ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-3101/22 от 22.06.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3101/22

Екатеринбург

24 июня 2022 г.

Дело № А47-2694/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме  24 июня 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.,

при ведении протокола помощником судьи Анкудиновой И.А., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем веб-конференции кассационную жалобу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» (далее – фонд, НО «ФМЖКХ», региональный оператор) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу № А47-2694/2021 Арбитражного суда Оренбургской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании с использованием систем веб-конференции принял участие представитель Государственной жилищной инспекции
по Оренбургской области (далее – инспекция) – Драчев А.А. (доверенность
от 10.01.2022 № 40/01-18-21, служебное удостоверение, диплом).

Фондом заявлено ходатайство об участии в заседании посредством системы веб-конференции, которое судом кассационной инстанции удовлетворено. При открытии судом округа судебного заседания с использованием системы веб-конференции представитель указанного лица не подключился к каналу связи, что свидетельствует о его неявке. Установив, что средства связи суда воспроизводят видео - и аудиосигнал надлежащим образом, технические неполадки отсутствуют, представителю стороны обеспечена возможность дистанционного участия в процессе, которая
не в полной мере реализована по причинам, находящимся в сфере его контроля, суд рассмотрел кассационную жалобу в отсутствие неявившегося представителя.

НО «ФМЖКХ» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области  с заявлением о признании недействительным предписания инспекции от 16.02.2021 № ПР-386.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «ТрансСтройСервис» (далее – ООО «ТрансСтройСервис»), Управление жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Орска (далее – Управление ЖКХ г. Орска).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.12.2021 заявленные требования удовлетворены, признано недействительным предписание инспекции от 16.02.2021 № ПР-386. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов фонда и взыскал с инспекции в пользу регионального оператора расходы по уплате государственной пошлины по заявлению.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе фонд просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Заявитель жалобы считает, что, поскольку в целях исполнения региональной программы между НО «ФМЖКХ» и Управлением ЖКХ г. Орска  заключен договор от 03.06.2016 № 40 о передаче функций технического заказчика по оказанию услуги (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе, по объекту, расположенному по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Нефтяников/Новосибирская, д. 23/68,  надлежащим лицом  в отношении которого должно быть вынесено предписание является Управление ЖКХ                          г. Орска,  соответственно, на него возлагается обязанность  по устранению недостатков вследствие некачественного выполнения подрядных работ                            и некачественного выполнения обязательств  по контролю  за ходом                                   и качеством выполняемых работ Управлением ЖКХ   г. Орска, недостатки которых выявлены в период гарантийных обязательств. Указывает на то,     что  региональный оператор не является заказчиком   в рамках договора подряда, не привлекал подрядную организацию ООО «ТрансСтройСервис», непосредственно выполнявшую капитальный ремонт, следовательно,                              у жилищной инстанции не имеется правовых оснований для обязания подрядной организации и заказчика работ по капитальному ремонту исполнить гарантийные обязательства.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция указывает, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании поступившего 17.10.2019                       обращения жителя многоквартирного дома № 23/68
по ул. Нефтяников/Новосибирская г. Орска о ненадлежащем проведении капитального ремонта общего имущества собственников помещений                                     в указанном доме, обязательных требований жилищного законодательства,                       по непринятию мер по устранению неисправности отделки фасада (вспучивание, отслоение), инспекцией 11.11.2019 организована внеплановая выездная проверка в отношении НО «ФМЖКХ», в ходе  которой выявлены нарушение требований пункта 11 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), выразившееся в непринятии фондом мер по устранению неисправностей фасада многоквартирного дома    № 23/68 по ул. Нефтяников/Новосибирская г. Орска, возникших в результате некачественного выполнения работ по капитальному ремонту указанного дома, выявленных в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (31.08.2017) - местами вздутия, отслоение окрасочного слоя. Инспекцией                                 в отношении регионального  оператора вынесено  предписание от 11.11.2019 № ПР-3987 со сроком исполнения 01.07.2020. Определением о продлении срока исполнения предписания от 03.07.2020 срок исполнения предписания от 11.11.2019 № ПР-3987 продлен до 15.10.2020..

В целях контроля за исполнением требований ранее выданного предписания инспекцией проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено и акте проверки от 16.02.2021  № А-386 отражено,                       что заявителем в срок до 15.10.2020 нарушения не устранены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения                         в отношении НО «ФМЖКХ» предписания от 16.02.2021
№ ПР-386, в котором предписано в срок до 15.05.2021 принять меры по устранению неисправности фасада дома № 23/68
по ул. Нефтяников/Новосибирской г. Орска, возникших в результате некачественного выполнения работ по капитальному ремонту указанного дома, выявленных в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (31.08.2017) - устранить местные вздутия, отслоения окрасочного слоя фасада дома; предоставить подтверждающие документы.

