ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-3037/22 от 21.06.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3037/22

Екатеринбург

22 июня 2022 г.

Дело № А34-7032/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е. О. ,

судей Поротниковой Е.А. , Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новый Ресурс» (далее – общество «Новый Ресурс») на решение Арбитражного суда Курганской области от 21.12.2021 по делу № А34-7032/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее - истец, общество «Чистый город») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Дорожник – М» (далее - ответчик, общество «Дорожник – М») о взыскании задолженности в размере 22 751 руб. 70 коп. за период с 01.01.2020 по 31.03.2021, судебных расходов по оплате почтовой корреспонденции в размере 169 руб. 20 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество «Новый Ресурс».

         Решением Арбитражного суда Курганской области от 21.12.2021 исковые требования удовлетворены.

         Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022 решение суда оставлено без изменений.

         В кассационной жалобе общество «Новый Ресурс» просит названные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Курганской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о наличии между истцом и ответчиком договора от 01.01.2020 № ЧГ-008074/2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в редакции истца. При этом общество «Новый Ресурс» указывает на то, что на основании Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее – Правила № 1156) общество «Дорожник – М» в соответствии с принятым им решением о раздельном накоплении отходов заключило договор на вывоз и утилизацию сортируемых ТКО с обществом «Новый Ресурс».

В связи с этим общество «Новый Ресурс» полагает, что отсутствие договора между истцом и ответчиком, и как следствие, отсутствие согласования способа определения объема накопления ТКО, не позволяет признать произведенный истцом и принятый судами расчет в соответствии с абзацем вторым подпункта «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), то есть исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.

Кроме того, общество «Новый Ресурс» указывает на то, что обществом «Чистый город» не представлено доказательств направления типового договора в адрес общества «Дорожник – М».

Общество «Новый Ресурс» также отмечает, что контейнерная площадка по адресу: г. Курган, ул. Дзержинского, 59 является местом накопления ТКО названного многоквартирного дома (далее – МКД), жильцы МКД производят оплату за обслуживание и очистку этой контейнерной площадки.

В отзыве на кассационную жалобу общество «Чистый город» просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества «Новый Ресурс» - без удовлетворения.

         Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.

Как следует из материалов дела, между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и обществом «Чистый город» 13.09.2019 заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Курганской области, в соответствии с которым общество «Чистый город» наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО на период с 13.09.2019 по 13.09.2029 с определением зоны деятельности - Курганская область.

Обществом «Чистый город» за период с 01.01.2020 по 31.03.2021 оказывал обществу «Дорожник – М» услуги по обращению с ТКО на объекте, расположенном по адресу: г. Курган, ул. Омская, 163, строение 3, за период с 01.01.2020 по 31.03.2021, общей стоимостью 22 751 руб. 60 коп.

Обществом «Дорожник – М» оплата услуг не произведена.

Общество «Чистый город» направило обществу  «Дорожник – М» претензию с требованием об оплате задолженности, однако требования указанной претензии оставлены без удовлетворения, что явилось основанием для обращения обществом «Чистый город» в арбитражный суд с соответствующим иском.

Суды, сделав вывод о доказанности факта оказания услуг в заявленном объеме и на заявленную сумму, наличия задолженности по их оплате в спорном периоде, в отсутствие доказательств изменения сторонами порядка определения объема либо количества расчетных единиц, удовлетворили исковые требования в полном объеме.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

На основании пунктов 1, 4 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ порядок заключения договора определен Правилами № 1156.

В силу условийи типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, равной величине утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Правилами № 505 установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом а) пункта 5 настоящих Правил, в частности, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 458-ФЗ), предусматривает наступление обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

Согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона № 458-ФЗ договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Пунктом 8(12) Правил № 1156 предусмотрено, что если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил № 1156.

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Правил № 1156).

