ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-4018/22 от 18.08.2022 АС Уральского округа

[A1]





АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-4018/22

Екатеринбург

Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2022 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2022 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Беляевой Н.Г., Краснобаевой И.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Комтранссервис» (далее – общество  «Комтранссервис») на решение Арбитражного суда Челябинской области от  17.12.2021 по делу № А76-8371/2021 и постановление Восемнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 08.04.2022 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,  путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на  сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании принял участие представитель общества –
Глушанков В.В. (доверенность от 01.01.2022).

Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с  заявлением о признании незаконным бездействия Министерства экологии  Челябинской области (далее - министерство экологии) по невключению: - в  таблицу 8.1. «Планы по строительству, реконструкции, выведении из  эксплуатации объектов обращения с ТКО» раздела 8 Территориальной схемы  обращения с отходами производства и потребления Челябинской области,  данных о планируемых строительстве объектов обработки, обезвреживания,  размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов с  характеристиками, поименованными в заявлении; - в таблицу 9.1. «Сведения об  оценке объема соответствующих капитальных вложений в строительство,  реконструкцию, вывод из эксплуатации объектов обращения с отходами»  раздела 9 Территориальной схемы обращения с отходами производства и  потребления Челябинской области, сведений об объеме необходимых  капитальных вложений в строительство объектов обработки, обезвреживания,  размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов с 


[A2] характеристиками, поименованными в заявлении; возложении на министерство  обязанности устранить указанные нарушения и внести данные о планируемых  строительстве обществом объектов обработки, обезвреживания, размещения  отходов, в том числе твердых коммунальных отходов в таблицы 8.1, 9.1. (с  учетом уточнения требований в порядке, статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации). 

Решением суда от 17.12.2021 в удовлетворении заявленных требований  отказано. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от  08.04.2022 решение суда оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе общество просит судебные акты отменить,  ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и  процессуального права. Заявитель полагает необоснованным вывод судов о  том, что исключение сведений о планируемых объектах обусловлено  поступлением замечаний в рамках процедуры общественных обсуждений,  поскольку часть замечаний со стороны министерства отклонены, обращения  (замечания) не касались строительства планируемых объектов; при этом  сведения о подлежащих строительству объектах обработки, обезвреживания,  размещение отходов не были исключены из первоначального проекта  территориальной схемы, в доработанном проекте территориальной схемы  соответствующие сведения сохранены. Как полагает заявитель, создание  полигона невозможно без получения заключения государственной экспертизы,  что, в свою очередь, не влияет на наличие сведений о планируемых объектах в  соответствующих разделах схемы. Общество отмечает, что в рамках процедуры  общественных обсуждений территориальной схемы, поступившие замечания не  являются основанием для исключения министерством подлежащих  строительству объектов, при этом мнения государственных органов, на которые  ссылается суд, не касались включения соответствующих объектов в  территориальную схему, либо были получены за пределами общественных  обсуждений, либо вне рамок процедуры Правил разработки, общественного  обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области  обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми  коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких  схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от  22.09.2018 № 1130 (далее – Правила). Общество указывает также, что  действующими нормативными правовыми актами оптимизация затрат на  транспортирование ТКО, минимизация риска срыва сроков создания объектов в  качестве оснований для исключения сведений о планируемых объектах  обращения с отходами, не предусмотрены. Общество отмечает, что для  соответствия инвестиционной программы, разрабатываемой в соответствии с  нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах  производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) на основании  соглашения об инвестиционном сотрудничестве от 07.09.2020, необходимо,  чтобы сведения о планируемых к строительству объектах обращения с  отходами были включены в территориальную схему обращения с отходами 


[A3] производства и потребления Челябинской области; стороны соглашения от  07.09.2020 полагали, что сведения о планируемых к строительству объектах  будут включены в территориальную схему в целях строительства объектов.  Заявитель считает, что министерством нарушены положения соглашения. 

В отзыве на кассационную жалобу министерство просит судебные акты  оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

В возражениях на отзыв общество полагает доводы министерства  необоснованными. 

