ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-3740/17 от 16.10.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-3740/17

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Татариновой И.А., Рябовой С.Э.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (далее – общество  «Энергоресурс», заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 06.07.2018 делу № А07-13046/2016 Арбитражного суда  Республики Башкортостан. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании принял участие представитель общества  «Энергоресурс» - Хасанова Р.Х. (доверенность от 09.01.2018). 

От Управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Республике Башкортостан поступило ходатайство о  рассмотрении жалобы без его участия. Заявленное ходатайство рассмотрено  судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании части 3  статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ). 

Общество «Энергоресурс» обратилось в Арбитражный суд Республики  Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа Администрации  сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района  Гафурийский район Республики Башкортостан (далее – администрация,  заинтересованное лицо) в утверждении схемы расположения земельного  участка на кадастровом плане территории, выраженного в письме от 03.03.2016   № 75; возложении на заинтересованное лицо обязанности в течение 14 дней со  дня вступления в законную силу решения утвердить и выдать заявителю,  согласно технического заключения судебных экспертов общества с 


ограниченной ответственностью «Партнер-Уфа» Тимирханова А.В. и  Хохлова С.И., схему расположения земельного участка площадью 27 360 кв. м,  с указанием вида разрешенного использования «для размещения объектов  переработки, уничтожения, утилизации и захоронение отходов»,  расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Гафурийский район,  Буруновский сельсовет, в кадастровом квартале 02:19:230301, на кадастровом  плане территории в координатах поворотных точек (с учетом принятого судом  в порядке, предусмотренном положениями статьи 49 АПК РФ, уточнения  исковых требований). 

На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц,  не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечены Министерство природопользования и экологии Республики  Башкортостан, Управление Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Республике Башкортостан, Федеральное  государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и  эпидемиологии в Республике Башкортостан». 

Решением суда от 28.04.2018 (судья Айбасов Р.М.) требования общества  «Энергоресурс» удовлетворены. Судом признан незаконным отказ  администрации, выраженный в письме от 03.03.2016 № 75, в утверждении  схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.  Суд обязал администрацию в течение 30 дней со дня вступления в законную  силу решения суда утвердить и выдать заявителю схему расположения  земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале  02:19:230301, площадью 27 360 кв. м, расположенного по адресу: Республика  Башкортостан, Гафурийский район, Буруновский сельствет, согласно  техническому заключению экспертов общества с ограниченной  ответственностью «Партнер-Уфа» от 16.02.2018 для размещения объектов,  принадлежащих обществу «Энергоресурс». 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 06.07.2018 (судьи Богдановская Г.Н., Пирская О.Н., Суспицина Л.А.)  решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. 

В кассационной жалобе общество «Энергоресурс» просит указанное  постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой  инстанции оставить в силе, ссылаясь на выход суда апелляционной инстанции  за пределы заявленных по настоящему делу требований, так как судом  приведены иные основания для отказа в утверждении и выдаче схемы  расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Заявитель  указывает на то, что судом неверно указано на приобретение расположенных на  спорном земельном участке объектов у закрытого акционерного общества  «Каучук», так как данные объекты приобретены им у общества с ограниченной  ответственностью «Инвестстройтех», открытого акционерного общества  «СНХЗ». Кроме того, по мнению общества, апелляционным судом  необоснованно не принято во внимание решение Арбитражного суда  Республики Башкортостан от 26.08.2013 № А07-21476/2012, которым  установлено, что земельный участок с кадастровым номером 02:19:230301:83 


не является полигоном. Заявитель считает необоснованным вывод  апелляционного суда об осуществлении им деятельности по размещению и  обслуживанию полигона для захоронения промышленных отходов, что  подтверждается экспертным заключением от 19.10.2010 № 246, выданным  филиалом Федерального государственного учреждения здравоохранения  «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан». Заявитель  также ссылается на то, что третьи лица, привлеченные к участию в настоящем  деле, не возражали относительно удовлетворения требований; факт  использования обществом земельного участка площадью 19 959 кв. м  подтвержден Управлением Федеральной службы государственной регистрации,  кадастра и картографии по Республике Башкортостан в ходе проведенной в  2015 году проверки. По мнению общества, суд апелляционной инстанции  необоснованно отклонил в качестве доказательства заключение судебной  экспертизы, неверно истолковал положения пунктов 1, 4 статьи 11.2, пункта 6  статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). 

