ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-2529/22 от 11.05.2022 АС Уральского округа

[A1]




АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-2529/22

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2022 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Жаворонкова Д.В.,  рассмотрел материалы кассационной жалобы Инспекции Федеральной  налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - ИФНС по  Ленинскому району г. Екатеринбурга, инспекция, налоговый орган) на решение  Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2021 по делу   № А60-51206/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 25.01.2022 по тому же делу. 

Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2.  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ). 

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратился  в Арбитражный суд Свердловской области к ИФНС по Ленинскому району  г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция)  с заявлением о признании незаконным постановления от 09.09.2021  о привлечении к административной ответственности. 

Решением суда от 29.10.2021 заявление удовлетворено частично:  признано незаконным и изменено Постановление начальника ИФНС России по  Ленинскому району г. Екатеринбурга ФИО2 от 09.09.2021 в части  назначения административного наказания в виде административного штрафа,  штраф заменен на предупреждение. В остальной части в удовлетворении  требований отказано. 

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 25.01.2022 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция  обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и  постановление в части замены штрафных санкций на предупреждение  отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. 


[A2] По мнению налогового органа, из материалов дела не усматривается  совокупности обстоятельств, являющейся основанием для применения статьи  4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее - КоАП РФ); наличие статуса субъекта малого предпринимательства,  исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не является безусловным  основанием для применения наказания в виде предупреждения; примененная  судами мера наказания в виде предупреждения не достигла целей исправления  правонарушения и предупреждения им новых противоправных деяний. 

 В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить  обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу инспекции –  без удовлетворения. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной  инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ

Как установлено судами и следует из материалов дела, налоговым  органом проведена проверка соблюдения предпринимателем требований к  применению контрольно-кассовой техники (далее также ККТ), в рамках  которой выявлено, что предприниматель при осуществлении деятельности на  торговых местах CI, С2, объединенных в одну торговую витрину,  расположенных по адресу <...> этаж,  сельскохозяйственный рынок «ЭКОМОЛЛ ГРАНАТ» осуществлен  безналичный денежный расчет (прием денежных средств) за покупку 340 грамм  сыра «Российский» на сумму 153 руб., при этом ККТ в момент расчета не  применена, кассовый чек покупателю не выдан. 

Расчет осуществлен с использованием банковской карты № ****6990,  которая была считана банковским POS-терминалом (эквайринг) АО  «ТИНЬКОФФ БАНК» № 10017149, используемом ИП ФИО1  на торговых местах CI, С2. 

В момент оплаты терминалом отпечатан и выдан покупателю  нефискальный документ - чек № 0020 от 04.08.2021, подтверждающий  списание денежных средств с банковской карты. 

На основании выявленного нарушения требований Федерального закона  от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при  осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с  использованием платежных карт» (далее - Закон № 54-ФЗ) уполномоченным  должностным лицом инспекции, по результатам административного  расследования, составлен протокол об административном правонарушении от  07.09.2021 № 004547. 

По итогам рассмотрения материалов дела об административном  правонарушении вынесено постановления по делу об административном  правонарушении № 004547 от 09.09.2021, которым предприниматель привлечен  к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде  административного штрафа в размере 1 779 818 руб. 49 коп. 

Не согласившись с постановлением, предприниматель обратился в  Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании этого  постановления незаконным и его отмене. 


[A3] Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях  ИП Максуджонова Ш.Ш. состава правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 14.5 КоАП РФ, однако, принимая во внимание, что вмененное  правонарушение совершено впервые, отягчающие ответственность  обстоятельства отсутствуют, предприниматель имеет на иждивении двух  несовершеннолетних детей, счел возможным на основании части 1  статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации заменить административное  наказание в виде административного штрафа на предупреждение. 

Выводы суда поддержаны судом апелляционной инстанции. 

Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о  применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение  административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых  до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не  менее тридцати тысяч рублей. 

Объектом указанного правонарушения выступает установленный  нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере  торговли и финансов. 

Состав правонарушения является формальным, наступления вредных  последствий не требуется. 

