ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-3745/19 от 04.07.2019 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-3745/19

Екатеринбург

05 июля 2019 г.

Дело № А71-11239/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2019 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Гусева О.Г.,

судей Кангина А.В. , Кравцовой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу акционерного общества «Объединенная теплоэнергетическая компания» в лице филиала в г. Глазове (далее – общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики                         от 21.12.2018 по делу № А71-11239/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и  месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Удмуртской Республики прибыли представители общества  – Кузнецова А.И. (доверенность от 28.12.2018), Шуклина Е.В. (доверенность от 22.01.2019).

Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлениями о признании незаконными и отмене предписаний Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Глазова (далее – управление) от 05.06.2018 № 25-18 (дело № А71-11239/2018) и от  10.07.2018                № 40-18 (дело № А71-14039).

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики                               от 29.10.2018 дела № А71-14039/2018 и № А71-11239/2018 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу                               № А71-11239/2018.

Решением суда от 21.12.2018 (судья Калинин Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда               от 15.03.2019(судьи Гладких Е.О., Васева Е.Е., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Заявитель жалобы считает, что корректировка платы за отопление в многоквартирном доме № 24 по ул. Сибирская г. Глазова проведена в соответствии с пунктами 42 (1), 59 (1), 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила               № 354) и не требует перерасчета.

Общество указывает на то, что табличные сведения по объему тепловой энергии были предоставлены не заявителем, как указали суды в обжалуемых актах, а управлением в отзыве; из данной таблицы неясен расчет размера платы по нормативу потребления, так как период, используемый специалистом управления, не равен календарному месяцу, что регламентировано пунктом 37 Правил № 354; необходимо обратить внимание, что законодательством не предусмотрен учет фактического количества дней, в течении которых предоставлялась услуга по отоплению в течении конкретного месяца - стоимость потребленной коммунальной услуги рассчитывается исходя из площади помещения, норматива потребления теплоэнергии на отопление и тарифа на теплоэнергию. Таким образом, если отопительный период начался не с первого числа месяца или окончился не в последнее число месяца, то перерасчет за период непредоставления коммунальной услуги по отоплению в те дни, которые не входят в отопительный период, действующим законодательством не предусмотрен. При нормативном начислении стоимость коммунальной услуги будет одинаковой как за месяц, во все дни которого предоставлялась коммунальная услуга по отоплению, так и за тот месяц, часть дней которого не вошла в отопительный период, и в указанные дни отопление не предоставлялось.

По мнению заявителя жалобы, из текста предписания неясно, какие действия должно осуществить общество, отсутствуют разъяснения к расчётам, указанным в предписании, что нарушает требования законодательства о защите юридических лиц при осуществлении контроля. Предписание управления                      от 05.06.2018 № 25-18 обязывает заявителя в срок до 09.07.2018 произвести расчет платы коммунальной услуги отопление - корректировку размера платы за 2017 г. по кв. 19, 73 многоквартирного дома № 24 по ул. Сибирская                       г. Глазова в строгом соответствии спунктами 42 (1), 59 (1), 60 (1) Правил                   № 354, исходя из показаний общедомового прибора учета, среднемесячного и нормативного объема потребления тепловой энергии, а также начисленного размера платы за отопление потребителю за 2017 год. Пунктом 60 Правил                  № 354, неверное толкование которого вменяет обществу управление, предусмотрен расчет платы за отопление, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета. В многоквартирном доме № 24 по ул. Сибирская г. Глазова индивидуальные приборы учета тепловой энергии отсутствуют, корректировка платы за отопление производится по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (формула 3(2) Приложения № 2 Правил № 354), таким образом, норма права, указанная в пункте 60 Правил № 354, неприменима при проведении корректировки платы за отопление. Текст предписания сформулирован неясно и неточно, не конкретизирован; из текста предписания непонятно, какие действия должен совершить заявитель, в связи с чем оспариваемые предписания не соответствуют положениям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на общество обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, предписания невозможны для исполнения.

Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является единой теплоснабжающей организацией г. Глазова и осуществляет поставку коммунальных ресурсов: тепловой энергии, горячей воды потребителям                     г. Глазова, в том числе в спорный отопительный период. 09.08.2018 в управление через Глазовскую межрайонную прокуратуру поступили обращения жителей дома № 24 по ул. Сибирская г. Глазова с информацией о нарушении обществом требований законодательства в части проведения перерасчета за отопление.

