ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-3557/22 от 16.06.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3557/22

Екатеринбург

17 июня 2022 г.

Дело № А47-5806/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю. В.,

судей Черкезова Е.О. , Ященок Т.П.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» (далее – общество «ЭнергосбыТ Плюс», общество ) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.12.2021 по делу № А47-5806/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании принял участие представитель общества «ЭнергосбыТПлюс» – ФИО1 (доверенность от 31.01.2020, диплом).

Общество «ЭнергосбыТ Плюс» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ) от 24.02.2021  № ПР-409.

Решением от 09.12.2021  в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «ЭнергосбыТ Плюс» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами абзаца 2 пункта 44, пунктов 45-46,  61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), подпункта «а» пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иными специализированными потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее – Правила
№ 124), части 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

По мнению общества, его действия по пересчетам и начислению платы за электроэнергию в сентябре 2020 года в связи с выявленным объемом фактического потребления в квартире № 1, являются правильными, так как пересчет должен производиться в том периоде, в котором проведена проверка и выявлен фактический объем ресурса на индивидуальное потребление.

Также является правильным расчет объема электроэнергии на содержание общего имущества за сентябрь 2020 года, поскольку он соответствует Правилам № 124, которые определяют получение ресурсоснабжающей организацией платы за весь объем электроэнергии, поставленной на границу с многоквартирным домом.

В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

  Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, на основании поступившего требования прокуратуры Ленинского района г. Орска от 11.02.2021 об организации и проведении проверки фактов нарушения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу – электроснабжение, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме (далее –МКД) № 24 по ул. Станционной г. Орска, инспекцией была проведена внеплановая выездная проверка общества «ЭнергосбыТ Плюс» (распоряжение от 16.02.2021 № 409), в результате которой инспекцией установлено, что к оплате потребителям, проживающим в указанном МКД, в виде платы за коммунальную услугу электроснабжения, потребленную на общедомовые нужды (далее – ОДН) в сентябре 2020 года, неправомерно выставлен объем электроэнергии на ОДН в количестве 13560 кВт/ч, что отражено в справках о расчетах ЖКУ с 01.01.2017 по 28.02.2021.

Инспекция выдала обществу предписание от 24.02.2021 № ПР-409 на устранение нарушений со сроком исполнения – 05.05.2021, в котором указала на необходимость обеспечения соблюдения обязательных требований в части начисления платы за коммунальную услугу – электроснабжение, предоставленную на ОДН собственникам МКД за сентябрь 2020 года в соответствие с пунктом 44 Правил № 354 (формула 10, 12 Приложения № 2 к Правилам № 354).

Общество, полагая, что предписание от 24.02.2021 № ПР-409 не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспоренного ненормативного правового акта.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с положениями статьи 154 ЖК плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроэнергию.

Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами № 354 (пункт 36).

Согласно пункту 40 Правил № 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (пункт 42 Правил № 354).

В силу положений подпункта (к.1) пункта 33 Правил № 354 потребитель имеет право, при наличии ИПУ ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю не позднее 25-числа текущего расчетного периода.

В силу положений подпункта «б» пункта 59, пункта 60 Правил № 354, если потребитель не представил сведения о показаниях ИПУ, плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления. Расчет по среднемесячному объему потребления осуществляется за периоды, в которые потребителем не представлены показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Если по истечении указанных 3 расчетных периодов потребитель так и не представил сведения о показаниях ИПУ, размер платы рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

До 01.07.2020 определение размера платы за электроэнергию, предоставленную на ОДН производилось в соответствии с пунктом 44 Правил № 354 (в редакции, действовавшей до 30.06.2020), размер платы за коммунальную услугу электроснабжение, предоставленную на ОДН определялся по формулам, согласно которым из показаний ОДПУ вычитался объем потребления по жилым и нежилым помещениям и образовавшаяся разница распределялась между потребителями  пропорционально размеру общей площади, принадлежащего каждому потребителю жилого и нежилого помещения в МКД, но не выше норматива потребления (формулы 10, 11 Приложения 2 Правил № 354).

Поэтому общество, являющееся исполнителем коммунальной услуги, независимо от фактического количества поставленного коммунального ресурс, начисление платы на ОДН должно было осуществлять в пределах норматива потребления (абзац 2 пункта 44 Правил № 354).

С 01.07.2020 расчет платы за спорный ресурс на ОДН осуществляется исходя из фактического объема потребления, согласно показаниям ОДПУ (постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 № 950).

В связи с этим, с указанной даты весь объем коммунальной услуги, представленной на ОДН за расчетный период, распределяется в полном объеме между потребителями жилых и нежилых помещений в МКД, что соответствует пункту 40 Правил № 354.