Как следует из материалов дела и установлено судами, между  Управлением по имуществу и земельным отношениям администрации  Копейского городского округа и обществом заключен договор от 03.05.2018  аренды земельного участка с кадастровым номером 74:30:0701002:73,  находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу:  Челябинская область, г. Копейск, ул. Старопоселковая, д. 44, для  осуществления специальной деятельности: размещения, хранения, захоронения  обезвоженных и запрессованных отходов производства и потребления,  обезвреживания, накопления, обработки и утилизации твердо-коммунальных  отходов с извлечением всех полезных компонентов, запрещенных для  захоронения, производства биокомпоста и альтернативного топлива из твердо-коммунальных отходов. 

В целях осуществления строительства Экотехнопарка обществом  разработана инвестиционная программа в области обращения с твердыми  коммунальными отходами с целью получения тарифа на обработку,  обезвреживания и захоронения, в соответствии с которой предусматривался  вывод из эксплуатации объектов по обработке и захоронению, а также  создание нового современного Экотехнопарка по обработке, обезвреживанию,  утилизации и захоронению обезвоженных и запрессованных отходов. 

Общество 15.07.2020 обратилось в министерство с обращением о  разработке инвестиционной программы в области обращения с отходами и о  внесении предложений по корректировке территориальной схемы обращения с  отходами производства и потребления Челябинской области. 

Министерство письмом от 05.08.2020 № 01/7563 указало, что  мероприятия по созданию в 2021-2024 годах межмуниципального центра о  обращению с ТКО в границах Копейского городского округа в соответствии с  представленной инвестиционной программой в области обращения с ТКО на  2021-2047 годы будут учтены в Территориальной схеме при очередной  корректировке в 2020 году. 

В период с 05.10.2020 по 06.11.2020 проходило общественное  обсуждение Территориальной схемы, с окончательной датой направления  замечаний и предложений по проекту – 21.10.2020. 

В размещенном проекте схема потоков ТКО на территории Челябинской  области была приведена с учетом строительства Экотехнопарка, разделы 8 и 9 


[A4] содержали сведения о планируемом строительстве, объеме капитальных  вложений, предполагаемых сроках строительства Экотехнопарка на земельном  участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73, расположенном по адресу:  Челябинская обл., г. Копейск, р.п. Старокамышинск, ул. Старопоселковая, 44. 

Согласно заключению ООО «ЦКС» по планируемому объекту заявителя  указало на необходимость исключения объекта. Министерством замечание  отклонено, поскольку указанный вопрос может быть рассмотрен после  предоставления конкретных предложений и обоснованной позиции об  исключении перспективного объекта обезвреживания ТКО в г. Копейске из  Территориальной схемы. 

Замечание исполкома Общероссийского общественного движения  «Народный фронт» «За Россию» в Челябинской области по обоснованности и  целесообразности включения объектов общества, отсутствию информации по  экологической безопасности запланированных объектов, в том числе, риски  техногенных аварий в случае протечки фильтрата, попадание в почву через  подземные водные источники, через шахты, отклонено. 

Министерство указало, что информация об экологической безопасности  запланированных объектов отражается в материалах ОВОС, а также  определяется по результатам заключения государственной экологической  Экспертизы; в поступивших обращениях жителей выступили против  расширения полигона в г. Копейске и увеличения количества направляемого на  полигон ТКО; полигон расположен на шахтном поле шахты «Комсомольская»,  существует опасность подтопления отходов. 

Замечание учтено министерством, указано, что в разделе 8 будет указана  информация о том, что создание полигона на участке, граничащем с  существующим полигоном в г. Копейске, возможно только после получения  заключения государственной экологической экспертизы и иной  разрешительной документации в соответствии с требованиями действующего  законодательства к объектам размещения отходов. 


[A5] Общество обратилось в Министерство с письмом от 23.11.2020, в  котором указало свое несогласие с исключением (невнесением) из последней  редакции доработанного проекта Территориальной схемы перспективных  объектов обработки, обезвреживания, захоронения (Экотехнопарк),  строительство которых предусмотрено документами территориального  планирования, и просило внести данные о проектируемом строительстве  Экотехнопарка и изменения в раздел 7 данных о потоках с учетом  проектируемого строительства и его мощностей, ответа на данное письмо от  Министерства не последовало. 

Министерством издан приказ от 30.11.2020 № 797 о внесении изменений  в приказ от 24.12.2018 № 1562 и принята Территориальная схема в новой  редакции. 

