ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-2469/22 от 18.05.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-2469/22

Екатеринбург

18 мая 2022 г.

Дело № А60-54390/2021

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю.В. рассмотрел кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2021 по делу                         № А60-54390/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 по указанному делу.

Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судьей единолично без вызова сторон.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель ФИО1, предприниматель) обратилась                      в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области (далее – заявитель,  административный орган, Инспекция) о призвании незаконным и отмене постановления  о назначении административного наказания от 06.10.2021 № 663320210043011, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа  в размере                                 98 464 руб. 88 коп.              

Решением  суда от 24.12.2021заявленные требования удовлетворены: признано незаконным и отменено постановление Инспекции о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 06.10.2021 № 663320210043011 в части назначения наказания в виде штрафа в размере 98 464 руб. 88 коп., административный штраф заменен                        на предупреждение.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда                   от 10.02.2022  решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе                                          в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.

По мнению заявителя, изменение вида наказания на предупреждение                в обжалуемом постановлении в соответствии с положениями статей 3.4,  4.1.1 КоАП РФ является неправомерным, поскольку совершенное административное правонарушение влечет возникновение угрозы экономической безопасности государства.

В обоснование доводов кассационной жалобы административный орган указывает на то, что такие обстоятельства, как наличие статуса субъекта малого предпринимательства у предпринимателя  ФИО1 и отсутствие иных эпизодов привлечения к административной ответственности, не являются основаниями для изменения административного наказания.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель ФИО1 просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы Инспекции  отказать.

Согласно части 1 статьи 288.2 КоАП РФ вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений                и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела                  и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения резидентами валютного законодательства Российской Федерации Инспекцией выявлен факт совершения предпринимателем ФИО1 незаконной валютной операции, выразившейся в осуществлении выплаты наличных денежных средств из кассы в виде заработной платы в размере                                                   131 286 руб. 51 коп.   физическим лицам – нерезидентам.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Инспекцией в отношении предпринимателя ФИО1  протокола                                              об административном правонарушении от 30.09.2021 № 663320210043009/1                 и вынесения постановления от 06.10.2021 № 663320210043011, которым предприниматель ФИО1  привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 98 464 руб. 88 коп.

Полагая, что названное постановление является незаконным, предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд                                    с рассматриваемым заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, установил  в действиях предпринимателя ФИО1 наличие состава вмененного административного правонарушения, соблюдение процедуры привлечения                      к административной ответственности, при этом пришел к выводу о наличии оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, заменив назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции, согласился, признал их законными и обоснованными.

         Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для                    их отмены не имеется.

         Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана                      в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета                          в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных                      за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, в виде наложения административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц  в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции.

         Объективная сторона данного правонарушения заключается                            в осуществлении валютных операций с нарушением установленного валютным законодательством порядка путем проведения расчетов по таким операциям, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

         Согласно подпункту «а» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) под резидентами понимаются,                          в частности, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии  с законодательством этого государства.

         Нерезидентом признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее вида на жительство в Российской Федерации (подпункт «а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона                     № 173-ФЗ).

         К валютным операциям относятся приобретение резидентом                                 у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом                       в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг                         на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа (подпункт «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона                   № 173-ФЗ).

         На основании подпункта «а» пункта 7, пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ, абзаца 14 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в Российской Федерации, признается валютной операцией.

         Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами − нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках. К таким случаям не отнесена выплата заработной платы наличными денежными средствами.

         Таким образом, с учетом изложенного реализация юридическим лицом − резидентом нормы трудового права должна осуществляться с соблюдением норм специального законодательства − Федерального закона № 173-ФЗ.

         Судами установлено, материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что основанием для привлечения                    к административной  ответственности послужило то обстоятельство, что предприниматель ФИО1 на основании трудовых договоров                               с иностранными гражданами осуществила выплату заработной платы путем выдачи наличных денежных средств в виде банкнот и монет Банка России                   из кассы, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

         Правильно применив указанные нормы права, оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, совокупность доказательств, представленных                   в материалы дела, установленные по делу фактические обстоятельства, суды сделали обоснованный вывод о доказанности материалами дела наличия                           в действиях предпринимателя ФИО1  события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

         Руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, суды также пришли к выводу о подтверждении материалами дела вины предпринимателя ФИО1                во вменяемом ей административном правонарушении.

Доказательств наличия объективных препятствий для надлежащего исполнения предпринимателем ФИО1 возложенной на нее обязанности, а также доказательств совершения действий, направленных                    на надлежащее исполнение требования действующего законодательства, судами  не установлено и материалы дела не содержат.

         Исходя из изложенного выводы судов о доказанности административным органом в действиях предпринимателя ФИО1 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, являются правильными.

         Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено.

Привлечение предпринимателя к административной ответственности произведено Инспекцией в пределах срока давности привлечения                                   к административной ответственности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.

         Суд округа соглашается с выводами судов об отсутствии обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного.

         Вместе с тем, руководствуясь положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ, принимая во внимание то обстоятельство, что за вмененное административное правонарушение предприниматель привлекается впервые, а также учитывая правовой статус предпринимателя, включенного в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, суд первой инстанции посчитал возможным заменить административное наказание, назначенное административным органом в виде штрафа, на предупреждение, установив наличие к тому совокупности условий, предусмотренных статьей 3.4 КоАП РФ.

         Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.

         Оснований не согласиться  с выводами судов у суда кассационной инстанции не имеется.

         Административный орган в кассационной жалобе приводит доводы о том, что назначение наказания в виде предупреждения было произведено судами необоснованно. Между тем выводы суда первой инстанции, поддержанные апелляционным судом, о необходимости применения в данном конкретном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ переоценке не подлежат.

Нормы материального права применены судами правильно.

Нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции также не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба − без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.12.2021 по делу                         № А60-54390/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области – без удовлетворения.

         Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.

Судья                                                                                                 Ю.В. Вдовин