По мнению заявителя, в силу норм градостроительного законодательства,  пункта 16 статьи 11.10, статьи 11.9 ЗК РФ, Правил землепользования и  застройки сельского поселения Бурновский сельсовет санитарно-защитная зона  не должна входить в площадь спорного земельного участка. 

В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить  оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и  обоснованными. 

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела  подтверждено, что обществу на праве собственности принадлежат объекты  недвижимого имущества: свалка промышленных токсичных отходов, другие  сооружения, общая площадь 1404 кв. м, инвентарный номер 25, литера 9  кадастровый номер 02:19:220301:40; резервуар, общая площадь 1404 кв. м,  инвентарный номер 25, литера 8, кадастровый номер 02:19:220301:39;  резервуар для отходов, другие сооружения, общая площадь 1404 кв. м,  инвентарный номер 25, литера 10, кадастровый номер 02:19:220301:32;  сборный железобетонный резервуар, другие сооружения, общая площадь  1404 кв. м, инвентарный номер 25, литера 5, кадастровый номер  02:19:220301:36; автодорога в Цветаевку, другие сооружения, протяжность  320 м. инвентарный номер 25, литера 4, кадастровый номер 02:19:220301:35;  дренаж для отвода грунтовых вод, другие сооружения, протяжностью 880 м,  инвентарный номер 25, литера 1, кадастровый номер 02:19:220301:34;  магистральные сети, другие сооружения, протяжностью 797,8 м, инвентарный  номер 25, литера 17, кадастровый номер 02:19:220301:33; свалка токсических  промышленных отходов, другие сооружения, общая площадь 1404 кв. м,  инвентарный номер 25, литера 7, кадастровый номер 02:19:220301:38; сборный  железобетонный резервуар, общая площадь 1404 кв. м, инвентарный номер 25,  литера 3, кадастровый номер 02:19:220301:31; комплекс сооружений для  захоронения отходов, общая площадь 182,4 кв. м, инвентарный номер 25,  литера 11, кадастровый номер 02:19:220301:30, расположенные по адресу:  Республика Башкортостан, Гафурийский район, Буруновский сельсовет, что 


подтверждается свидетельствами о праве собственности, представленными в  материалы дела. 

Указанное имущество расположено на земельном участке площадью  145 349 кв. м, из земель промышленности, с кадастровым номером  02:19:230301:42, разрешенное использование: размещение и обслуживание  полигона для захоронения промышленных отходов закрытого акционерного  общества «Каучук». 

Постановлением главы Администрации муниципального района  Гафурийский район Республики Башкортостан от 04.03.2011 № 388  утверждены материалы раздела земельного участка с кадастровым номером  02:19:230301:42, изменен вид разрешенного использования земельного участка  02:19:230301:42:ЗУ1 с «размещения и обслуживание полигона для захоронения  промышленных отходов ЗАО «Каучук» на «для размещения объектов  переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов»,  характеристики земельного участка 02:19:230301:42:ЗУ2: разрешенное  использование - размещение и обслуживание полигона для захоронения  промышленных отходов ЗАО «Каучук». 

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым  номером 02:19:230301:83 разрешенное использование земельного участка - для  размещения объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения  отходов. 

Постановлением главы Администрации муниципального района  Гафурийский район Республики Башкортостан от 03.05.2011 № 878 земельный  участок площадью 19 959 кв. м, с кадастровым номером 02:19:230301:83 из  категории земель промышленности, расположенный по адресу: Республика  Башкортостна, Гафурийский район, в 3 м к югу от земельного участка с  кадастровым номером 02:19:230301:1, для размещения объектов переработки,  уничтожения, утилизации и захоронения отходов предоставлен обществу  «Энергоресурс» в аренду на срок с 10.08.2010 по 10.08.2020. Однако договор  аренды указанного земельного участка с обществом в установленном порядке  не заключен. 

Земельный участок с кадастровым номером 02:19:230301:83  11.07.2013 снят с кадастрового учета. 

Обществом с ограниченной ответственностью «ГеоПлюс» 25.01.2016 по  заявлению общества «Энергоресурс» составлена схема расположения  земельного участка. 

