Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-2379/22
Екатеринбург
29 апреля 2022 г. | Дело № А71-10848/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Поротниковой Е.А., Вдовина Ю.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ИП ФИО1, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 03.08.2021 по делу № А71-10848/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее – ИП ФИО2), индивидуальный предприниматель ФИО3 (далее – ИП ФИО3) обратились в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации города Сарапула (далее – администрация), индивидуальному предпринимателю ФИО4 (далее – ИП ФИО4), ИП ФИО1, индивидуальному предпринимателю ФИО5 (далее – ИП ФИО5) о признании незаконными действия администрации по организации и проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образования (далее – МО) «Город Сарапул» по постановлению от 29.07.2020 № 1605; о признании открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул» (постановление от 29.07.2020 № 1605) недействительным, а также недействительным в отношении лота № 4 и прекратить действие свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул», выданные по результатам открытого конкурса (постановление от 29.07.2020 № 1605), а также прекратить действие свидетельств и карт в отношении лота № 4.
Согласно статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее – управление).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Сапсан» (далее – ООО «ТК «Сапсан»), индивидуальный предприниматель ФИО6 (далее – ИП ФИО6).
В порядке статей 41, 49, 50, 159, 184, 185 АПК РФ на основании ходатайства управления судом принято уточнение требований о признании недействительным открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул» проведенный администрацией по постановлению от 29.07.2020 № 1605.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.08.2021 требования удовлетворены: признаны незаконными действия администрации по организации и проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул»; признан недействительным открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул» проведенный администрацией по постановлению от 29.07.2020 № 1605, в том числе
и в отношении лота № 4; признаны недействительными и прекращено действие свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул», выданных администрацией по результатам открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул» проведенного администрацией по постановлению от 29.07.2020 № 1605, в том числе и в отношении лота № 4.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что администрацией проведен открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул» в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ). Указывает, что в г. Сарапуле все регулярные перевозки не оплачиваются и никогда не оплачивались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, субсидирование перевозок не осуществлялось; в соответствии с Федеральным законом № 220-ФЗ конкурсы не проводились, контракты также не заключались. Отмечает, что администрация должна провести открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок перевозчикам по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, выданы карты данных маршрутов, на срок до 01.07.2020, до этой даты перевозчиками заявления о выдаче свидетельства об осуществлении перевозок поданы не были, соответственно, свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок никому выданы не были, администрация продлила срок действия карт маршрута на 90 дней в целях проведения открытого конкурса. Следовательно, все требования по обеспечению реализации положений Федерального закона № 220-ФЗ администрацией выполнены. Все перевозчики знали о том, что будет проводиться конкурс по указанным в постановлении маршрутам и впоследствии приняли участие в конкурсе. Заявитель указывает, что документ планирования является действующим нормативным правовым актом; он опубликован в установленном порядке и доступен для всеобщего обозрения и изучения; изменения в документ планирования, касающиеся переноса даты конкурсных процедур, также опубликованы в установленном порядке. Отмечает, что перевозки по нерегулируемым тарифам, исходя из решения Верховного суда Удмуртской Республики по делу № 2а-481/21, могут осуществляться в дополнение к перевозкам по регулируемым тарифам, в связи с этим ничто не мешает (в том числе и данный конкурс) администрации заключить контракты на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Считает, что права лиц, претендующих на социальную поддержку, также никем не нарушены, поскольку заключены соглашения с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, на основании которого бюджет возмещает перевозки льготной категории граждан; перевозки осуществляются с применением всех льгот, в том числе не имеющим мер социальной поддержки студентов и школьников, иных категорий граждан. Полагает, что в случае отмены конкурса пострадают в первую очередь жители города, так как ухудшится качество перевозки пассажиров. Отмечает, что отсутствуют лица, права которых были бы нарушены проведением данного конкурса, в связи с чем отсутствуют и основания для признания его недействительным. Считает, что права перевозчиков не нарушены, так как они все заявились и участвовали в конкурсе. Подав заявку на участие в открытом конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул» ИП ФИО2 и ИП ФИО3 тем самым согласились стать участниками данного конкурса, принять участие в конкурсе согласно условиям конкурсной документации, размещенной на сайте администрации, и по его результатам в случае победы получить свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул». Каких-либо жалоб на организатора торгов до подачи документов не поступало. Только после определения победителей в открытом конкурсе на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул» ИП ФИО2 и ИП ФИО3 поданы рассматриваемые заявления.
