Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д У Р А Л Ь С К О Г О О К Р У Г А
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
10 мая 2006 г. Дело № Ф09-3479/09-С5
г. Екатеринбург
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Арсёнова И.Г., Митиной М.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее – УФК по Курганской области) на решение суда первой инстанции от 17.02.2006 (резолютивная часть от 13.02.2005) Арбитражного суда Курганской области по делу № А34-1297/05-С9 по иску товарищества собственников квартир дома № 187 по улице Куйбышева (далее – ТСК дома № 187 по ул. Куйбышева) к Финансово-казначейскому комитету администрации г. Кургана (далее – ФКК администрации г. Кургана), Финансовому управлению Курганской области, Минфину России в лице УФК по Курганской области, третье лицо – муниципальное учреждение «Центр социальной защиты населения города Кургана» (далее – МУ «ЦСЗН г. Кургана»), о взыскании убытков, возникших в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
ТСК дома № 187 по ул. Куйбышева обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков, связанных с предоставлением в течение 2004 г. отдельным категориям граждан, проживающих в доме № 187 по ул. Куйбышева, льгот по оплате коммунальных услуг: с Финансового управления Курганской области за счет средств казны Курганской области – 135 613 руб. 80 коп. в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Курганской области от 03.12.2004 № 845 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области»; с Минфина России за счет средств казны Российской Федерации – 6778 руб. 51 коп. в связи с предоставлением льгот на основании Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (2958 руб. 05 коп.) и Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (3820 руб. 46 коп.); солидарно с Финансового управления Курганской области и Минфина России – 13 352 руб. 47 коп. в связи с предоставлением льгот на основании Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; с ФКК администрации г. Кургана - 10 301 руб. 35 коп. в связи с предоставлением льгот на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 19.07.2005 исковые требования удовлетворены. В пользу ТСК дома № 187 по ул. Куйбышева с ФКК администрации г. Кургана в возмещение убытков от предоставления льгот на основании Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» взыскано 10 301 руб. 35 коп. за счет средств казны Муниципального образования «Город Курган», с Финансового управления Курганской области в возмещение убытков от предоставления льгот на основании Федерального закона «О ветеранах» – 135 613 руб. 80 коп. за счет средств казны субъекта Российской Федерации – Курганской области, с Минфина России в лице УФК по Курганской области в возмещение убытков от предоставления льгот на основании Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» взыскано 2958 руб. 05 коп. и в возмещение убытков от предоставления льгот на основании Указа Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» взыскано 3820 руб. 46 коп. за счет средств казны Российской Федерации, солидарно с Финансового управления Курганской области и Минфина России в лице УФК по Курганской области в возмещение убытков от предоставления льгот на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» взыскано 13 352 руб. 47 коп. за счет казны Курганской области и казны Российской Федерации.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.09.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением суда кассационной инстанции от 10.11.2005 судебные акты в части солидарного взыскания с Финансового управления Курганской области и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области 13 352 руб. 47 коп. отменены, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 17.02.2006 (резолютивная часть от 13.02.2006; судья Пирогова Л.П.) иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации, с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ТСК дома № 187 по ул. Куйбышева г. Кургана взыскано 13 352 руб. 47 коп. убытков.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Минфин России в лице УФК по Курганской области просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального (ст. 16, 1064, 1069, 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и процессуального права (§ 1 гл. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Как полагает кассатор, основания для взыскания с него убытков, понесенных ТСК дома № 187 по ул. Куйбышева в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», отсутствуют.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
С учетом положений данной нормы права суд кассационной инстанции проверил законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах.
Как следует из материалов дела, с 01.01.2004 по 31.12.2004 ТСК дома № 187 по ул. Куйбышева предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг гражданам, имеющим право на предоставление таких льгот в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законами Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Указом Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».
Поскольку расходы, связанные с предоставлением указанных льгот, на основании договора о возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг от 20.02.2004, утвержденного распоряжением мэра г. Кургана от 10.03.2004 № 1216-р, заключенного между ТСК дома № 187 по ул. Куйбышева и МУ «ЦСЗН г. Кургана», не были возмещены в полном объеме, ТСК дома № 187 по ул. Куйбышева обратилось в суд с указанным иском.
Удовлетворяя требования истца о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации 13 352 руб. 42 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, составляют его убытки (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации), которые, будучи причиненными незаконными действиями либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Источник (соответствующий бюджет) компенсирования эксплуатирующим организациям денежных средств от предоставления предусмотренных названным Федеральным законом льгот не определен.
В соответствии со ст. 15, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации самостоятельно формируют бюджеты, исполнение расходных обязательств бюджета допускается исключительно в соответствии с их целевым назначением.
В силу ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая соответствующие льготы, должен обеспечить названные социальные гарантии соответствующим механизмом полного финансового обеспечения.
При этом финансирование исполнения законов в форме субсидий предполагает, что льготы, установленные федеральным законодателем, должны финансироваться за счет федерального бюджета, а в случае установления дополнительных льгот органами государственной власти субъектов Российской Федерации их финансирование должно осуществляться за счет средств бюджетов этих субъектов.
Из системного толкования ст. 15, 16, 31, 84, 85, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) следует, что возложение ответственности за ненадлежащее компенсирование субъектом Российской Федерации расходов от предоставления льгот возможно в случае доказанности факта перечисления федеральным бюджетом соответствующих сумм, необходимых для компенсации расходов в полном объеме, и ненадлежащего исполнения соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязанности по выплате (перечислении) указанных сумм.
Поскольку Министерством финансов Российской Федерации не представлено доказательств перечисления сумм, необходимых для компенсации расходов в полном объеме, также доказательств ненадлежащего исполнения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Курганской областью обязанности по выплате (перечислению) указанных сумм (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск о взыскании убытков, связанных с предоставлением льгот на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за счет казны Российской Федерации.
С учетом того, что судом первой инстанции установлены, исследованы, надлежащим образом оценены все существенные обстоятельства дела и выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Курганской области от 17.02.2006 (резолютивная часть от 13.02.2006) по делу № А34-1297/05 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.
Председательствующий Т.Л. Вербенко
Судьи И.Г. Арсёнов
М.Г. Митина