Полагая, что данное предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, фонд обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел                       к выводу, что оспариваемое предписание вынесено отношении  ненадлежащего лица.

Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его изменения или отмены.

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.

Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме
и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

 Одной из функций регионального оператора является осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора (пункт 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ).

В силу пункта 3 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

На основании пункта 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации.

Согласно пункта 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обязан, также, осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

Региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений (пункт 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ).

Частью 4 статьи 182 ЖК РФ установлено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены случаи, при которых функции технического заказчика услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления.

Исходя из пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, технический заказчик – это юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика).

На основании ЖК РФ, постановлением Правительства Оренбургской области от 03.07.2012 № 562-п создан региональный оператор, которым является НО «ФМЖКХ».

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона Оренбургской области от 12.09.2013 №1762/539-V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области» функции технического заказчика работ и (или) услуг по - капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, могут осуществляться органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными, казенными учреждениями, в случае принятия органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом, решения об осуществлении функций технического заказчика органом местного самоуправления муниципального образования и (или) муниципальными бюджетными, казенными учреждениями.

Из материалов дела следует, что в целях исполнения региональной программы между НО «ФМЖКХ» и Управлением ЖКХ г. Орска заключен договор от 03.06.2016 № 40 о передаче функций технического заказчика (в редакции дополнительного соглашения от 24.06.2016) в том числе, по объекту, расположенному по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Нефтяников/Новосибирская, д. 23/68 (далее – договор № 40), в пункте 1.1  которого предучсотрены функции технического заказчика по оказанию услуги (или) выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах» на 2014-2016 годы, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора (

На основании пункта 2.2.2 договора  № 40 Управление ЖКХ г. Орска обязуется в течении 5 рабочих дней после получения документов, указанных                       в пункте 2.1.1. организовать проведение конкурсной процедуры по отбору подрядных организаций для выполнения, оказание услуг по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

Согласно пункту 2.2.3 названного договора Управление ЖХ г. Орска обязано осуществлять при выполнении функции технического заказчика                           на стадии выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме: заключение договоров на выполнение работ, оказание услуг по капитальному ремонту; утверждение календарных графиков производства работ и еженедельное предоставлением их Фонду; передачу объекта капитального ремонта от собственников (управляющих организаций) подрядной организации для проведения капитального ремонта; контроль выполнения подрядной организацией календарных графиков производства работ; контроль за качеством строительных материалов, конструкций и оборудования, используемых при проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, сроками выполнения работ и услуг, надлежащим оформлением рабочей и исполнительной документации, контролировать ход и качество выполняемых исполнителями (подрядными организациями) работ (услуг) по капитальному ремонту, либо передать функции строительного контроля (технического надзора) специализированной организации; приемку выполненных работ; своевременное предоставление в Фонд поручений с приложением соответствующих документов для перечисления денежных средств за оказанные услуги и (или) выполненные работы; комиссионную сдачу-приемку объекта капитального ремонта после осуществления работ по капитальному ремонту в эксплуатацию; принимать участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении итогов капитального ремонта; передачу объекта капитального ремонта после осуществления работ по капитальному ремонту собственникам, управляющим организациям; контроль качества работ в период гарантийной эксплуатации (пункт 2.2.3 договора).

Пунктами 2.2.6, 2.2.7, 2.2.8 договора предусмотрена обязанность Управления ЖКХ г. Орска  организовать проведение строительного контроля в соответствии с действующим законодательством. При завершении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома организовать их комиссионную приемку, принимать и вводить объект в эксплуатацию после проведения капитального ремонта в составе комиссии. Передавать в установленном порядке завершенный после проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме объект эксплуатирующим организациям.

Из пунктов 2.2.10 и 2.2.11 договора следует, что Управление ЖКХ г. Орска обязано предоставлять региональному оператору документацию для перечисления авансового платежа для покрытия расходов по производству работ, а также для перечисления денежных средств за выполненные строительные, монтажные работы и услуги по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Региональный оператор в силу пунктов 2.3.1, 2.3.2 договора вправе требовать от Управления ЖКХ г. Орска выполнение взятых на себя  обязательств по договору, осуществлять контроль за соответствием объема и качества выполненных работ, проводить выездные проверки на финансируемых объектах с целью контроля проведения работ.  