Считая указанное бездействие Министерства незаконным, общество  обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из  следующего. 

В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений,  содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного  Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с  применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», 

для признания недействительными ненормативных правовых актов,  незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х  условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта,  решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому  акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами,  действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в  сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. 

Законом № 89-ФЗ определены правовые основы обращения с отходами  производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия  отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую  среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве  дополнительных источников сырья. 

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование,  обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных  отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним 

или несколькими региональными операторами в соответствии с  региональной программой в области обращения с отходами и территориальной  схемой обращения с отходами. 

В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в  том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке,  утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются 


[A6] территориальные схемы обращения с отходами (пункт 1 статьи 13.3 Закона   № 89-ФЗ). 

На основании статьи 6 Закона № 89-ФЗ к полномочиям субъектов  Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в  частности, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с  отходами. 

Судами верно указано, что из системного анализа содержащихся в  статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Закона № 89-ФЗ положений следует,  что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами  является одним из базовых нормативных документов, на основе которого  предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с  отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции),  осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с  твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с  твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в  области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и  проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и  строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания  отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами,  создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются  мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на  здоровье человека и окружающую среду. 

На основании пункта 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ, пункта 5 Правил  территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя, среди  прочего: - данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации,  обезвреживания отходов; - данные о планируемых строительстве,  реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации,  обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных  отходов. 

Пунктом 23 Правил установлено, что федеральные органы  исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской  Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования  тарифов, указанные в пункте 22 настоящих Правил, а также региональные  операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по  обращению с твердыми коммунальными отходами, граждане, организации,  иные заинтересованные лица по результатам рассмотрения проекта  территориальной схемы в срок не позднее 15 дней до дня истечения срока  общественного обсуждения проекта территориальной схемы направляют в  уполномоченный орган свои замечания и предложения при их наличии. 

Согласно пункту 24 Правил уполномоченный орган рассматривает все  замечания и предложения, указанные в пункте 23 настоящих Правил,  поступившие в установленный пунктом 23 настоящих Правил срок, и  подготавливает по итогам их рассмотрения заключение, содержащее  информацию об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о  причинах их отклонения. 


[A7] Заключение об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о  причинах их отклонения размещается уполномоченным органом на  официальном сайте не позднее 4 дней до дня окончания срока общественного  обсуждения. 

По результатам общественного обсуждения уполномоченный орган  дорабатывает в 30-дневный срок проект территориальной схемы (при  необходимости). 

В силу пункта 27 Правил территориальная схема утверждается  уполномоченным органом в течение 10 дней со дня окончания срока  проведения общественного обсуждения при условии отсутствия замечаний. 

При исследовании обстоятельств судами установлено, что схема  территориального планирования части территории Челябинской области  применительно к главному планировочному узлу города Челябинска  (территория Челябинской агломерации) утверждена постановлением  Правительства Челябинской области от 20.04.2016 № 172-П. 

Согласно разделу 3.3.2. Схемы (подраздел «Социальная инфраструктура  и культурно-бытовое обслуживание. Объекты специального назначения»)  вывоз и складирование твердых бытовых отходов будет осуществляться на  полигоне ТБО возле п. Старокамышинск. 

В дальнейшем на территории полигона ТБО планируется строительство  мусороперерабатывающего завода. 

Действующий полигон промышленных и бытовых отходов в г. Копейск  расположен на земельном участке с кадастровым номером: 74:30:0701002:19,  расположенном по адресу: Челябинская обл., г. Копейск, р.п. Старокамышинск,  участок находится примерно по направлению на юго-запад от ориентира  обогатительная фабрик, включен в государственный реестр объектов  размещения отходов, принимает для захоронения отходы с 2017 года. 

Для создания мусороперерабатывающего комплекса выделен земельный  участок с кадастровым номером 74:30:0701002:27, расположенный по адресу:  Челябинская обл., г. Копейск, юго-западнее полигона по утилизации твердых  бытовых отходов в жилом массиве Старокамышинск, с видом разрешенного  использования: для эксплуатации мусороперерабатывающего комплекса. На  указанном земельном участке с 2017 года эксплуатируется  мусоросортировочный комплекс по обработке твердых коммунальных отходов  мощностью 40 тыс.тонн/год. 