Заявлениями от 25.01.2016 № 17, от 17.02.2016 № 21 общество  обращалось в администрацию с просьбой об утверждении схемы расположения  земельного участка площадью 19 232 кв. м, расположенного по адресу:  Республика Башкортостан, Гафурийский район, Буруновский сельский совет, в  кадастровом квартале 02:19:230301. 

Письмами от 05.02.2016, от 03.03.2016 № 75 обществу отказано в  утверждении схемы расположения земельного участка. 


Общество, полагая, что указанный отказ является незаконным, нарушает  его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением по  настоящему делу. 

Для разрешения вопросов, требующих специальных познаний, в рамках  настоящего дела судом первой инстанции назначена судебная  землеустроительная и строительно-техническая экспертиза, выполнение  которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью  «Партнер-Уфа» Тимирханову А.В., Родосской Н.И., Хохлову С.И. 

По результатам комплексной судебной строительно-технической и  землеустроительной экспертизы объектов недвижимости, расположенных на  земельном участке с кадастровым номером 02:19:230301:42 в Буруновском  сельсовете Гафурийского района Республики Башкортостан, экспертами  сделаны следующие выводы: 

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из  того, что отказ органа местного самоуправления не соответствует нормам  ст. 11.10 ЗК РФ, поскольку заявитель фактически осуществляет деятельность по  утилизации промышленных отходов на основании действующей лицензии.  С целью восстановления прав заявителя суд обязал орган местного  самоуправления утвердить схему расположения земельного участка на  кадастровом плане территории в границах и размере, определенном по  результатам судебной экспертизы, для целей размещения полигона для  захоронения промышленных отходов. 

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении  заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего. 

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица 


вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой  акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в  сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно  возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному  нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы  заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  принимает решение о признании ненормативного правового акта  недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2  статьи 201 АПК РФ). 

С учетом обстоятельств настоящего дела судом апелляционной  инстанции установлено, и заявителем не оспаривается что материально- правовой интерес общества при обращении в орган местного самоуправления и  впоследствии за судебной защитой заключается в его намерении приобрести  земельный участок в собственность в порядке, предусмотренном статьей 39.20  ЗК РФ

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 и пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ  собственники зданий, сооружений, имеют исключительное право на  приобретение в собственность или в аренду земельных участков, необходимых  для эксплуатации объектов недвижимости. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ЗК РФ объектом купли-продажи  могут быть только земельные участки, прошедшие государственный  кадастровый учет. 

В силу статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных  участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом  от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». 

Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в  том числе, при разделе исходного земельного участка. 

Образование земельных участков из земель или земельных участков,  находящихся в государственной или муниципальной собственности,  осуществляется в соответствии с одним из документов, указанных в пункте 1  статьи 11.3 ЗК РФ, в том числе в соответствии с проектом межевания  территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом  Российской Федерации (далее – ГрК РФ); утвержденной схемой расположения  земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории,  которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ при отсутствии  утвержденного проекта межевания территории образование земельных 


участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, допускается в соответствии с  утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных  участков на кадастровом плане территории. 

На основании пункта 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного  участка, который находится в государственной или муниципальной  собственности и предоставлен на праве аренды исполнительный орган  государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные  статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления  от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения  земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории  обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в  ее утверждении с указанием оснований для отказа. 

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с  учетом утвержденных документов территориального планирования, правил  землепользования и застройки, проекта планировки территории,  землеустроительной документации, положения об особо охраняемой  природной территории, наличия зон с особыми условиями использования  территории, земельных участков общего пользования, территорий общего  пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков,  местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых  предусмотрено государственными программами Российской Федерации,  государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными  инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства  (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ). 

Судом апелляционной инстанции установлено, что общество является  собственником объектов, расположенных в границах земельного участка с  кадастровым номером 02:19:230301:42 площадью 145 349 кв. м с разрешенным  использованием «размещение и обслуживание полигона для захоронения  промышленных отходов ЗАО «Каучук», ранее находившийся (с учетом  уточнения площади) в аренде у открытого акционерного общества «Каучук» по  договору аренды от 06.06.2005 № 83. 