В отзывах на кассационную жалобу ИП ФИО3 и управление указывают, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 29.07.2020 № 1605 утверждена конкурсная документация о проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул».
На официальном сайте администрации 31.07.2020 размещено извещение о проведении конкурса на право получения свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории муниципального образовании «Город Сарапул» по 6 лотам: 1 лот - муниципальные маршруты № 7, 10, 12, 19, 27, 29, 91; 2 лот - муниципальные маршруты № 10, 12, 91; 3 лот - муниципальные маршруты № 7, 10, 12, 19, 29, 51, 91; 4 лот - муниципальные маршруты № 7, 10, 19, 29к, 51, 91; 5 лот - муниципальные маршруты № 4, 7, 8, 12, 19, 37, 39, 51, 41, 91; 6 лот - муниципальные маршруты № 3, 6, 29, 31, 51, 53.
Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 21.08.2020 заявки на участие в конкурсе подали 7 участников: ИП ФИО4, ИП ФИО1, ИП ФИО5 , ИП ФИО2, ИП ФИО3, ООО «ТК «Сапсан», ИП ФИО6
На основании протокола рассмотрения заявок от 08.09.2020 все участники допущены к участию в конкурсе. По итогам рассмотрения конкурсных заявок 24.09.2020 определены участники и победители по каждому из лотов.
Приказом заместителя Главы Администрации города Сарапула по строительству и ЖКХ от 30.09.2020 № 97 утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО «Город Сарапул» в новой редакции (далее - реестр).
Полагая, что конкурс и его результаты являются незаконными, поскольку у организатора торгов отсутствовали основания для проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в связи с тем, что решение об изменении вида регулярных перевозок не предусмотрено документом планирования регулярных перевозок, а также указав, что администрацией не уведомлены об этом решении участники конкурса не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу, ИП ФИО2 и ИП ФИО3 обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлениями.
Управлением заявлены также требования о признании недействительным спорного открытого конкурса, так как организатором торгов созданы преимущественные условия участия в торгах участнику конкурса ИП ФИО4, решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам организатором торгов не принималось, соответственно, отсутствовали основания для проведения спорного конкурса.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из совокупности оснований для признания незаконными действий администрации по организации и проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул»; признания недействительным открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул», в том числе, и в отношении лота № 4; признания недействительными и прекращению действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул», в том числе и в отношении лота № 4.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их изменения или отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативныхправовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1). Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2).
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 № 32 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий», применение которого возможно по аналогии, разъяснено, что под грубым нарушением правил конкурса или аукциона понимается нарушение порядка проведения конкурса или аукциона, которое могло привести к неправильному определению победителя.
Согласно пункту 18 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, а, следовательно, посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
В силу статьи 1 Федерального закона № 220-ФЗ данный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено два вида регулярных перевозок: регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
В соответствии с пунктами 17, 18 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ, под регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В части 1 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений данного Федерального закона
Согласно статье 17 Федерального закона № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 этого Федерального закона маршрутами регулярных перевозок (организация регулярных перевозок по регулируемым тарифам) уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1).