Согласно Схеме территориального планирования Территориальной  схемой, утвержденной в новой редакции приказом Министерства экологии  Челябинской области от 30.11.2020 № 797, предусмотрено направление на  МСК г. Копейск и полигон промышленных и бытовых отходов в г. Копейске  твердых коммунальных отходов Копейского городского округа (раздел 7  таблица 7.2.4 «Схема потоков ТКО в Челябинской области на 2021-2027 годы  (исходя из количества образующихся ТКО по данным натурных замеров)»). 

Обращаясь с рассматриваемым заявлением, общество полагает, что у  Министерства отсутствовали основания для невключения Экотехнопарка в  Территориальную схему, поскольку существующий полигон ТБО возле п. 


[A8] Старокамышинск рассчитан до 2024 года, земельный участок с кадастровым  номером 74:30:0701002:73 выделен в зону «складирование и захоронение  отходов», между обществом и Министерством заключено соглашение об  инвестиционном сотрудничестве. 

Как следует из материалов дела, решением Собрания депутатов  Копейского городского округа Челябинской области от 26.08.2020 № 911-МО в  генеральный план внесены изменения, земельный участок с кадастровым  номером 74:30:0701002:73 выделен в зону «складирование и захоронение  отходов». 

Однако создание Экотехнопарка на земельном участке с кадастровым  номером 74:30:0701002:73, расположенном по адресу: Челябинская обл., г.  Копейск, р.п. Старокамышинск, ул. Старопоселковая, 44, и направление на  указанный Экотехнопарк потоков ТКО, образованных на территории  Челябинского кластера, генеральным планом Копейского городского округа (в  ред. от 26.08.2020) не предусмотрено. 

В соответствии с подразделом «Предприятия коммунального  обслуживания» раздела 3.10 «Социальное и культурно-бытовое обслуживание  населения» генерального плана (в ред. от 26.08.2020): «С 01.01.2019  направление потоков отходов с территории Копейского городского округа  предусмотрено на мусоросортировочный комплекс (МСК) вблизи г. Копейск с  последующим размещением «хвостов» сортировки на полигон ТКО г. Копейск. 

На перспективу после ввода в эксплуатацию объекта концессионного  соглашения (полигона ТКО) вблизи д. Чишма Сосновского MP прием ТКО  после сортировки на МСК будет осуществляться региональным оператором.». 

Таким образом, суды пришли к выводу о соответствии территориальной  схемы (в ред. от 30.11.2020) Генеральному плану (в ред. от 26.08.2020): на МСК  г. Копейск и полигон промышленных и бытовых отходов в г. Копейске  направляются твердые коммунальные отходы Копейского городского округа  (раздел 7 таблица 7.2.4 «Схема потоков ТКО в Челябинской области на 20212027 годы (исходя из количества образующихся ТКО по данным натурных  замеров)»). 

Отклоняя довод общества о том, что расположение Экотехнопарка на  земельном участке 74:30:0701002:73 соответствует документам  территориального планирования (Схема территориального планирования),  обуславливает необходимость включения проектируемого Экотехнопарка в  Территориальную схему, обратное противоречит Генеральному плану, суды  исходили из следующего. 

В соответствии с частью 2 статьи 1 Градостроительного кодекса  Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления  функциональных зон, определения планируемого размещения объектов  федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного  значения (пункт 2). 

Документами территориального планирования муниципальных  образований являются схемы территориального планирования муниципальных 


[A9] районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских  округов (часть 1 статьи 18 ГрК РФ). 

В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального  планирования являются обязательными для органов государственной власти,  органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации  таких решений. Документы территориального планирования субъектов  Российской Федерации и документы территориального планирования  муниципальных образований не подлежат применению в части,  противоречащей утвержденным документам территориального планирования  Российской Федерации, со дня утверждения. 

Таким образом, при осуществлении градостроительной деятельности  является обязательным соблюдение требований Генерального плана. 

Вместе с тем, вопреки доводам заявителя, рассматриваемые положения  ГрК РФ фактически устанавливают запрет иного, чем предусмотрено  Генеральным планом использования земельного участка, без соответствующих  изменений в Генеральный план (в ред. от 26.08.2020) общество в принципе не  могло бы рассматривать данный земельный участок для создания  Экотехнопарка в отсутствие указания в генеральном плане расположения  земельного участка 74:30:0701002:73 в зоне «складирование и захоронение  отходов». 