Объективную сторону образуют деяние в форме действий (бездействия),  которые содержатся в диспозиции части 2 статьи 14.5 КоАП РФ, выразившееся  в неприменении в установленных законом случаях ККТ. 

Субъективная сторона выражается в непринятии всех необходимых мер  для соблюдения закона. 

Субъектом правонарушения выступает лицо, осуществляющее реализацию  товаров, выполнение работ либо оказание услуг, и ответственное за  соблюдение требований законодательства о применении ККТ. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники,  применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке  всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при  осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным  законом. 

Пунктом 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ установлено, что при  осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк  строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления  покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского  номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк  строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на  предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при  наличии технической возможности для передачи информации покупателю  (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не  установлено настоящим Федеральным законом. 

Согласно статье 1.1 Закона № 54-ФЗ расчеты - прием (получение) и 


[A4] выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке  за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата  денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по  организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков  игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на  предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных  средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов,  приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при  осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях  настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием  (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и  (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов,  предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая  осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих  гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или  получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги; 

На основании пункта 1 статьи 5 Закона № 54-ФЗ организации и  индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны  осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах  в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о  применении контрольно-кассовой техники. 

В силу пункта 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ пользователи обязаны, в том  числе, выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении  расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки  строгой отчетности в случаях, предусмотренных названным законом. 

На основании п. 1.9 Положения об эмиссии банковских карт и об  операциях, совершаемых с использованием платежных карт Центрального  Банка РФ от 24.12.2004 № 266-П на территории Российской Федерации  кредитные организации (кредитные организации-эквайреры) осуществляют  расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с  использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства  держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных  организаций (эквайринг). 

Таким образом, эквайринг - комплекс услуг по организации расчетов  посредством банковских карт для оплаты товаров, работ или услуг. 

Факт неприменения предпринимателем ККТ при осуществлении  денежных расчетов с потребителями, как он изложен в оспариваемом  постановлении, подтверждается материалами дела и сторонами по существу не  оспаривается. 

С учетом установленных обстоятельств суды пришли к обоснованному  выводу о наличии в действиях предпринимателя объективной стороны  административного правонарушения, предусмотренного частью 2  статьи 14.5 КоАП РФ

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит  административной ответственности только за те административные 


[A5] правонарушения, в отношении которых установлена его вина. 

Суды пришли к правомерному выводу о том, что вина предпринимателя в  совершении административного правонарушения доказана и подтверждена  материалами дела об административном правонарушении. 

С учетом изложенного суды признали доказанным наличие в действиях  предпринимателя состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ

Существенных нарушений порядка привлечения к административной  ответственности судами не установлено. 

С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований для признания его  малозначительными и освобождения от административной ответственности в  соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели. 

Вместе с тем суд первой инстанции при рассмотрении дела,  руководствуясь положениями статьи 3.4, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ,  приняв во внимание, что административное правонарушение совершено  предпринимателем впервые, счел возможным заменить назначенный  предпринимателю в качестве меры административной ответственности штраф  на предупреждение. Суд апелляционной инстанции оставил решение суда в  силе. 

Назначенное предпринимателю административное наказание согласуется  с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует  принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности  юридической ответственности. 

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы  судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными,  сделанными при правильном применении норм материального и  процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих  существенное значение для правильного разрешения спора по существу. 

Существенных нарушений норм материального права и (или) норм  процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения  которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод,  законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической  деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов,  судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной  жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ). 

Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных  норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ  безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не  выявлено. 

С учетом изложенного обжалуемые решение суда первой инстанции и  постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без  изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. АПК РФ, суд


[A6] П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2021 по делу   № А60-51206/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 25.01.2022 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по  Ленинскому району г. Екатеринбурга – без удовлетворения. 

 Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия,  обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит. 

Судья Д.В. Жаворонков
Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного

департамента

Дата 15.06.2021 10:34:00

 Кому выдана Жаворонков Дмитрий Владимирович