АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-2471/18
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Купреенкова В.А., Соловцова С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.11.2017 по делу № А07-24886/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – учреждение «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее – Администрация поселения, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия в установлении охранных зон и обязании Администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан в семидневный срок издать постановление об установлении охранной зоны метеостанции Дюртюли по адресу: Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, г. Дюртюли,
ул. Магистральная, д. 25, площадью 216596 кв. м, с характерными точками границы объекта землеустройства в системе координат МСК-02, зона 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура, государственное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан, ФИО1, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО3, ФИО11, ФИО20, ФИО21, ФИО12, ФИО6, ФИО13, ФИО2, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО4, ФИО10, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО25, ФИО26, ФИО5, ФИО14, ФИО27, муниципальное унитарное предприятие «Дюртюливодоканал», ФИО28.
Решением суда от 10.11.2017 (судья Кручинина Н.Е.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным, не соответствующим ст. 11, 56, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972 «Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением» бездействие Администрации городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан в установлении охранной зоны метеорологической станции Дюртюли и обязал Администрацию городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», исх. № 1-18-2890 от 15.07.2016, об установлении охранной зоны метеорологической станции Дюртюли в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 01.02.2018 (судьи Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12
Залия Азгамовна, Раянов Фидрат Туриянович, Биглов Дамирий Хазипович просят отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В обоснование доводов кассационной жалобы заявители со ссылкой на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан, которым на учреждение «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» возложена обязанность оформить землеустроительное дело и представить его на согласование в Администрацию муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, полагают, что судами не учтено, что заявленные в рамках настоящего дела требования предъявлены к неуполномоченному лицу – Администрации городского поселения, в отношении которого решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан не принималось. В связи с этим заявители считают, что вывод судов о том, что установление охранной зоны входит в компетенцию Администрации городского поселения, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку разрешение вопроса об установлении охранных зон в 2016-2017 годах находилось и до настоящего времени находится в компетенции муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан. По мнению заявителей кассационной жалобы, учреждение «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» узнало о нарушении своих прав задолго до обращения с претензией (15.07.2016), при этом претензия явилась ответом на отказ в совершении действий со стороны Администрации, следовательно, учреждением пропущен трехмесячный срок, предусмотренный ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на оспаривание отказа Администрации, поскольку заявитель обратился в арбитражный суд только 03.11.2016.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:70:012101:172 площадью 10167 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.04.2007 серии 04 АА 901419.
Данный земельный участок был передан учреждению «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в постоянное (бессрочное) пользование на основании Постановления администрации г. Дюртюли и Дюртюлинского района Республики Башкортостан, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2007 серии 04 АД 015348.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26.11.2015 по делу № 2а-10971/15 удовлетворен административный иск прокурора Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц
к заявителю. Суд признал незаконным бездействие учреждения «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по неустановлению охранной зоны вокруг метеорологической станции, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г. Дюртюли, ул. Магистральная, 25, обязав учреждение для установления 200-метровой охранной зоны вокруг метеорологической станции в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оформить землеустроительное дело и предоставить его на согласование в Администрацию муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан.
Во исполнение указанного решения суда учреждение «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» заключило с государственным унитарным предприятием «Башземоценка» Республики Башкортостан договор от 10.12.2015 № 05/0052 на выполнение землеустроительных работ.
Государственное унитарное предприятие «Башземоценка» Республики Башкортостан от 15.03.2016 № 273/8 направило в адрес городского поселения город Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан проект постановления по установлению охранных зон объекта стационарного пункта наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением для их утверждения постановлением администрации.
В рамках исполнения договора подрядчик письмом от 15.03.2016 № 273/8 направил в администрацию карту (план) охранной зоны метеостанции Дюртюли для издания постановления об установлении охранной зоны станции.
В ответ на указанное письмо администрация письмами от 24.03.2016 № 702 и от 18.07.2016 № 1858 указала на риск существенного нарушения прав других лиц установлением охранной зоны МС Дюртюли.
В связи с тем, что администрация с марта 2016 года не сообщила об издании соответствующего постановления или об отказе в его издании, в целях досудебного порядка урегулирования спора учреждение «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» направило в его адрес претензию от 15.07.2016 № 1-18-2890 с требованием в течение семи календарных дней рассмотреть претензию, а также письмо государственного унитарного предприятия «Башземоценка» от 15.03.2016 № 273/8 об издании соответствующего постановления.
Письмом от 25.07.2016 № 1-18-2987 учреждение «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» направило в Администрацию поселения дополнительное обоснование установления охранной зоны МС Дюртюли.
Бездействие Администрации поселения, выразившееся в отказе в установлении охранной зоны метеостанции Дюртюли, послужило основанием для обращения учреждения «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установление охранной зоны метеостанции является обязательным и
призвано обеспечивать получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, в силу чего Администрация поселения как орган местного самоуправления, уполномоченный на установление ограничений прав на землю, не выполнила возложенных на нее обязанностей, в силу чего ее бездействие противоречит требованиям ст. 11, 56, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972. При этом суд возложил на Администрацию поселения обязанность по рассмотрению заявления об установлении охранной зоны в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда законными и обоснованными.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 198. ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) – незаконными.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Положениями подп. 1 п. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены ограничения прав на землю, в том числе установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В соответствии с п. 3 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» (далее - Федеральный закон от 19.07.1998 № 113-ФЗ) гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии,
агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики, области активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы), мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.
Положения ст. 1 Федерального закона от 19.07.1998 № 113-ФЗ определяют, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.
Под стационарным пунктом наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения.
Из данной нормы также следует, что наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства.