В соответствии с пунктом 3 Правил территориальные схемы  разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами исполнительной  власти субъектов Российской Федерации в соответствии с документами  территориального планирования 

Таким образом, судами верно указано, что предусмотренное  Генеральным планом зонирование позволяет субъекту предпринимательской  деятельности определить возможные места осуществления уставной  деятельности, однако в любом случае определение использования земельного  участка в соответствии с зоной определяется в порядке, установленном  Законом № 89-ФЗ, Правилами, с учетом результатов общественного  обсуждения, факторов, которые могут повлиять на строительство и  эксплуатацию проектируемых объектов, влияния на окружающую среду. 

Общество в обоснование заявленных требований указывало также, что  невключение планируемого Экотехнопарка в Территориальную схему в ред. от  30.11.2020 № 797 является нарушением со стороны министерства соглашения  об инвестиционном сотрудничестве от 07.09.2020. 

Согласно пункту 2.1.3 Соглашения об инвестиционном сотрудничестве  Правительство Челябинской области обеспечивает координацию деятельности  органов исполнительной власти Челябинской области в сфере обращения с  отходами по включению инвестиционного проекта «Строительство комплекса  по сбору, обработке, обезвреживанию, утилизации, захоронению ТКО 3-5  класса опасности не менее 150 тыс.тонн/год (Экотехнопарка)» в  Территориальную схему в порядке, предусмотренном Правилами. 

В соответствии с частью 1 статьи 24.13 Закона № 89-ФЗ строительство,  реконструкция объектов накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, 


[A10] размещения твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с  инвестиционными программами. Инвестиционная программа разрабатывается  на основании территориальной схемы в области обращения с отходами. 

Следовательно, по мнению общества, необходимо включение в разделы 8  и 9 Территориальной схему сведений о планируемом строительстве, объеме  капитальных вложений, предполагаемых сроках строительства Экотехнопарка  на земельном участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73 для  исполнения соглашения об инвестиционном сотрудничестве от 07.09.2020. 

Как верно указано судами, соглашением об инвестиционном  сотрудничестве не определен конкретный земельный участок для  строительства Экотехнопарка, не указана территория р.п. Старокамышинск г.  Копейска Челябинской области. 

Выбор земельного участка для строительства Экотехнопарка в рамках  соглашения осуществляется инвестором – обществом. Риски, связанные с  невозможностью создания в рамках указанного соглашения Экотехнопарка на  выбранном земельном участке, невозможностью включения в  Территориальную схему инвестиционного проекта (Экотехнопарка) по причине  несоответствия (отсутствия документации, подтверждающей соответствие)  выбранной территории требованиям законодательства (в том числе  законодательства в области охраны окружающей среды), несет инвестор. 

Судами обоснованно отмечено, что Правила при внесении изменений в  Территориальную схему учитывают не только намерения общества  осуществлять деятельность на определенном земельном участке, но и иные  факторы, в том числе, результаты общественных слушаний, реальная  возможность размещения объектов на испрашиваемом земельном участке с  учетом природных и технологических факторов. 

Судами учтено, что договор аренды земельного участка с кадастровым  номером 74:30:0701002:73 № 18-00752 заключен 03.05.2018, однако на  протяжении 2,5 лет заявителем не были проведены инженерные изыскания на  указанном земельном участке, не была разработана проектно - сметная  документация с получением положительного заключения государственной  экологической и государственной градостроительной экспертизы для оценки  возможности создания Экотехнопарка на указанном земельном участке в  соответствии с требованиями действующего законодательства. 

В адрес Министерства обществом был предоставлен только проект  инвестиционной программы (письмо от 14.07.2020 № 140), без приложения  результатов инженерных изысканий, проектно-сметной и иной разрешительной  документации. 

Таким образом, невключение в Территориальную схему сведений об  инвестиционном проекте (Экотехнопарке) на этапе, когда у инвестора  (общество) отсутствует документация, подтверждающая возможность создания  Экотехнопарка на выбранном земельном участке, не является нарушением  условий соглашения об инвестиционном сотрудничестве. 


