ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-3582/22 от 23.06.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3582/22

Екатеринбург

29 июня 2022 г.

Дело № А71-14394/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И. А.,

судей Сулейменовой Т.В., Лазарева С.В.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Удмуртской Республики» на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.02.2022  по делу
№ А71-14394/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по тому же делу.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.

Общество с ограниченной ответственностью «Обелиск» (далее – общество «Обелиск») обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Удмуртской Республики» (далее учреждение) о взыскании 152 012 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку памятников.

Решением суда первой инстанции от 02.02.2022 иск удовлетворен.
С учреждения за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в пользу общества «Обелиск» взыскано 152 012 руб. расходов на изготовление и установку памятников, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины 5560 руб.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.04.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение судами обстоятельств дела. Заявитель отмечает, что основанием для обращения истца в суд послужили заключенные между ФИО1 и обществом «Обелиск» договоры цессии (уступки прав требования) по заключенному договору подряда, при этом ни в одном из пунктов договоров или приложений к ним не указано, какими документами установлено право требования компенсации ритуальных услуг ФИО1 от имени родственников погибших. Заявитель полагает, что, поскольку в материалах дела не содержится доказательств получения согласия на уступку права требования родственников погибших военнослужащих в пользу ФИО1 и впоследствии - в пользу общества «Обелиск», договоры уступки требований, заключенные между ФИО1 и обществом «Обелиск», а также передача прав требований родственников погибших военнослужащих в пользу ФИО1 в соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожнымисделками в силу противоречия закону.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон
от 12.01.1996 № 8-ФЗ) погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников.

Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Аналогичная норма закреплена в пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ).

Согласно статье 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ).

В пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.

В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (статья 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ).

Следовательно, законодательными и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.

Общество, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.

Федеральные законы от 12.01.1995 № 5-ФЗ и от 12.01.1996 № 8-ФЗ не связывают право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 № 5 утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее - Порядок погребения).

Согласно подпункту "г" пункта 2 Порядка погребения порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются, в том числе на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.

В соответствии с пунктом 35 Порядка погребения оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.

В соответствии с пунктом 2 Порядка погребения порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.

Согласно пункту 36 Порядка погребения родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников.

В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 38 Порядка погребения для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.

Таким образом, истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и имеет право на возмещение понесенных им расходов.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что между обществом «Обелиск» (подрядчик) и ФИО1 (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника от 21.07.2021 № 60, в соответствии с которым истец принял обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий ФИО2.

Стоимость изготовления и установки памятника по договору составила
38 003 руб. (пункт 4.1 договора).

ФИО2 являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждено сведениями, представленными в материалы дела.

Местом захоронения ФИО2 является кладбище «Александровское» г. Ижевск.

Памятник ФИО2 установлен 27.08.2021 на указанном кладбище, что подтверждено актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора  от 21.07.2021 № 60.

Между ФИО1 (цедент) и истцом (цессионарий) заключен договор цессии (уступки прав требования) от 21.07.2021 № 24, в соответствии с которым ФИО1 уступила истцу право требования к Военному комиссариату Удмуртской Республики (ответчик) о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны ФИО2

Ответчик оплату не произвел.

Также между истцом (подрядчик) и ФИО1 (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника от 28.06.2021 № 57, в соответствии с которым истец принял обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий ФИО3.

Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составила 38 003 руб. (пункт 4.1 договора).

ФИО3 являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждено сведениями, представленными в материалы дела.

Местом захоронения ФИО4 является кладбище «Александровское» г. Ижевск.

Памятник ФИО4 установлен 12.08.2021 на указанном кладбище, что подтверждено актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора от 28.06.2021 № 57.

Между ФИО1 (цедент) и истцом (цессионарий) заключен договор цессии (уступки прав требования) от 28.06.2021 № 21, в соответствии с которым ФИО1 уступила истцу право требования к Военному комиссариату Удмуртской Республики о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны ФИО4

Ответчик оплату не произвел.

Кроме того, между истцом (подрядчик) и ФИО1 (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника от 29.06.2021 № 56, в соответствии с которым истец принял обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий ФИО5.

Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составила  38 003 руб. (пункт 4.1 договора).

ФИО5 являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждено сведениями, представленными в материалы дела.

Местом захоронения ФИО5 является кладбище «Южное»
г. Ижевск.

Памятник ФИО5 установлен 12.08.2021 на указанном кладбище, что подтверждается актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора от 29.06.2021 № 56.

Между ФИО1 (цедент) и истцом (цессионарий) заключен договор цессии (уступки прав требования) от 29.06.2021 № 20, в соответствии с которым ФИО1 уступила истцу право требования к Военному комиссариату Удмуртской Республики о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны
ФИО5

Ответчик оплату не произвел.

Также между истцом (подрядчик) и ФИО1 (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника от 30.04.2021 № 58, в соответствии с которым истец принял обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для погибшего (умершего) военнослужащего, гражданина призванного на военные сборы, участника войны, ветерана военной службы или боевых действий ФИО6.

Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составляет 38 003 руб. (пункт 4.1 договора).

ФИО6 являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждено сведениями, представленными в материалы дела.

Местом захоронения ФИО6 является кладбище «Хохряковское» г. Ижевск.

Памятник ФИО6 установлен 14.07.2021 на указанном кладбище, что подтверждено актом приемки выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью договора от 30.04.2021 № 58.

Между ФИО1 (цедент) и истцом (цессионарий) заключен договор цессии (уступки прав требования) от 30.04.2021 № 22, в соответствии с которым ФИО1 уступила истцу право требования к Военному комиссариату Удмуртской Республики о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны
ФИО6

Ответчик оплату не произвел.

Неисполнение денежных обязательств по возмещению понесенных истцом расходов на изготовление и установку надгробных памятников участникам ВОВ послужило основанием для обращения истца в суд с требованием о  взыскании с ответчика расходов в общей сумме 152 012 руб.

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о том, что понесенные обществом «Обелиск» расходы подлежат возмещению учреждением с учетом предоставления обществом полного пакета документов, предусмотренного пунктом 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, по каждому надгробному памятнику, а также факта изготовления и установки истцом надгробных памятников.

Учитывая, что понесенные истцом расходы по изготовлению и установке надгробных памятников умершим участникам Великой Отечественной войны подтверждены материалами дела, том числе договорами на изготовление и установку памятника, актами приемки выполненных работ, квитанциями, фотографиями места захоронения и установки памятников участникам Великой Отечественной войны, при этом понесенные расходы ответчиком не возмещены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования общества «Обелиск».

Довод учреждения об отсутствии оснований для возмещения понесенных истцом затрат являлся предметом исследования суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен судом на основании следующего.

Как установлено судами переход прав к истцу от заказчика работ осуществлен на основании договоров цессии.

Уведомление о состоявшейся уступке права требования возмещения расходов на изготовление и установку памятника было направлено истцом Военному комиссариату Удмуртской Республики.

Уступка права (требования) кредитора является одной из форм перемены лиц в обязательстве, влечет за собой переход прав кредитора к другому лицу и, как следствие, материальное и процессуальное правопреемство.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что при заключении договора уступки стороны действовали исключительно с намерением причинить вред другому лицу, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций учреждением не представлено (статьи 8, 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Договоры уступки права требования в установленном порядке не оспорены и недействительными не признаны.

Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.02.2022  по делу
№ А71-14394/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Удмуртской Республики» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               И.А. Татаринова

Судьи                                                                            Т.В. Сулейменова

                                                                                             С.В.  Лазарев