.12.13.003- 14043071-2017, вес нетто одного мешка - 1000 кг с погрешностью +/- 5 кг, в то время как в соответствии с Тарифным руководством № 1 Прейскуранта № 10-01, Приложения № 2 наименования груза «Абразивный порошок» относится к Разделу 5 «Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы», код ЕТСНГ243065, суды первой и апелляционной инстанций установили факт несоответствия сведений, указанных в транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов № ЭЦ493776.

Данные, указанные в актах, документально ответчиком не опровергнуты, доказательств существования обстоятельств, полностью освобождающих его от ответственности, обществом «Карабашские абразивы» в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Оснований для переоценки выводов судов нижестоящих инстанций, сделанных на основе исследования и оценки, представленных сторонами в обоснование своей позиции в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется в силу ограниченных полномочий предусмотренных нормами статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о правомерности требований общества «РЖД» о начислении штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования груза, в связи с чем верно взыскали 1 219 275 руб. с общества «Карабашские абразивы» в пользу истца.

Оснований для снижения финансовой санкции в виде штрафа в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суды не усмотрели (пункты 71, 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).

Довод заявителя жалобы о ненадлежащей оценке судами ГОСТов на абразивные материалы, экспертизы, отсутствия отбора проб груза, их исследования был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и отклонен на основании пункта 19 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 № 374 «Об утверждении Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом», условий договора поставки продукции, универсального передаточного документа, спецификации и ГОСТ 2.114-95 межгосударственного стандарта «Единая система конструкторской документации. Технические условия от 01.07.1996, введенного 01.07.1996 года».

При этом продукция, являвшаяся предметом перевозки, отнесена самим производителем к материалам абразивным, что соответствует коду ЕТСНГ 243065 «Материалы абразивные, не поименованные в алфавите», и учтено, что компетентным органом продукция «Порошок абразивный» ТУ 3989-001-14850363-2004 в феврале 2019 г. отнесена к коду ЕТСНГ 243065 «Материалы абразивные, не поименованные в алфавите» в силу пункта 2.2.1 Тарифного руководства № 1.

По результатам проведения заседания Экспертной группы Совета по железнодорожному транспорту, состоявшегося 13 - 14 февраля 2019 года, принято решение отнести продукцию «Порошок абразивный» по
ТУ 3989-003-82101794-2008 или ТУ 3989-001-14850363-2004 к коду ЕТСНГ 243065 «Материалы абразивные, не поименованные в алфавите», о чем свидетельствуют письменные пояснения Министерства транспорта Российской Федерации от 14.10.2019 № Д7-22586-Ш.

Техническими условиями ТУ 3989-001-14850363-2004 предусмотрено, что порошок предназначен для очистки металлических поверхностей струйными аппаратами, согласно имеющейся технической документации, данный груз наделен абразивными свойствами, что в соответствии с Приложением № 2 Прейскуранта № 10-01 позволяет отнести его к группе «24» данного Приложения № 2 «сырье минеральное промышленное. Материалы формовочные абразивные»; к позиции «3» данной группы «Материалы абразивные»; к порядковому номеру «065» - «Материалы абразивные, не поименованные в алфавите».

Согласно пункту 3 Технических условий в редакции 2018 г. порошок абразивный производится из шлаков медеплавильного производства по ТУ 1789-001-34557754-99, таким образом, производимая обществом «Карабашский абразивный завод» продукция, является продуктом переработки шлаков, соответственно не может являться в чистом виде шлаком, поскольку основным свойством данной продукции являются именно «Абразивные» свойства порошка, что бесспорно относит данную продукцию к материалам абразивным. В том случае, если бы ответчиком перевозились в чистом виде шлаки без переработки, то груз должен был содержать маркировку соответствующего груза, а именно ТУ 1789-001-34557754-99.

При этом апелляционный суд также принял во внимание, что перевозка спорной продукции осуществлялась посредством упаковки в «биг-беги», а не навалом как предусмотрено для перевозки шлака гранулированного, что свидетельствует о производности перевозимой продукции и упакованной соответствующим образом.

Согласно Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом навалом и насыпью, утвержденных Приказом МПС № 281 от 26.09.2016, груз шлак входит в перечень грузов перевозимых насыпью в полувагонах без размещения их в мягкие контейнера типа биг-бег, размещение данного груза в мягких контейнерах не предусмотрено и требует согласования особых условий перевозки.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что название продукции является сленговым профессиональным термином, технический термин отсутствует, не принят судом апелляционной инстанции, поскольку опровергается представленными обществом документами, подтверждающими поставку продукции «Порошок абразивный».

Довод заявителя жалобы о том, что суды ссылались на неактуальную версию технических условий ТУ 3989-001-1480363-2004 подлежит отклонению, поскольку согласно первичной документации и сертификатам спорный груз перевозился как изготовленный по ТУ 3989-001-1480363-2004.

В обжалуемых судебных актах суды первой и апелляционной инстанций в полной мере исполнили процессуальные требования, изложенные в части 1 статьи 168, пункте 2 части 4 статьи 170 и пункте 12 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав выводы и мотивы, по которым отвергнуты те или иные доказательства.

Возражения ответчика, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами доказательства заявителем кассационной жалобы не приведено.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба общества «Карабашские абразивы» – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.10.2021 по делу                    № А76-51346/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карабашские абразивы» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               О.В. Абознова

Судьи                                                                            Н.С. Васильченко

А.Д. Тимофеева