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество «Чистый город» 11.12.2019 опубликовало на официальном сайте уведомление о начале своей деятельности с 01.01.2020 и информацию с предложением о заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Постановлением Правительства Курганской области от 30.12.2019 № 47-8 «Об установлении предельных единых тарифов на услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для общества «Чистый город» на 2020 г. установлен и введен в действие тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Курганской области с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 561 руб. 77 коп. за 1 куб. м.

Согласно пункту 7 (1) договора региональный оператор выставляет потребителю первичный документ (счет, универсальный передаточный документ - УПД) за соответствующий расчетный период. Потребитель обязан получить УПД у регионального оператора в порядке, указанном в абзаце ж) пункта 10 договора. Потребитель возвращает региональному оператору один экземпляр подписанного УПД в срок до 3 дней с даты его получения у регионального оператора. В случае, если потребитель не получил УПД от регионального оператора в установленном порядке и в установленный срок, а также в случае непредставления потребителем региональному оператору подписанного экземпляра УПД в установленный срок, УПД считается признанным (согласованным) обеими сторонами.

Подпунктом «ж» пункта 10 договора предусмотрена обязанность потребителя обеспечить собственными силами ежемесячное получение от регионального оператора счет, УПД за соответствующий расчетный период до 5 (пятого) числа, следующего за расчетным.

Судами указано, что в качестве подтверждения факта оказания услуг истцом представлены односторонние УПД, счета на оплату, сведения о путевых листах за спорный период с отражением данных о точке доставки, услуге, дне вывоза, количеству и объему контейнера, акты за апрель - декабрь 2020 г. направлены в адрес ответчика претензией от 06.11.2020 № 6475.

Однако общество «Новый Ресурс» настаивает, что фактически между обществом «Дорожник – М» (заказчик) и обществом «Новый Ресурс» (исполнитель) уже заключены договор от 20.01.2020 № 110/284/1-20 возмездного оказания услуг по вывозу отходов производства и потребления для размещения их на производстве ТКО и договор на оказание услуг по вывозу вторичного сырья от 20.01.2020 № 14/20-21.

Между тем суды, исходя из вышеуказанных норм права, проанализировав материалы дела, верно сделали вывод, об отсутствии доказательств того, что ответчик принимал меры как по заключению с региональным оператором договора, так и по получению актов и счетов за спорный период.

При этом судами отмечено, что территориальная схема по обращению с отходами по адресу: г. Курган, ул. Омская, д. 163, стр. 3 предусматривает раздельное накопление ТКО, в материалы дела не представлено, как не представлено иных доказательств, подтверждающих согласование с органами местного самоуправления места расположения контейнерной площадки для раздельного накопления ТКО. Не представлено доказательств соответствия контейнеров требованиям, предусмотренным Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Курганской области, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 25.12.2017 № 492.

В свою очередь общество «Новый ресурс» статусом регионального оператора не обладает, тем самым не имеет право выполнять функции регионального оператора, а именно вывозить ТКО.

Кроме того, Приказом от 01.12.2020 № 521 «О внесении изменений в приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 17.10.2016 № 566 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Курганской области» и приложением № 14 к Территориальной схеме обращения с отходами Курганской области в перечень мест накопления ТКО включен адрес г. Курган, ул. Дзержинского, д. 59. Таким образом, в обязанности общества «Дорожник – М» входило осуществление накопления ТКО в ближайшую контейнерную площадку, установленную в законном порядке.

Следовательно, суды сделали верный вывод об оказании региональным оператором услуг надлежащим образом в заявленном размере.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска.

Изложенные в кассационной жалобе доводы общества «Новый ресурс», судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку по своей сути не затрагивают вопросов правильности применения судами норм права, а сводятся к несогласию заявителя с произведенной судами оценкой имеющейся доказательственной базы. Основания для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда округа отсутствуют (статья 286 АПК РФ).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

         С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

         Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Курганской области от 21.12.2021 по делу № А34‑7032/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2022  по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Новый Ресурс»  – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Е.О. Черкезов

Судьи                                                                                    Е.А. Поротникова

                                                                                              Т.П. Ященок