ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-4025/22 от 25.08.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4025/22

Екатеринбург

26 августа 2022 г.

Дело № А76-27552/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю. В.,

судей Черкезова Е. О., Поротниковой Е. А.

при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании с использованием веб-конференции в режиме онлайн кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Миронова Антона Вячеславовича (далее – предприниматель  Миронов А.В., предприниатель) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.01.2022 по делу
№ А76-27552/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании проведенным с использованием веб-конференции в режиме онлайн приняли участие представители:

предпринимателя  Миронова А.В. – Шибаев А.С. (доверенность
от 10.06.2020), Казаков С.В. (доверенность от 10.06.2020, доверенность);

Челябинской таможни  – Кучинская В.В. (доверенность от 10.01.2022, диплом).

В судебном заседании объявлен перерыв до 25.08.2022.

Судебное разбирательство возобновлено 25.08.2022.

Предприниматель Миронов А.В. обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Челябинской таможне (далее – Челябинская таможня, таможня) о признании незаконными решений
от 25.03.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларациях на товары № 10511010/100519/0061501, № 10511010/170519/0065343,
№ 10511010/291119/0180099, № 10511010/280119/0010427,
№ 10511010/240419/0055183, № 10511010/150420/0060481,
№ 10511010/080520/0074395, № 10511010/121219/0187723,
№ 10511010/041219/0182603.

Определением суда от 10.08.2021 из возбужденного на основании указанного заявления дела № А76-21835/2021 выделено в отдельное производство дело № А76-27552/2021 об оспаривании решения таможни
от 25.03.2021 № 10511010/170519/0065343.

Решением суда от 26.01.2022  в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 26.04.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобепредприниматель  Миронов А.В. просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на положения пункта 4.29.7 ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014 и неправильное применение судами ГОСТ Р 58680-2019, который действует с 01.06.2020 и на дату подачи ДТ еще не действовал.

По мнению предпринимателя, ввезенные самокаты являются детскими товарами, поскольку соответствуют основному критерию по диаметру колеса (больше 120 мм), не относятся к спортивному инвентарю; самокаты нельзя использовать детям более 50 кг, что следует из пояснений производителя товара и инструкции по сборке и эксплуатации.

В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Как следует из материалов дела, 17.09.2019 предпринимателем представлена в Челябинскую таможню ДТ № 10511010/170519/0065343, в соответствии с которой задекларирован ввоз на территорию Российской Федерации из КНР товара – самокаты без двигателей, приводимые в движение непосредственным отталкиванием ноги человека, предназначенные для езды детей дошкольного и школьного возраста старше 3 лет, рама изготовлена из сплавов металлов с элементами из полимерных материалов, с двумя колесами, с маркировкой различных артикулов.

Заявленная таможенная процедура – выпуск для внутреннего потребления.

Товар ввезен на основании заключенного предпринимателем с компанией YIWU SKYWELL IN EXPORT AND EXPORT СО., LTD контракта
от 19.08.2019 № 20190819.

В графе 33 ДТ «Код товара» заявлен код ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 100 9 (Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности / трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные  игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере («в масштабе») и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов, трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол / прочие), ставка ввозной таможенной пошлины 10%.

В графе 36 ДТ «Преференции» заявлено применение ставки НДС в размере 10%, как в отношении ввозимых в Российскую Федерации детских товаров.

Таможня провела камеральную проверку ДТ
№ 10511010/170519/0065343, о чем составила акт от 11.02.2021, согласно которому установлено неправомерное заявление декларантом в отношении товара – самокаты с артикулом GT-200 в количестве 180 шт. ставки НДС – 10%, так как этот товар не является игрушками для детей и к нему подлежит применению ставка – 20%.

По итогам проверки таможней принято решение от 25.03.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ
№ 10511010/170519/0065343, которым выделены самокаты с артикулом GT-200 с маркировкой «SCOOTER», в отношении которых доначислен НДС по ставке 20%.

  Не согласившись с решением таможни предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.

  Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, так как  пришел к выводу о том, что у таможенного органа имелись основания для начисления предпринимателю НДС по ставке 20 процентов.