На основании части 1 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (часть 2 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ открытый конкурс объявляется его организатором в следующие сроки:
1) не позднее чем через девяносто дней со дня установления муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок в случае, если соответствующий маршрут установлен после дня вступления в силу данного Федерального закона; 2) не позднее чем через тридцать дней со дня наступления обстоятельств, предусмотренных частью 10 статьи 24 либо пунктами 1, 2, 3 или 7 части 1 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ;
3) не позднее чем через тридцать дней со дня принятия предусмотренного статьей 18 этого Федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В силу части 1 статьи 18 Федерального закона № 220-ФЗ, изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.
Согласно пункту 27 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок является нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с данным Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
С учетом изложенного суды обоснованно заключили, что к полномочиям органа местного самоуправления относится, в том числе изменение муниципальных маршрутов регулярных перевозок. Изменение вида регулярных перевозок допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок и об этом решении уведомлено лицо, осуществляющее регулярные перевозки по соответствующему маршруту, не позднее ста восьмидесяти дней до дня вступления указанного решения в силу.
При рассмотрении дела судами установлено, что решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.06.2021 по делу
№ А71-15728/2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2021, отказано в удовлетворении заявлений администрации об отмене решений управления от 18.09.2020 по делам № 018/10/18.1-941/2020, 018/10/18.1-945/2020, 018/10/18.1-946/2020, 018/10/18.1-947/2020 в части отсутствия у организатора торгов оснований для проведения открытого конкурса, о признании необоснованными в полном объеме жалоб ИП ФИО2, ИП ФИО6, ИП ФИО3, ООО «ТК «Сапсан».
Судами установлено, что постановлением администрации от 31.03.2020 № 635 утвержден документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории МО «Город Сарапул»; постановление от 31.03.2020 № 635 имеет 4 раздела: Раздел 1 «Перечень муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Сарапула», содержащий таблицу с указанием порядковых номеров маршрутов (№ 3, 4, 6, 7, 8, 10, 12, 17, 19, 27, 29, 31, 37, 39, 41, 51. 53, 91), наименования маршрутов, период осуществления регулярных перевозок, путь следования маршрута в прямом и обратном направлении; Раздел 2 «График заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам», содержащий таблицу, в которой отсутствует информация о датах заключения муниципальных контрактов, датах начала действия муниципальных контрактов; Раздел 3 «График проведения открытого конкурса и выдачи свидетельств на выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок пассажиров н багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам», содержащий информативную таблицу с указанием номеров маршрутов (№ 3, 4, 6, 7, 8, 10, 12, 17, 19, 27, 29, 31, 37, 39, 41, 51. 53, 91), наименования маршрутов, дату начала проведения конкурсных процедур, дату начала действия свидетельства об осуществлении перевозок; Раздел 4 «План проведения иных мероприятий, направленных на обеспечение транспортного обслуживания населения», содержащий информацию о том, что на всех маршрутах необходимо установить информационную табличку с расписанием движения автобуса согласно ГОСТ 25869-90. В рамках указанного дела администрация заявила, что, издавая постановление от 31.03.2020 № 635 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории МО «Город Сарапул», подразумевала, что это постановление, в котором указана вся необходимая информация, и является решением о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Проанализировав и оценив содержание утвержденного администрацией документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории МО «Город Сарапул», суды установили, что данный документ не содержит в перечне мероприятия по развитию регулярных перевозок соответствующее решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
С учетом приведенных норм Федерального закона № 220-ФЗ, суды обоснованно заключили, что регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам могут осуществляться наряду с регулярными перевозками по регулируемым тарифам, то есть лишь в дополнении к ним, а не вместо них; нормы данного Федерального закона не предоставляют органам местного самоуправления право самостоятельного выбора вида регулярных перевозок, а содержат императивную норму, предписывающую организовать регулярные перевозки по регулируемым тарифам.
Как установлено судами, аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу решении Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 19.02.2021 по делу № 2а-481/21.
