ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-3363/18 от 27.06.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-3363/18

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкасской Г.Н.,
судей Тимофеевой А.Д., Васильченко Н.С.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства  обороны Российской Федерации (далее – Министерство) на решение  Арбитражного суда Свердловской области от 04.12.2017 по делу   № А60-46883/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 06.03.2018 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании принял участие представитель Министерства  и федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое  командование Центрального военного округа» (далее – учреждение) – Камозин  Г.О. (доверенности от 15.03.2017 № 212/1/88и от 25.12.2017 № 11/61С). 

Публичное акционерное общество междугородной и международной  электрической связи «Ростелеком» (далее – общество) обратилось  в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с учреждения,  а при недостаточности денежных средств с Министерства за счет средств казны  Российской Федерации задолженности за период с 01.01.2016 по 31.12.2016  за оказанные услуги связи в сумме 2 425 192 руб. 91 коп., процентов за  пользование чужими денежными средствами за период с 02.05.2017 по  12.07.2017 в сумме 43 852 руб. 81 коп., и далее с 13.07.2017 по день  фактического исполнения обязательства (с учетом уточнения исковых  требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации).  

Решением суда от 04.12.2017 (судья Воротилкин А.С.) исковые  требования удовлетворены в полном объеме. 


Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 06.03.2018 (судьи Муталлиева И.О., Гребенкина Н.А., Кощеева М.Н.)  решение суда оставлено без изменения. 

Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит  указанные решение и постановление отменить, направить дело на новое  рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права  (ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 72, 161 Бюджетного  кодекса Российской Федерации, ст. 34 Федерального закона «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее –  Закон о контрактной системе), ст. 51, 51.1 Федерального закона  «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (далее – Закон о связи)). 

Заявитель кассационной жалобы указывает, что в спорный период  государственный контракт между сторонами не был заключен. По мнению  Министерства, при регулировании правоотношений по поводу оказания услуг  связи, где государственным заказчиком выступает казенное учреждение,  законодательно закреплено правило, согласно которому указанные услуги  могут быть оказаны исключительно при наличии заключенного  в установленном порядке контракта, в пределах лимитов бюджетных  обязательств. Факт оказания услуг связи без получения согласия заказчика при  исполнении обязательств не может повлечь возникновение на стороне  ответчика обязанности по оплате. Указа Президента Российской Федерации  от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого  функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» не  подлежит применению в рассматриваемой ситуации, поскольку у истца  отсутствовала обязанность по предоставлению услуг связи для нужд обороны  страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, так как между  истцом и ответчиком государственный контракт на оказание услуг связи на  спорный период не заключался. 

В возражениях на кассационную жалобу общество с доводами  кассационной жалобы не согласно, обжалуемые судебные акты считает  законными и обоснованными. 

В отзыве на кассационную жалобу учреждение поддерживает доводы  заявителя и просит отказать в удовлетворении требований общества. 

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 274, 284,  286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по  доводам, изложенным в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не  находит оснований для их отмены. 

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество  (исполнитель) и учреждение (заказчик) 27.06.2016 заключили государственный  контракт № 55/к/435 (далее – контракт) об оказании услуг местной,  внутризоновой, междугородной телефонной, телеграфной связи и прочих услуг  в интересах абонентов Министерства. 

Исполнитель обязался оказывать услуги заказчику (получателю услуг)  в соответствии с Приложением № 2, по тарифам, установленным Приложением 


№ 1, а также соответствующие качеству, объему и иным требованиям,  установленным контрактом (п. 2.1 контракта). 

Срок действия контракта определен в п. 12.1, 12.2 – с 01.01.2016  до 31.12.2016. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения  неисполненных обязательств сторон по контракту, в том числе гарантийных  обязательств исполнителя (п. 12.4 контракта). 

После окончания срока действия контракта ответчик продолжил  пользоваться услугами, оказываемыми истцом в период с 01.01.2017 по  31.03.2017; однако оплату услуг не производил. 

При этом письмом от 11.03.2016 (вх. № 0701/03/2699-16) учреждение  просило общество не отключать телефонные номера войсковых частей  (организаций, учреждений) из-за невнесения абонентской платы. 

В обоснование заявленных исковых требований истец сослался на  уклонение ответчика от заключения контракта, при этом представил  расшифровки оказанных услуг, акты выполненных работ (оказанных услуг). 

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения  общества в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности за  фактически оказанные упреждению услуги связи. 

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования,  руководствуясь положениями ст. 123.22, 310, 779, 781 Гражданского кодекса  Российской Федерации, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  ст. 51.1, 54 Закона о связи, Указом Президента Российской Федерации  от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого  функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства»,  учитывая направленность деятельности учреждения на обеспечение  безопасности государства, недопустимость отказа общества от предоставления  услуг связи в рассматриваемом случае, исходил из подтвержденности  материалами дела факта оказания в спорный период услуг связи истцом и их  получения ответчиком, а также из отсутствия доказательств оплаты оказанных  услуг. 

Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении,  согласился, признал их законными и обоснованными. 

Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим  обстоятельствам и действующему законодательству. 

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии  с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при  отсутствии таких условий и требований ‒ в соответствии с обычаями делового  оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний  отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не  допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 309, 310  Гражданского кодекса Российской Федерации). 

Из указанных норм права следует, что именно на должнике, а не на  кредиторе лежит первичная обязанность совершения необходимых действий  и принятия разумных мер по исполнению обязательства. 


Согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по  договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию  заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить  определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, в сроки  и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. 

Поскольку приобретение услуг для обеспечения государственных или  муниципальных нужд в силу положений Бюджетного кодекса Российской  Федерации осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком,  обязанность заключить контракт с соблюдением установленных  законодательством процедур в первую очередь возлагается именно на  заказчика, который обязан оплачивать оказанные услуги за счет бюджетных  средств. 

Правовые основы деятельности в области связи на территории  Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской  Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в  области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной  деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Законом о связи. 

Согласно ст. 51 Закона о связи оказание услуг связи для государственных  или муниципальных нужд осуществляется на основе договора возмездного  оказания услуг связи, заключаемого в форме государственного или  муниципального контракта в порядке, установленном гражданским  законодательством и законодательством Российской Федерации о размещении  заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  государственных и муниципальных нужд, в объеме, соответствующем объему  финансирования предусмотренных соответствующими бюджетами расходов на  оплату услуг связи. 

Отношения между абонентом и (или) пользователем услугами  телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной,  внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети  связи общего пользования (далее – услуги телефонной связи) регулируются  также Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и  международной телефонной связи, утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 18.05.2005 № 310 (далее – Правила   № 310). 

В целях осуществления устойчивого функционирования объектов,  обеспечивающих безопасность государства, Президентом Российской  Федерации 23.11.1995 издан Указ № 1173 «О мерах по осуществлению  устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность  государства», согласно п. 1 которого (в редакции Указа Президента Российской  Федерации от 18.12.2016 № 675) ограничение или прекращение отпуска  топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа   и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям,  учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов  исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых 


предусмотрена военная служба, признаны действиями, нарушающими  безопасность государства. 

Установленный п. 1 названного Указа Президента Российской Федерации  запрет на ограничение или прекращение, в числе прочего, оказания услуг связи  и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и  организациям федеральных органов исполнительной власти и федеральных  государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, входит 

в число мер по поддержанию в готовности сил и средств обеспечения  безопасности и введен Президентом Российской Федерации в пределах своих  полномочий, предусмотренных ст. 80 Конституции Российской Федерации. 

На основании п. 4 ст. 51.1 Закона о связи при исполнении  государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов  государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и  обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный  государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать  оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного  заказчика. 

В рассматриваемом случае учреждение относится к субъектам,  обеспечивающим безопасность государства, и отказ от оказания данному лицу  услуг связи является недопустимым. 

Согласно п. 2 ст. 54 Закона о связи основанием для осуществления  расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи,  учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия  заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг  связи. 

В соответствии с п. 106 Правил № 310 основанием для выставления счета  абоненту и (или) пользователю за предоставленные местные (при повременном  учете), внутризоновые, междугородные или международные телефонные  соединения являются данные, полученные с помощью оборудования,  используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи. 

Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе  состязательности и равноправия сторон (ст. 8, 9 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации). Арбитражный суд  устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих  требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные  обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя  из представленных доказательств; каждое лицо, участвующее в деле, должно  доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих  требований и возражений. 

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий  совершения (не совершения) ими процессуальных действий (ст. 9, 64, 65, 168  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому  спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого  доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь 


доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями  ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды  первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что услуги связи  оказывались истцом для нужд органов государственной власти, нужд обороны  страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, в связи с чем  оператор связи не мог приостановить или прекратить их оказание, установив  подтвержденность материалами дела факта оказания услуг учреждению,  пришли к выводу, что отсутствие заключенного государственного контракта  между истцом и ответчиком не может служить основанием для отказа во  взыскании стоимости фактически оказанных услуг связи. Расчет услуг  подтвержден первичными документами, возражений относительно стоимости  оказанных услуг ответчиком не заявлено. 

В рассматриваемом случае отсутствие между сторонами  государственного контракта, заключенного с соблюдением процедуры,  установленной Законом о контрактной системе, не является основанием для  отказа во взыскании задолженности за фактически потребленные услуги за  период с 01.01.2017 по 31.03.2017. При доказанности факта оказания услуг  связи само по себе отсутствие государственного контракта не освобождает  ответчика от обязанности по их оплате. 

Указанное соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской  Федерации, изложенной в определении от 21.01.2015 № 308-ЭС14-2538. 

Кроме того, услуги телефонной связи оказывались истцом по инициативе,  с ведома и одобрения ответчика в рамках ранее сложившихся между ними  гражданско-правовых отношений, от продолжения которых ответчик не  отказывался. 

Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном  толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по  существу, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела  доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит  в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат  отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части  данного постановления. Иное толкование заявителем положений  законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют  о неправильном применении судами норм материального права. 

Кроме того, доводы не опровергают выводов судов, по существу,  сводятся к несогласию с этими выводами и обстоятельствами, установленными  судами. 

Доводов и доказательств, которые не были исследованы судами первой  и апелляционной инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности  обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе Министерством не  приведено. 

Нормы материального права применены судами к установленным по делу  фактическим обстоятельствам правильно. 


Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу  нормы ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом  кассационной инстанции не установлено. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба Министерства – без удовлетворения. 

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.12.2017 по делу   № А60-46883/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 06.03.2018 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации – без  удовлетворения. 

 Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Г.Н. Черкасская  

Судьи А.Д. Тимофеева 

 Н.С. Васильченко