  Апелляционный суд счел данные выводы правильными и отказал в удовлетворении апелляционной жалобы.

  Кассационная инстанция, рассматривая материалы дела и доводы кассационной жалобы исходит из того, что  между сторонами нет спора о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

  Спорным является вопрос об отнесении самокатов  с артикулом GT-200 к детским товарам.

         В силу положений статьи 65, части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган должен доказать соответствие закону оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта.

         В свою очередь предприниматель должен доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований.

 Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе ставки налогов.

В силу положений подпункта 3 пункта 1 статьи 46 ТК ЕАЭС налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза относится к таможенным платежам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 164 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, по налогу на добавленную стоимость применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи.

В случаях, не указанных пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ  налогообложение производится по налоговой ставке 20 процентов (пункт 3 статьи 164 НК РФ).

Пунктом 2 статьи 164 НК РФ установлен перечень товаров, реализуемых на территории Российской Федерации, налогообложение которых производится по налоговой ставке 10 процентов, среди которых отдельно выделены  товары для детей - игрушки.

Коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004
№ 908 утверждены Перечни кодов видов товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов:

Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (код ОКВЭД);

–  Перечень кодов видов товаров для детей в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (код ТН ВЭД ЕАЭС).

Примечанием 1 к Перечню (в редакции постановления Правительства РФ от 06.12.2018 № 1487) предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов, необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товара, так и размерными признаками (при наличии размерных признаков).

В соответствии с Примечанием 3 к Перечню сочетание размерных признаков следует применять исходя из наименования товара.

Таким образом, в целях применения ставки налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе товаров на территорию Российской Федерации необходима совокупность принимаемых во внимание факторов – товар должен входить в Перечень; представлять собой игрушку, предназначенную для детей; при этом необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара и размерными признаками товара.

В Перечень включены товары – Игрушки на колесах для катания детей (трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили, квадроциклы и другие подобные игрушки на колесах для катания детей без моторов и электрических приводов), коляски для кукол; ввозимые на территорию Российской Федерации под кодами ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 100 1, 9503 00 100 9.

Согласно ТН ВЭД ЕАЭС коду 9503 00 100 9 соответствует товар, классифицируемый:

– по товарной позиции 9503 – трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере в масштабе) и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов;

– по товарной субпозиции 9503 00 100 – трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол;

– по товарной подсубпозиции 9503 00 100 9 – прочие.

Согласно Пояснениям к ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 9503 включаются игрушки на колесах – эти изделия обычно приводятся в движение с помощью педалей, ручных рычагов либо прочих простых устройств, передающих силовой импульс колесам посредством цепи или стержня или, как в случае некоторых самокатов, путем непосредственного отталкивания ноги человека от пола или земли. Другие типы игрушек на колесах для катания детей могут просто перемещаться или подталкиваться другим человеком, или двигаться с помощью мотора. В число таких игрушек, в частности входят двух- или трехколесные самокаты, предназначенные для езды детей, а также подростков и взрослых, с регулируемой или нерегулируемой рулевой колонкой и небольшими жесткими колесами или колесами с надувными шинами. Иногда они оборудованы рулем велосипедного типа, ручным тормозом или ножным тормозом на заднем колесе. К категории «Игрушки прочие» относятся игрушки, предназначенные для развлечения людей (детей и взрослых).

Ввоз на территорию Российской Федерации детских игрушек подлежит обязательной оценке соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек» (Решение Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 798 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек») (далее – Технический регламент ТР ТС 008/2011).

Требования Технического регламента ТР ТС 008/2011 распространяются на выпускаемые в обращение игрушки на единой таможенной территории Евразийского экономического союза.

Согласно статье 2 Технического регламента ТР ТС 008/2011 игрушка представляет собой изделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет.

Механические и физические свойства игрушек, характеризующие, в том числе и размерные признаки, определены в Межгосударственном стандарте «Игрушки. Требования безопасности. Механические и физические свойства» ГОСТ EN 71-1-2014 (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.09.2016 № 1198-ст) (далее – Межгосударственный стандарт).