В соответствии с пунктом 37 Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В силу пунктов 45, 46 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, не начисляется (составляет 0), если при расчете объема коммунальной услуги было установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из ОДПУ, за расчетный период меньше чем сумма объемов коммунальных ресурсов, потребленных во всех жилых и нежилых помещениях.

Арбитражным судом установлено, что собственниками жилых помещений спорного МКД выбран и реализуется непосредственный способ управления домом.

Исполнитель коммунальной услуги (электроснабжение) – общество «ЭнергосбыТ Плюс».

При этом собственником квартиры № 1 с 2017 года показания электроэнергии по ИПУ не передавались (в связи с отсутствием проживающих), поэтому определение платы за электроэнергию производилось по пунктам 59, 60 Правил № 354.

В сентябре 2020 года по инициативе собственника жилого помещения (квартира № 1) по указанному адресу обществом проведена проверка контрольного съема показаний ИПУ в квартире № 1, по результатам которой выявлены расхождения в показаниях ИПУ; потребителю произведен перерасчет начисленной ранее платы за электроснабжение (к уменьшению платы на сумму  42 073 руб. 96 коп.)

В этой связи, по информации общества, объем электроэнергии, потребленный собственниками жилых помещений в сентябре 2020 года составил значение «минус 13.560 кВт/ч»; объем коммунального ресурса по квартире № 1 – «минус 14.271 кВт/ч»; объем коммунального ресурса, приходящийся на ОДН – «14 363,44 кВт/ч».

Данный объем (14 363,44 кВт/ч) был выставлен к оплате потребителям, проживающим в МКД, в виде платы за коммунальную услугу электроснабжение, потребленную на ОДН в сентябре 2020 года (квартиры 1-8).

Между тем, в силу пунктов 10, 13  Приложения № 2 Правил № 354, учитывая, что нежилых помещений в МКД нет, ИПУ оснащены все квартиры, при расчете платы за электроэнергию, предоставленную на ОДН, учитываются: объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в МКД, определенный по показаниям ОДПУ; объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в жилом помещении (квартире), оснащенном ИПУ, определенный по показаниям такого прибора учета.

При этом арбитражным судом установлено, что в сентябре 2020 года в спорном МКД потреблено электроэнергии по показаниям ОДПУ – 803,44 кВт/ч.

        В жилых помещениях МКД потреблено – 711 кВт/ч., в том числе:

        квартира № 1 – 0 кВт/ч (с учетом снятых показаний, акт от 09.09.2020);

        квартира № 2 – 39,00 кВт/ч;

        квартира № 3 – 66.00 кВт/ч;

        квартира № 4 – 104,00 кВт/ч;

        квартира № 5 – 189,00 кВт/ч;

        квартира № 6 – 63.00 кВт/ч;

        квартира № 7 – 60.00 кВт/ч;

        квартира № 8 – 190.00 кВт/ч.

       Таким образом, в указанный период фактическая разница, определенная между показаниями ОДПУ электрической энергии и объемом электроэнергии, потребленном в жилых помещениях, составляет 92,44 кВт/ч, из чего следует, что фактический объем коммунальной услуги электроснабжение, потребленной на ОДН в сентябре 2020 года, составил 92,44 кВт/ч на сумму 294 руб. по МКД № 24 по ул. Станционная г. Орска, или 0,211 кВт/ч/кв.м. (0,67 руб./кв.м.) с учетом площади помещений в многоквартирном доме равной 437,8 кв.м.

      Между тем, собственникам помещений в спорном МКД № в сентябре 2020 года обществом была начислена плата за коммунальную услугу – электроснабжение, предоставленную на ОДН, в размере 45 819 руб. 37 коп.

      Таким образом, суды, правильно руководствуясь положениями пункта 44 Правил № 354 заключили, что начисление обществом платы за коммунальную услугу – электроснабжение, предоставленную на ОДН в сентябре 2020 года по указанному адресу, проведено с нарушением положений Правил № 354.

      При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии условий для признания недействительным оспариваемого предписания инспекции, предусмотренных положениями статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

       Доводы общества отклоняются в связи с неправильным толкованием норм материального права и их применением по отношению к обстоятельствам, установленным судами по настоящему делу.

       Кроме того, кассационный суд учитывает, что  обществом не дано надлежащих пояснений относительно появления отрицательных значений объема коммунального ресурса, порядка их значений  и нормативного порядка их применения.

       Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 № 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.

Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.

Доводы кассационной жалобы, подтверждающих существенное нарушение судами норм процессуального права, повлиявших на исход дела, не приводится и кассационным судом не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.12.2021 по делу
№ А47-5806/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «ЭнергосбыТ Плюс» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                      Ю.В. Вдовин

Судьи                                                                                   Е.О. Черкезов

                                                                                              Т.П. Ященок

.