При исследовании обстоятельств спора судами установлено, что согласно Уставу учреждения «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», утвержденному приказом Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 06.10.2015 № 609, оно является унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на территории Республики Башкортостан, а также для выполнения отдельных функций, установленных уставом.
При этом в силу пунктов 5.2.1, 5.2.19 Устава на учреждение «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» как организацию, подведомственную Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, возложены обязанности, в том числе по обеспечению выполнения государственного задания на оказание услуг, выполнение работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторингу окружающей среды, ее загрязнения, а также по осуществлению подготовки и представления необходимых
документов по отводу земельных участков и созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В соответствии с п. 2.7 Устава учреждение «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» имеет обособленные подразделения (наблюдательная сеть заявителя), расположенные вне места нахождения учреждения, которые составляют систему стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе посты, станции, лаборатории и др., предназначенные для наблюдений за гидрометеорологическими процессами, состоянием окружающей среды, ее загрязнением, в том числе за возникновением опасных природных (гидрометеорологических) явлений, согласно приложению к уставу.
Метеорологическая станция Дюртюли как обособленное подразделение учреждения «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» указано в п.9.1 приложения к Уставу.
На основании изложенного судами установлено, что метеорологическая станция Дюртюли является стационарным пунктом наблюдения государственной наблюдательной сети Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Частью 3 ст. 13 Закона о гидрометеорологической службе установлено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.
Пунктом 2 постановления Совмина СССР от 06.01.1983 № 19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды» предусмотрено установить вокруг гидрометеорологических станций любых видов, производящих метеорологические, морские гидрометеорологические, аэрологические и другие наблюдения, охранные зоны в виде участка земли (водного пространства), ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территорий этих станций на 200 метров во все стороны.
Согласно п. 3 названного постановления земельные участки (водные объекты), входящие в охранные зоны гидрометеорологических станций, не изымаются у землепользователей (водопользователей) и используются ими с соблюдением указанных в данном пункте требований.
В силу п. 4 названного постановления гидрометеорологические станции переносу не подлежат.
Земельные участки, занятые гидрометеорологическими станциями, не входящими в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, а также земельные участки, находящиеся в пределах охранной зоны таких станций, могут быть изъяты для государственных или общественных нужд в
установленном порядке только в исключительных случаях. При этом перенос указанных станций на новое место (строительство их зданий, сооружений и других объектов) производится силами и за счет средств предприятий, организаций и учреждений, для которых изымаются земельные участки.
Пунктом 3 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972 установлено, что в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.
Размеры и границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в зависимости от рельефа местности и других условий (п. 4 названного Положения).
В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении (п. 6 названного Положения).
С учетом вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций установили обязательность создания охранных зон в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений.
Судами установлено, что учреждение «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» обратилось в Администрацию с претензией от 15.07.2016 № 1-18-2890, содержащей требование в течение семи календарных дней рассмотреть ее, а также письмо государственного унитарного предприятия «Башземоценка» от 15.03.2016 № 273/8 об издании соответствующего постановления.
Администрация письмами от 24.03.2016 № 702 и от 18.07.2016 № 1858 отказала в удовлетворении заявления, сославшись на риск существенного нарушения прав других лиц установлением охранной зоны метеостанции Дюртюли.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26.11.2015 по делу N 2а-10971/15, письмо (претензию) учреждения «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 15.07.2016 № 1-18-2890, письмо предприятия «Башземоценка» от 15.03.2016 № 273/8, письмо Администрации от 24.03.2016 № 702, установив, что заинтересованное лицо (Администрация) не рассмотрело заявление учреждения «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по существу – не
рассмотрело вопрос об установлении охранной зоны с учетом особенностей соответствующей местности, отказав в согласовании охранной зоны, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ Администрации не соответствует требованиям ст. 11, 56, 87 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 27.08.1999 № 972.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали верный вывод о наличии оснований для избрания такого способа восстановления нарушенного права заявителя, как обязание Администрации рассмотреть заявление учреждения от 15.07.2016 № 1-18-2890 об установлении охранной зоны метеорологической станции Дюртюли в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Довод заявителей кассационной жалобы о том, что в рамках настоящего дела требования предъявлены к неуполномоченному лицу – Администрации городского поселения судом кассационной инстанции отклоняется.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что метеостанция находится на территории города Дюртюли, поэтому вопрос об установлении охранной зоны метеостанции входит в круг ее полномочий.
Кроме того, следует отметить, что конкретные границы охранной зоны судами первой и апелляционной инстанций не установлены, выводы судов свидетельствуют лишь о возложении на Администрацию обязанности по рассмотрению заявления учреждения «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» об установлении охранной зоны метеорологической станции Дюртюли по существу.
Довод заявителей кассационной жалобы о пропуске учреждением «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» трехмесячного срока, предусмотренного на оспаривание отказа Администрации, поскольку заявитель узнал о нарушении своего права еще задолго до направления претензии от 15.07.2016, рассмотрены судом апелляционной инстанции и обоснованно им отклонены.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.11.2017 по делу № А07-24886/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Шакирова Рината Раисовича, Агзамова Рузила Ливовича, Хуснутдинова Фануза Фаниевича, Герасимова Александра Витальевича, Исламгареевой Гульназ Рагимовны, Мирасова Анвара Адгамовича, Ждановой Зили Аузаховны, Гафаровой Рамзии Салиховны, Резяповой Ильдуси Ханафиевны, Казыханова Энгеля Марсовича, Хуснутдиновой Назили Дагиевны, Хаматшиной Залии Агзамовны, Раянова Фидрата Турияновича, Биглова Дамира Хазиповича – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий З.Г. Семенова
Судьи В.А. Купреенков
С.Н. Соловцов