В соответствии с Межгосударственным стандартом (Общие требования. Пункт 4.15.5. Игрушечные самокаты) игрушечные самокаты делятся на две группы – для детей с массой тела менее или равной: – 20 кг; – 50 кг. Масса тела в 20 кг соответствует примерно (95%) средней массе 5-летнего ребенка. Масса тела – 50 кг соответствует примерно средней массе 14-летнего ребенка (Обоснования и пояснения к Межгосударственному стандарту. Приложение 4, A.49 Игрушечные самокаты).

Вышеуказанные положения Межгосударственного стандарта согласуются с ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014 Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014 «Безопасность игрушек. Часть 1. Механические и физические свойства», согласно которому детским самокатом является игрушка для катания, которая двигается за счет мускульной силы ребенка или за счет других средств, может быть складной или нет, предназначенная для детей массой до 50 кг. Согласно пункту указанного ГОСТа масса тела 20 кг соответствует приблизительно средней массе ребенка в возрасте до 5 лет. Масса тела 50 кг соответствует приблизительно средней массе ребенка в возрасте до 14 лет.

В пункте 4.15.5.6 Межгосударственного стандарта определены размеры колес для игрушечных самокатов, предназначенных для детей, – диаметр передних колес должен быть не менее 120 мм.

В пункте 4.29.2 ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014 указано, что детские самокаты должны иметь предупреждения и указание предполагаемой массы тела ребенка. К ним должны прилагаться инструкции по применению и необходимые для этого меры предосторожности. Потенциальная опасность вождения самоката должна быть доведена до родителей или опекунов.

Пунктом В.2.20 ГОСТ Р ИСО 8124-1-2014 предусмотрено, что: детские самокаты для детей с массой тела до 20кг должны иметь этикетку: «20кг  максимум»; детские самокаты для детей с массой тела до 50кг должны иметь этикетку: «50кг максимум».

Таким образом, критериями отнесения самокатов к детским товарам (игрушкам) и применения льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 2 и пунктом 5 статьи 164 НК РФ, являются: наименование продукции (игрушечный самокат, детский самокат); весовая характеристика пользователя самоката; диаметр колес самоката; соответствие товара понятию «игрушка».

Из материалов дела следует, что размер колеса спорных самокатов составляет 200 мм.

В инструкции к самокату отдельно указано, что самокат нельзя использовать детям более 50 кг. Максимальная нагрузку на раму составляет 100 кг.

При этом в инструкции также указано, что вес 100 кг является испытательным.

Данное обстоятельство означает возможность применения такой нагрузки только в момент какого-либо испытания самоката на предмет проверки его характеристик, но никак не в процессе обычного использования.

Таможней не представлено доказательств того, что указанный в инструкции максимальный испытательный вес 100 кг означает возможность обычного использования самокатов пользователями с весом до 100 кг.

Также из инструкции следует, что  данный товар поименован как игрушка для использования детьми старше трех лет; изделие соответствует требованиям Технического регламента ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек»; по тексту инструкции периодически указывается на использование самоката детьми.

Кроме того, при декларировании товара декларантом был предъявлен сертификат соответствия № ЕАЭС RUC-CN.АБ87.B000552/19 со сроком действия с 09.01.2019 по 22.10.2020, то есть действующий на момент декларирования товара (17.05.2019).

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что  при декларировании спорного товара в графе 36 ДТ «Преференции» правомерно заявлено применение ставки НДС в размере 10%, как в отношении ввозимых в Российскую Федерации детских товаров.

Решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10511010/170519/0065343, которым самокаты с артикулом GT-200 с маркировкой «SCOOTER» подлежат обложению НДС по ставке 20%, является незаконным.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационную жалобу следует удовлетворить.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.01.2022 по делу
№ А76-27552/2021 и постановление Восемнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 26.04.2022 по тому же делу отменить.

       Признать незаконными и отменить  решение Челябинской таможни 
от 25.03.2021 о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товар № 10511010/170519/0065343.

       Взыскать с Челябинской таможни в пользу индивидуального предпринимателя Миронова Антона Вячеславовича судебные расходы в виде уплаты госпошлины по кассационной жалобе в сумме 150 руб.

       Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Ю.В. Вдовин

Судьи                                                                                    Е.О. Черкезов

Е.А. Поротникова