Из представленного в материалы настоящего дела государственного акта  на право пользования землей от 10.12.1979, выданного механическому заводу  «Красный пролетарий» города Стерлитамака под строительство полигона по  захоронению промотходов, который впоследствии 14.08.2001 отказался от  земельного участка общей площадью 0,6 га, выделенного для захоронения  промышленных отходов на полигоне Цветаевка, в пользу закрытого  акционерного общества «Каучук» в связи с неиспользованием данного участка  по назначению, а также преюдициальных обстоятельств, установленных судами  при рассмотрении дела № А07-14781/2013, следует, что до оформления  названного договора аренды отвод земельного участка для размещения  комплекса сооружений для захоронения промышленных отходов был оформлен  распоряжением Совета Министров Башкирской АССР от 03.08.1971 № 3-247-р,  распоряжением Совета Министров Башкирской АССР от 10.04.1974 № 5-94-р, 


решением Исполкома Гафурийского районного Совета депутатов трудящихся  от 28.02.1974. 

Тем же судебным актом установлено, что путем последовательных  преобразований исходного земельного участка, выделенного для захоронения  промышленных отходов на полигоне Цветаевка, образованы земельные участки  площадью 1721 кв. м с кадастровым номером 02619:230301:0043,  площадью 1914 кв. м с кадастровым номером 02:9:230301:0044 с разрешенным  видом использования «размещение и обслуживание полигона для захоронения  промышленных отходов», пользование которым осуществляло общество  «Энергоресурс». 

Кроме того, на основании проведенной Башкирской природоохранной  межрайонной прокуратурой проверки эксплуатации обществом  «Энергоресурс» полигона промышленных отходов «Цветаевский» следует, что  общество на полигоне «Цветаевский» имеет участок для захоронения  промышленных отходов площадью 14,8894 га, в границах которого  8 железобетонных резервуаров объемом 5000 куб. м каждый, две  железобетонные траншеи для захоронения токсичных отходов длиной 196 м,  комплекс сооружений для захоронения отходов 182,4 кв. м, бетонная площадка  площадью 500 кв. м, комплекс сооружений для захоронения токсичных  отходов. 

Из условий договора аренды от 06.06.2005 № 83, заключенного с  закрытым акционерным обществом «Каучук» в отношении земельного участка  с кадастровым номером 02:19:230301 площадью 148 984 кв. м, следует его  заключение на срок до 2054 года. 

В силу положений пункта 2 статьи 552 Гражданского кодекса Российской  Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 статьи 35 ЗК РФ по договору продажи  здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с  передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на  земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее  использования. 

Таким образом, являясь приобретателем объектов недвижимости,  расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:19:230301:42,  общество «Энергоресурс» приобрело право пользования земельным участком  на условиях ранее существовавших арендных отношений, в том числе в части  разрешенного использования земельного участка. 

Земельный участок с кадастровым номером 02:19:230301:42 площадью  145 349 кв. м поставлен на кадастровый учет 19.02.2008, относится к категории  земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,  телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности,  земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», и имеет  разрешенное использование «размещение промышленных объектов»,  разрешенное использование – «размещение и обслуживание полигона для  захоронения промышленных отходов ЗАО «Каучук». 

Аналогичные сведения в части категории земель в публичном реестре  имеются в отношении земельных участков с кадастровым номером 


02619:230301:0043 площадью 1914 кв. м, с кадастровым номером  02:9:230301:0044, разрешенное использование участков – «размещение и  обслуживание полигона для захоронения промышленных отходов ЗАО  «Стерлитамакский нефтехимический завод». 

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции верно указал  на то, что территория, в границах которой заявитель просит утвердить схему  расположения земельного участка, использовалась для размещения полигона  промышленных отходов «Цветаевский», который включен в государственный  реестр объектов размещения отходов за номером 02-00007-З-00479-010814. 

В силу пункта 4 части 2 Федерального закона от 13.07.20015 № 218-ФЗ  «О государственной регистрации недвижимости» к дополнительным сведениям  о земельном участке относится вид его разрешенного использования. 

Разрешенное использование земельного участка определяет особенности  правового режима этого участка и устанавливается градостроительным  регламентом, входящим в состав правил землепользования и застройки (пункты  6-9 статьи 1, части 1, 3, 6 статьи 30, статья 36 Градостроительного кодекса  Российской Федерации (далее – ГрК РФ). 