В части 2 статьи 12 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считаются установленными или измененными соответственно со дня включения предусмотренных пунктами 1 - 11 части 1 статьи 26 этого Федерального закона сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок, со дня изменения предусмотренных пунктами 3 - 11 части 1 статьи 26 данного Федерального закона сведений о данных маршрутах в этих реестрах. При этом решение об изменении вида регулярных перевозок считается установленным со дня включения сведений о данных маршрутах в реестры соответствующих маршрутов регулярных перевозок.
Между тем, как верно заключено судами, на дату проведения открытого конкурса действовал Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории МО «Город Сарапул», утвержденный приказом администрации от 22.06.2020 № 52, согласно которому в отношении всех имеющихся маршрутов установлен вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам. При этом документ планирования сам по себе не отменяет и не изменяет вид регулярных перевозок по маршрутам.
С учетом установленного, оцененного в совокупности, суды обоснованно сделали вывод об отсутствии у администрации правовых оснований для проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Пунктом 3 части 3 статьи 21 Федерального закона
№ 220-ФЗ предусмотрено, что открытый конкурс объявляется его организатором в частности не позднее чем через тридцать дней со дня принятия предусмотренного статьей 18 этого Федерального закона решения о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Судами установлено, что решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам администрацией не принималось, документ планирования соответствующего решения не содержит, ввиду чего предусмотренные пунктом 3 части 3 статьи 21 Федерального закона № 220-ФЗ основания для проведения спорного конкурса у администрации отсутствовали.
Судами обоснованно указано на то, что конкурсная документация, разработанная и утвержденная администрацией, а также действия администрации при организации и проведении конкурса должны быть направлены на обеспечение равного доступа на рынок регулярных пассажирских перевозок хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, и в то же время должны обеспечивать реализацию публичных интересов - удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках в полном объеме, в том числе, для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и бюджета МО «Город Сарапул», с предоставлением бесплатного проезда детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории муниципального образования г. Сарапула, бесперебойное функционирование транспортной сети всех муниципальных маршрутах, с предоставлением субсидированных перевозок по регулируемым тарифам.
Пунктом 4 статьи 25 Устава муниципального образования «Город Сарапул», принятого решением Сарапульской городской Думы от 16.06.2005 № 12-605 предусмотрено, что утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования относится к исключительной компетенция городской Думы
Согласно части 1 статьи 26 Устава, к компетенции городской Думы относится установление за счет средств местного бюджета льгот и преимуществ для граждан, проживающих на территории городского округа, определение порядка их предоставления, а также внесение предложений по проектам Стратегии социально-экономического развития, планов по ее реализации и государственных программ Удмуртской Республики, а также по проектам планов предприятий, расположенных в городском округе, по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием территории.
Таким образом, с учетом изложенного, суды верно заключили, что постановления от 31.03.2020 № 635 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории МО «Город Сарапул» и от 29.07.2020 № 1605 «О проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул», приняты Администрацией города Сарапула с превышением своих полномочий, подменив компетенцию Сарапульской городской Думы путем отмены социально-значимых муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам на маршруты по нерегулируемым тарифам.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, обстоятельств, установленных в рамках дела № А71- 15728/2020, имеющих преюдициальное значение для рассматриваемого дела, суды установили, что действия администрации по организации и проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул» являются незаконными, сделав обоснованный вывод о том, что открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории МО «Город Сарапул» проведен администрацией по постановлению от 29.07.2020 № 1605, в том числе, и в отношении лота № 4, в нарушение положений Федерального закона № 220-ФЗ, что влечет его признание незаконность.
Доказательств, опровергающих данные выводы судов, заявителем в материалы дела, суду не представлено.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили заявленные ИП ФИО2 и ИП ФИО3 требования.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Все доводы ИП ФИО1, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, имели юридическое значение и влияли бы на обоснованность, законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем не могут служить основанием для отмены законных судебных актов. Суд кассационной инстанции полагает, то все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.08.2021 по делу
№ А71-10848/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2022 по тому же оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.П. Ященок
Судьи Е.А. Поротникова
Ю.В. Вдовин