Удовлетворяя заявленные требования, судом первой инстанции сделаны выводы о том, что, поскольку Управлением ЖКХ г. Орска приняты на себя обязательства по выполнению комплекса работ по капитальному ремонту спорного  объекта, включая подготовительные работы и сдачу                               объекта  в эксплуатацию и иные неразрывно связанные с объектом работы,                         в том числе, в течение гарантийного срока; заключен
с ООО «ТрансСтройСервис» договор на проведение работ по капитальному ремонту, в том числе, и капитальный ремонт фасада по спорному МКД; исполнителем услуг, оказанных собственникам в связи с проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, региональный оператор не являлся;  функции технического заказчика переданы Управлению ЖКХ г. Орска по договору, соответственно, региональный оператор не являлся заказчиком в рамках договора подряда, не привлекал                              в качестве  подрядной организации ООО «ТрансСтройСервис» для выполнения работ по капитальному ремонту спорного многоквартирного дома, фонд                             не имеет правовых оснований для обязания подрядной организации исполнить гарантийные обязательства и требований об обязании устранить недостатки выполненных работ к лицу их не выполнявшему нормы действующего законодательства не предусматривают.

Между тем, как обоснованно заключил суд апелляционной инстанции, указанные выводы суда первой инстанции в рассматриваемом случае не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания инспекции.

Как верно заключено апелляционным судом, в силу положений ЖК РФ функция технического заказчика является одной из полномочий, установленных данным Кодексом для регионального оператора (статья 180, 182 ЖК РФ) и передача функций технического заказчика, понятие которого определено в пункте 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не отменяет другие обязанности регионального оператора                              по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, установленные статьей 182 ЖК РФ, в том числе, по контролю качества и сроков оказания услуг и выполнения работ подрядными организациями, осуществлению приемки оказанных услуг и выполненных работ, а также                           не лишает фонд ответственности перед собственниками помещений                                   в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ).

Исследовав и оценив оспариваемое предписание, суд апелляционной инстанции установил, что из названного предписания не следует обязание  устранить непосредственно региональным оператором недостатки выполненных работ, для чего обратиться к подрядчику; инспекций предписано  региональному оператору принять меры по устранению недостатков (неисправности фасада спорного МКД), возникших в результате некачественного выполнения работ  по капитальному ремонту спорного многоквартирного дома, выявленных  в течение не менее пяти лет                                                  с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг                                 и (или) выполненных работ (устранить местные вздутия, отслоения окрасочного слоя фасада дома), правомерно посчитав, что способ исполнения предписания вправе выбирать региональный оператор.

Исходя из установленного, оцененного в совокупности, с учетом положений пунктов 4, 5, 11 части 2, части 6 статьи 182 ЖК РФ, апелляционным судом сделан правильный вывод о том, что наличие договора о передаче функций технического заказчика не исключает ответственность регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта, в том числе подрядными организациями, привлеченными техническим заказчиком, обоснованно указав на то, что обязательства по организации и надлежащему оказанию услуг,                         по проведению работ по капитальному ремонту остаются за региональным оператором.

Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом оценки фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела, доводов и возражений сторон в их совокупности и взаимосвязи, предусмотренной статьей 71 АПК РФ, апелляционный суд правомерно признал законным оспариваемое предписание, которое  прав регионального оператора названное не нарушает и не возлагает на заявителя обязанности по совершению действий, противоречащих действующему законодательству.

Доказательств  нарушения  прав и законных интересов фонда в сфере его деятельности, возложения каких-либо обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, каких-либо дополнительных обязательств, НО «ФМЖКХ» в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции имелись правовые  основания для отмены решения суда первой инстанции и  отказа в удовлетворении заявленных требований.

При той совокупности представленных в дело доказательств,                                     у апелляционного суда отсутствовали основания для иных выводов.

Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, основаны                            на ошибочном толковании норм материального права, фактически направлены на переоценку установленных апелляционным судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. Кроме того, доводы фонда не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, в связи с чем признаются судом кассационной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Нормы материального права применены апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ НО «ФМЖКХ» подлежит возврату излишне уплаченная при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 03.03.2022 № 202 государственная пошлина в размере 1500 руб.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу № А47-2694/2021 Арбитражного суда Оренбургской области оставить без изменения, кассационную жалобу некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» – без удовлетворения.

Возвратить некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области» из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 03.03.2022 № 202, за рассмотрение кассационной жалобы. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Т.П. Ященок

Судьи                                                                                    Е.А. Поротникова

Е.О. Черкезов