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с  установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель  определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и  разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий,  общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются  федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.  Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием  территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений  и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных  участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию  в сфере земельных отношений. 

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон   № 89-ФЗ) отходы производства и потребления – вещества или предметы,  которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания  услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для  удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным  законом. 

На основании статьи 1 указанного Закона объекты размещения отходов –  специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения  отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар,  хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты  хранения отходов и объекты захоронения отходов. 

Та же норма различает объекты захоронения отходов, объекты хранения  отходов и объекты обезвреживания отходов, и из содержания изложенных в  норме понятий следует, что в любом случае такими объектами являются 


специально оборудованные сооружения, различающие по степени обустройства  в зависимости от способа переработки отходов. 

Нормы части 6 и части 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ  устанавливают, что объекты размещения отходов вносятся в государственный  реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра  объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном  уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным  органом исполнительной власти; запрещается размещение отходов на объектах,  не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. 

Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 утвержден Порядок  ведения государственного кадастра отходов. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013   № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов  опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I-IV  классов опасности. 

Полигон промышленных отходов «Цветаевский» включен в  государственный реестр объектов размещения отходов. 

Согласно пункту 4.1 СП 127.13330.2017. СНиП 2.01.28-85 «Свод правил.  Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных  отходов. Основные положения по проектированию» полигон по  обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов является  специально оборудованным сооружением, предназначенным для  обезвреживания и размещения отходов производственной деятельности. На  полигон принимаются отходы I-IV классов опасности. 

В соответствии с пунктом 5.1 названные Правил полигон следует  размещать на земельных участках, на которых возможно осуществление  мероприятий и инженерных решений, исключающих загрязнение окружающей  среды с учетом требований СП 42.13330. 

Согласно пункту 6.1 того же акта полигон состоит из функциональных  зон: зона захоронения отходов, зона размещения заводов по обезвреживанию  отходов (сжигание, физико-химическая переработка, обезвоживание и  сокращение объема), административно-хозяйственная зона. 

Таким образом, суд апелляционной инстанции верно указал на то, что  полигон для размещения промышленных отходов является специально  оборудованным сооружением, имеющим специальный правовой режим в силу  предъявляемых к его размещению санитарно-гигиенических требований, что и  определяет его технические характеристики, изложенные в названных  нормативных актах. Полигон для размещения промышленных отходов является  объектом недвижимости, состоящим из совокупности зданий, сооружений и  поверхности земельного участка, предназначенного для обслуживания  полигона. 

Таким образом, эксплуатация полигона для размещения и утилизации  промышленных отходов сопряжена не только с эксплуатацией объектов  недвижимости, в связи с чем разрешенное использование земельного участка  для размещения полигона для промышленных отходов не может исчерпываться 


только эксплуатацией размещенных на земельном участке объектов  недвижимости. 

С учетом изложенного апелляционный суд пришел к обоснованному  выводу о том, что площадь земельного участка, имеющего разрешенное  использование – для размещения полигона промышленных отходов не может  определяться исходя из необходимости и достаточности такой площади для  размещения объектов недвижимости. 

Между тем, как было отмечено выше, обращаясь с заявлением об  утверждении схемы размещения земельного участка, а в последующем в  арбитражный суд, общество определяет разрешенное использование данного  участка - для эксплуатации принадлежащим заявителю объектов недвижимого  имущества. 

Таким образом, суд верно указал, что в результате осуществления  испрашиваемых обществом действий в нарушение требований положений  части 4 статьи 11.2 ЗК РФ произойдет раздел земельного участка с кадастровым  номером 02:19:230301:42 без сохранения разрешенного использования  образуемого земельного участка. Вместе с тем оснований для совершения таких  действий в обход установленной процедуры, не имеется. 

Доказательств определения границ и площади испрашиваемого  заявителем земельного участка, исходя из его первоначального разрешенного  использования - для размещения полигона для захоронения промышленных  отходов, в материалы дела не представлено. 

Утверждение схемы расположения земельного участка площадью,  необходимой для эксплуатации принадлежащих обществу объектов  недвижимого имущества, приведет к изменению разрешенного использования  исходного земельного участка без учета специального назначения объектов, а  также особого правового режима исходного земельного участка. 