На основании распоряжений от 21.05.2018 № 77-18, от 22.06.2018                  № 100-18 управлением проведены внеплановые документарные проверки общества в рамках государственного жилищного надзора с целью исполнения части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) при проверке информации, содержащейся в обращениях жителей дома                 № 24 по ул. Сибирская г. Глазова.

В ходе проверок установлено, что многоквартирный жилой дом № 24 по ул. Сибирская г. Глазова оборудован узлом учета тепловой энергии, теплоносителя; данный узел учета тепловой энергии находился на поверке с февраля 2017 г. по октябрь 2017 г., о чем свидетельствуют акты допуска (повторного) в эксплуатацию коммерческого узла учета тепловой энергии, теплоносителя, воды от 12.10.2017, 19.12.2017.

В марте 2018 г. обществом при проведении корректировки размера платы по отоплению жителям дома № 24 по ул. Сибирская г. Глазова произведен расчет платы за коммунальную услугу «отопление» (расчет корректировки) исходя из показаний общедомового прибора учета, среднемесячного и нормативного объема потребления тепловой энергии, а также начисленного размера платы за отопление потребителю за 2017 г.

Из представленных обществом данных по квартирам спорного многоквартирного дома следует, что заявитель при расчете корректировки применял размер платы за коммунальную услугу «отопление» в соответствии с фактическим потреблением по показаниям общедомового прибора учета и среднемесячному объему потребления тепловой энергии (рассчитанной исходя из показаний общедомового прибора учета за 2016 г.) по многоквартирному дому равной 1 269 778 руб. 33 коп., а объем потребленной тепловой энергии 1027,013 Гкал.

При расчете корректировки в отношении проверяемых квартир дома               № 24 по ул. Сибирская г. Глазова общий размер платы за коммунальную услугу отопление за 2017 г. рассчитан на основании платежных документов за 2 периода: с января по апрель 2017 г. и с июля по декабрь 2017 г.; общество не учитывало в расчете корректировки месяцы, рассчитанные по нормативу.

Таким образом, при проведении проверок управлением установлено, что общество допустило нарушение требований Правил № 354 в части проведения перерасчета за отопление.

По результатам проверки составлены акты от 05.06.2018 № 75-18,                 от 10.07.2018 № 108-18 и выданы предписания от 06.06.2018 № 25-18, в соответствии с которым в срок до 09.07.2018 необходимо произвести расчет платы коммунальной услуги отопление - корректировку размера платы за 2017 год по квартирам 19, 73 многоквартирного дома 24 по ул. Сибирская                     г. Глазова в строгом соответствии с пунктами 42 (1), 59 (1), 60 Правил № 354, исходя из показаний общедомового прибора учета, среднемесячного и нормативного объема потребления тепловой энергии, а также начисленного размера платы за отопление потребителям за 2017 г., от 10.07.2018 № 40-18, в соответствии с которым в срок до 10.08.2018 необходимо произвести расчет платы коммунальной услуги отопление - корректировку размера платы за                2017 г. по квартирам 10, 9, 13, 14, 83, 76, 77, 75, 72, 70, 69, 66, 65, 59, 61, 62, 63, 50, 55, 52, 49, 45, 42, 41, 39, 38, 37, 33, 29, 32, 35, 34, 28, 27, 24, 23, 20, 21, 17 многоквартирного дома 24 по ул. Сибирская г. Глазова в строгом соответствии с пунктами 42 (1), 59 (1), 60 Правил № 354, исходя из показаний общедомового прибора учета, среднемесячного и нормативного объема потребления тепловой энергии, а также начисленного размера платы за отопление потребителям за 2017 г.

Считая вынесенные управлением предписания от 05.06.2018 № 25-18 и                   от 10.07.2018 № 40-18 недействительными, нарушающими его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемые обществом предписания являются законными и не нарушают его права и интересы.

В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 постановления Правительством Удмуртской Республики             от 20.06.2016 № 252 «О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению» установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года.

На основании Правил № 354 корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенного по формуле 3 (1), производится исполнителем в первом квартале года, следующего за расчетным годом, по формуле 3 (2) (в редакции, действующей в спорный период):                                   

где:

Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;

Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.