[A11] Кроме того, суды обоснованно исходили из того, что утверждение  Территориальной схемы осуществляется с учетом результатов общественного  обсуждения. 

Так, в рамках общественного обсуждения проекта Территориальной  схемы, проведенного с 05.10.2020 по 06.11.2020 в министерство поступило 23  обращения граждан о том, что жители против расширения полигона г.  Копейска и увеличения количества направляемых на полигон твердых  коммунальных отходов в связи с тем, что указанный полигон расположен на  шахтном поле шахты «Комсомольская» и существует опасность подтопления  отходов грунтовыми водами или возгорания полигона. 

По результатам рассмотрения указанного замечания министерством  принято решение о направлении на существующий полигон в г. Копейске  только твердых коммунальных отходов Копейского городского округа  (остальные твердые коммунальные отходы части муниципальных образований  Челябинского кластера после обработки на новом мусоросортировочном  комплексе (далее - МСК) в г. Копейске направлены на полигон ТКО в п.  Полетаево Сосновского муниципального района), а также о внесении в раздел 8  проекта Территориальной схемы сведений о том, что создание полигона на  участке, граничащем с существующим полигоном промышленных и бытовых  отходов в г. Копейске, возможно только после получения заключения  государственной экологической экспертизы и иной необходимой  разрешительной документации в соответствии с требованиями действующего  законодательства к объектам размещения отходов. 

Указанные сведения отражены в строке 12 таблицы № 1 и строке 4  таблицы № 2 заключения по результатам рассмотрения предложений и  замечаний, поступивших в рамках общественного обсуждения проекта  Территориальной схемы обращения с отходами Челябинской области от  заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органа  исполнительной власти Челябинской области, уполномоченного в области  государственного регулирования тарифов, региональных операторов по  обращению с ТКО, операторов по обращению с ТКО, граждан, организаций и  иных заинтересованных лиц от 30.10.2020 (далее - Заключение от 30.10.2020). 

В соответствии с пунктом 3 Заключения от 30.10.2020 для экспертной  оценки поступивших замечаний и предложений, позиции министерства по  результатам рассмотрения поступивших замечаний и предложений, а также  подготовки обоснованного мнения, Заключение от 30.10.2020 направлено в  адрес всех заявителей, от которых поступили замечания и предложения, а  также в адрес Координационного совета по вопросам экологии при  Губернаторе Челябинской области (письмо от 30.10.2020 № 01/11108) . 

В письме указано, что реконструкция (расширение) полигона в  Копейском городском округе вызывает опасения у Уральского  межрегионального управления Росприроднадзора. 

В рамках повторного общественного обсуждения проекта  Территориальной схемы, проведенного министерством в период с 9 по 25  ноября 2020 года, поступили обращения по вопросу целесообразности 


[A12] реализации инвестиционного проекта: - Министерства тарифного  регулирования и энергетики Челябинской области в части целесообразности  создания нового полигона в г. Копейске и направления твердых коммунальных  отходов части муниципальных образований Челябинского кластера на новый  МСК в г. Копейске (страница 3 Заключения от 20.11.2020); - ООО  «Комтранссервис+» в части разделения потоков твердых коммунальных  отходов части муниципальных образований Челябинского кластера на новый  МСК в г. Копейске, а хвостов сортировки твердых коммунальных отходов на  полигон в п. Полетаево Сосновского муниципального района (страница 7  Заключения от 20.11.2020); - ООО «Центр коммунального сервиса» в части  целесообразности направления твердых коммунальных отходов части  муниципальных образований Челябинского кластера на новый МСК в г.  Копейске (страница 12 Заключения от 20.11.2020); - 61 обращение граждан,  которые просят не допустить строительства нового полигона в г. Копейске и  отказаться от любых планов по направлению в г. Копейск ТКО других  населенных пунктов за исключением г. Копейска (страница 14 Заключения от  20.11.2020). 

Администрацией г. Копейска в письме от 20.02.2021 № 5281-пс  сообщено, что при реализации инвестиционного проекта по созданию  Экотехнопарка возникли следующие проблемы: - из-за размещения полигона на  полях посадки шахты «Комсомольская», в котловине бывшего озера  Камышиное происходит повышение естественного уровня воды, что приведет к  подтоплению зоны планируемого комплекса. При подъеме уровня воды  происходит разжижение продуктов гниения и их перенос с места захоронения в  водоносные слои; - жители прилегающих территорий поселков  Старокамышинск, Бажово, поселка шахты 50-й, поселка шахты 44-й, поселка  Зуевка, Петровка категорически против размещения комплекса, создаваемого в  рамках инвестиционного проекта. 