В силу изложенного, суд апелляционной инстанции обоснованно указал  на то, что заявителем не представлено доказательств изменения фактического  использования земельного участка и размещенных на нем объектов  недвижимости применительно к требованиям, предъявляемым к объектам  размещения отходов по смыслу Федерального закона № 89-ФЗ. 

Согласно пункту 6.2 СП 127.13330.2017. СНиП 2.01.28-85 «Свод правил.  Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных  отходов. Основные положения по проектированию» в административно- хозяйственной зоне полигона для размещения промышленных отходов  располагаются административно-бытовые помещения, лаборатория; площадка  с навесом для стоянки спецмашин и механизмов; склад горюче-смазочных  материалов; котельная; сооружение для чистки и мойки спецмашин и  контейнеров; автомобильные весы. 

Принадлежащие обществу на праве собственности объекты по своему  назначению и характеристикам не являются объектами, относящимися к  административно-хозяйственной зоне полигона, что свидетельствует об их  отнесении к иным поименованным в пункте 6.1 названного Свода правил 


зонам, обусловленным основным целевым назначением полигона для  размещения промышленных отходов. 

В соответствии с частями 1-5 статьи 37 ГрК РФ разрешенное  использование земельных участков и объектов капитального строительства  может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования;  условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды  разрешенного использования. Применительно к каждой территориальной зоне  устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и  объектов капитального строительства. 

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах  землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного  использования земельных участков и объектов капитального строительства  соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37  ГрК РФ). 

Согласно части 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного  использования земельных участков и объектов капитального строительства на  другой вид такого использования осуществляется в соответствии с  градостроительным регламентом, которые принимаются в составе Правил  землепользования и застройки муниципального образования (пункт 3 части 2  статьи 30 ГрК РФ) при условии соблюдения требований технических  регламентов. 

Согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения  Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район  Республики Башкортостан территориальная зона, в границах которой  размещены свалки ТКО, относится к территориальной зоне П-1 «зона  производственных и коммунальных объектов, объектов инженерной и  транспортной инфраструктур I II III классов опасности», а также к зоне СП-1  «зона для размещения кладбищ, скотомогильников, объектов размещения  отходов размещения». 

В указанных зонах допускается размещение в качестве основного вида  разрешенного использования земельного участка скотомогильников,  захоронение отходов потребления и промышленного производства. Иные виды  разрешенного использования (условно разрешенного или вспомогательного),  кроме размещения зданий для персонала не допускаются. 

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел  к обоснованному выводу об отсутствии оснований для утверждения схемы  расположения земельного участка на кадастровом плане территории для целей  эксплуатации объектов недвижимости при наличии у исходного земельного  участка разрешенного использования «размещение и обслуживание полигона  для захоронения промышленных отходов ЗАО «Каучук». 

Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что формирование  испрашиваемого обществом земельного участка приведет к вкрапливанию в  земельный участок с кадастровым номером 02:19:230301:42, что противоречит  норме пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ


Таким образом, апелляционный суд, с учетом положений пункта 16  статьи 11.10, статьи 11.9 ЗК РФ верно указал на то, что оснований для  утверждения схемы расположения участка на кадастровом плане территории в  заявленной обществом редакции не имеется. 

Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, по существу  направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, и не  свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и  процессуального права. 

Факт приобретения объектов недвижимого имущества не у закрытого  акционерного общества «Каучук», на что ссылается заявитель жалобы, не  свидетельствует об отсутствии оснований для применения положений статьи  552 ГК РФ и статьи 35 ЗК РФ

Утверждение заявителя о том, что суд вышел за пределы заявленных  требований, установив наличие иных оснований для отказа в удовлетворении  заявления общества, является ошибочным. Согласно положениям статей 168,  170 АПК РФ суд обязан установить все значимые для дела обстоятельства и  применить нормы права, подлежащие применению. 

Отсутствие возражений третьих лиц относительно удовлетворения  заявленных требований, на что также указывает заявитель жалобы, не имеет  правового значения при рассмотрении спора. 

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся  основанием для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения  кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом  кассационной инстанции не установлено. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 06.07.2018 делу № А07-13046/2016 Арбитражного суда Республики  Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Энергоресурс» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Т.В. Сулейменова

Судьи И.А. Татаринова

 С.Э. Рябова