Для показателя Pk.пр - размера платы за коммунальную услугу по отоплению, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год, требуются показания прибора учета за данный период.

В случае, если общедомовой прибор учета тепловой энергии вышел из строя или истек срок его проверки, расчет производится в соответствии с пунктами 59 (1), 60 Правил № 354 в следующем порядке: три расчетных периода по среднемесячному объему потребления за предыдущий отопительный период; а далее, начиная с четвертого, определяется исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг согласно пункту 42 (1) Правил № 354.

При дальнейшем вводе в эксплуатацию прибора учета период работы прибора, участвующий в корректировке, начинается с даты ввода/допуска.

В спорный период тариф на коммунальную услугу отопление составил 1236,38 руб./Гкал (приложение № 2 приказа Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от 20.12.2016 26/11, действовавшего в спорный отопительный период).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 постановления Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 554 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в многоквартирном доме и жилом доме Удмуртской Республики» норматив потребления равен 0,021 Гкал/м² в месяц отопительного периода.

Среднемесячный объем потребления тепловой энергии многоквартирного дома № 22 по ул. Пехтина г. Глазов рассчитан исходя из суточных показаний узла учета за 2016 г.

Площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома № 24 по ул. Сибирская г. Глазов составляет 4729,3 кв. м.

Судами установлено, что общество при расчете корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению многоквартирного дома № 24 по ул. Сибирская г. Глазова применяло размер потребленной тепловой энергии в соответствии с фактическим потреблением по показаниям общедомового прибора учета и среднемесячному объему потребления тепловой энергии (рассчитанный исходя из показаний общедомового прибора учета за 2016 г.) по многоквартирному дому, а норматив потребления, рассчитанный в связи с отсутствием прибора, был принят 0,014 Гкал/м² и учитывался также и в месяцы, в которых фактическое потребление тепловой энергии отсутствовало. Из пояснений расчета корректировки платы по данному многоквартирному дому, содержащихся в письме общества собственникам многоквартирного дома № 24 по ул. Сибирская города Глазова от 24.04.2018исх. № 307/ГФ-1383-ис, следует, что период с 01.05.2017 по 31.06.2017 не участвует в корректировке, так как в соответствии с пунктами 59 (1), 60 (1) Правил № 354 применение среднемесячного объема возможно не более трех расчетных периодов подряд, далее дом приравнивается к домам, не оборудованным прибором учета, и расчеты ведутся согласно пункту 42 (1).

Исходя из того, что пункты 59 (1), 60 (1) Правил № 354 не устанавливают, что по истечении предельных сроков использования среднемесячного объема потребления дом приравнивается к дому без общедомового прибора учета, а разъясняют необходимость рассчитывать потребление тепловой энергии в данные месяцы отопительного периода по нормативу, суды пришли к выводу о законности оспариваемых предписаний управления, которыми установлено, что общество допустило нарушение требований Правил № 354 в части расчета потребления тепловой энергии в месяцы отсутствия прибора учета тепловой энергии.

Судами отмечено, что предписания управления от 05.06.2018 № 25-18 и    от 10.07.2018 № 40-18 являются понятными и исполнимыми; приведенные в предписании формулировки доступны для понимания относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю в целях устранения причин выявленных и отраженных в предписании нарушений.

 Для исполнения оспариваемых предписаний общество вправе самостоятельно определить круг мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений в целях исполнения вынесенных управлением предписаний. Неуказание конкретного способа устранения нарушений, указанных в предписаниях, не затрагивает права и законные интересы заявителя, поскольку предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать для себя наиболее выгодные и приемлемые законные способы устранения выявленных нарушений. Кроме того, акты от 05.06.2018,                              от 10.07.2018 содержат конкретные указания и четкие формулировки относительно действий, необходимых совершить обществу в целях устранения нарушений.

В случае неясности порядка исполнения предписания общество вправе обратиться за разъяснениями в орган, выдавший предписание.

Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.

Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

  Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4                статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

   С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.

  Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.12.2018 по делу               № А71-11239/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Объединенная теплоэнергетическая компания» – без удовлетворения.

        Возвратить акционерному обществу «Объединенная теплоэнергетическая компания» из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 07.05.2019 № 111173 государственную пошлину в сумме 1500 руб.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                             О.Г. Гусев

Судьи                                                                          А.В. Кангин

Е.А. Кравцова