Обществом в ответе, направленном до даты опубликования Заключения  по результатам рассмотрения предложений и замечаний, поступивших в рамках  повторного общественного обсуждения проекта территориальной схемы  обращения с отходами Челябинской области от заинтересованных  федеральных органов исполнительной власти, органа исполнительной власти  Челябинской области, уполномоченного в области государственного  регулирования тарифов, региональных операторов по обращению с ТКО,  операторов по обращению с ТКО, граждан, организаций и иных  заинтересованных лиц от 20.11.2020, указано, что проводятся инженерные  изыскания. 


[A13] Сведения и документы об имеющихся заключениях государственных  экспертиз, подтверждающих возможность реализации инвестиционного  проекта на отведенном земельном участке, не представлены. 

По результатам рассмотренных обращений министерством принято  решение о корректировке разделов 7, 8, 9 проекта Территориальной схемы и  пересмотре планируемых мероприятий по созданию и реконструкции объектов  обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинском кластере,  сведения о реализации инвестиционного проекта (Экотехнопарка) были  исключены из проекта Территориальной схемы. 

Суды обосновано заключили, что пересмотр потоков твердых  коммунальных отходов и перечня планируемых объектов обращения с  твердыми коммунальными отходами (включая их характеристики) выполнен с  целью соблюдения баланса обращения с твердыми коммунальными отходами,  оптимизации затрат на транспортирование твердых коммунальных отходов  (включая недопущение образования избыточных транспортных плеч  транспортирования твердых коммунальных отходов от объектов обработки до  места захоронения твердых коммунальных отходов), минимизации рисков  срыва сроков создания объектов и нарушения баланса обращения с твердыми  коммунальными отходами (в том числе по причине невозможности создания  объектов из-за риска неполучения положительных заключений экспертиз,  подтверждающих возможность создания объектов в том числе на планируемом  земельном участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73 в г. Копейске. 

По результатам проведенных общественных обсуждений  Территориальная схема утверждена в новой редакции приказом Министерства  от 30.11.2020 № 797 в порядке, установленном Правилами. 

Таким образом, Министерством при утверждении Территориальной  схемы от 30.11.2020 были учтены результаты общественных обсуждений,  мнения Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской  области, Администрации г. Копейска, Росприроднадзора, указывавшие на  возможные негативные последствия размещения Экотехнопарка на земельном  участке с кадастровым номером 74:30:0701002:73 в г. Копейске. 

Основания, по которым Министерство не должно было учитывать  результаты общественных обсуждений и мнений компетентных органов власти,  предусмотренные Правилами, обществом не приведено. 

С учетом изложенного, в отсутствие совокупности условий, необходимой  для признания бездействия министерства по невключению в Территориальную  схему проектируемого обществом перспективного объекта Экотехнопарк  незаконным, в удовлетворении заявления отказано правомерно. 

При этом общество не лишено права обратиться в Министерство с  предложением о корректировке Территориальной схемы по основаниям,  предусмотренным подпунктами б, в пункта 30 Правил, по иному подходящему  земельному участку. 

Изложенные в кассационной жалобе доводы, по сути, сводятся к  изложению правовой позиции по существу спора и выражают несогласие  заявителя кассационной жалобы с выводами судов, с учетом установленных 


[A14] фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, выводы судов  об отсутствии совокупности условий, необходимой для признания бездействия  незаконным, не опровергают, не свидетельствуют о нарушении норм  материального и процессуального права, направлены на иное толкование норм  права, регулирующих спорные правоотношения, и на переоценку имеющихся в  материалах дела доказательств и установленных на их основании  обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в  силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ, в связи с чем подлежат  отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части  настоящего постановления. 

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих  отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной  инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации), судом кассационной инстанции не установлено. 

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению  без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

 решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.12.2021 по делу   № А76-8371/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 08.04.2022 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Комтранссервис» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий М.В. Торопова 

Судьи Н.Г. Беляева

 И.А. Краснобаева