ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-4051/18 от 23.07.2018 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 № Ф09-4051/18

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2018 г.  Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2018 г. 

Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Ященок Т. П., Токмаковой А. Н.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел

в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при  содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания  «Уралсервис» (далее - общество «Уралсервис», общество) на решение  Арбитражный суд Челябинской области от 21.12.2017 по делу 

 № А76-29031/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 28.03.2018 по тому же делу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления 

в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы 

к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной  информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа. 

В судебном заседании принял участие представитель управления  Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее -  УФАС по Челябинской области, управление) - ФИО1 (доверенность 

от 09.01.2018 № 1).

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено  общество с ограниченной ответственностью «Пегас» (ранее - ООО «Удобные  деньги 5», далее - ООО «Удобные деньги 5»), представители которого 

в судебное заседание не явились.

Общество «Уралсервис» обратилось в Арбитражный суд Челябинской  области с заявлением о признании недействительным и отмене решения  управления от 16.08.2017. 


Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2017 (судьи  Шайхутдинов Е.М., Бастен Д.А., Четвертакова Е.С.) в удовлетворении  заявленных требований отказано. 

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда 

от 28.03.2018 (судьи Малышев М.Б., Кузнецов Ю.А., Бояршинова Е.В.)  решение суда первой инстанции оставлено без изменения. 

В кассационной жалобе общество «Уралсервис» просит названные  судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь 

на неправильное применение судами норм материального и процессуального  права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела,  доказательствам, представленным в материалы дела. 

Общество «Уралсервис» в кассационной жалобе указывает на нарушение  судом апелляционной инстанции норм процессуального права, выразившиеся 

в неполном, небеспристрастном рассмотрении данного дела, поскольку 

в судебном заседании коллегиальный состав судей рассматривал  апелляционную жалобу заявителя с заранее изготовленным судебным актом, о  чем свидетельствует короткий промежуток времени между опубликованием  резолютивной части постановления и постановления апелляционного суда,  изготовленного в полном объеме; судами обеих инстанций в нарушение норм  действующего законодательства приняты доказательства, не имеющие  отношении к установлению спорных обстоятельств в рамках рассматриваемого  дела (письмо Челябинской епархии), которые не могут быть признаны  относимыми и допустимыми; судами оставлен без внимания довод общества 

о принадлежащем доменном имени www.u-dengi.ru иной микорокредитной  организации. 

Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов  кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим  выводам. 

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением 

от 20.02.2017 № 1 управлением проведена внеплановая документальная  проверка ООО «Удобные деньги 5» с целью осуществления контроля за  соблюдением требований законодательства о рекламе. 

В ходе проверки управлением установлено, что спорная реклама  размещена на печатной продукции - карманном календаре, с одной стороны  которого на фоне общеизвестного изображения иконы Иисуса Христа,  стилизованным шрифтом воспроизведена молитва «Отче наш» со ссылкой  «Библия Матфея, 6:9-13», над которой размещено словосочетание «УДОБНЫЕ  ДЕНЬГИ». С другой стороны размещен непосредственно календарь без  указания года и вышеуказанная информация: «Удобные деньги Нужны  наличные? Звонок по России бесплатный on-line заявка: www.u-dengi.ru 8-800- 333-33-27». 

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 

в отношении общества «Уралсервис» и ООО «Удобные деньги» 03.05.2017 дела   № 22-08/2017, по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона 


от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон О рекламе) и впоследствии  вынесения оспариваемого решения от 16.08.2017 о признании содержания  рекламного объявления ненадлежащим (пункт 1), о выдаче предписания 

об устранении нарушений законодательства (пункт 2) и о передаче материалов  дела для возбуждения дела об административном правонарушении 

в отношении общества (пункт 3).

Полагая, что названное решение не соответствует требованиям  действующего законодательства, нарушает права и законные интересы,  общество «Уралсервис» обратилось в арбитражный суд с соответствующим  заявлением. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили 

из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого  ненормативного правового акта недействительным. 

В соответствии со статьей 5 Закона о рекламе реклама должна быть  добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная  реклама не допускаются. В рекламе не допускается использование бранных  слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том  числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной  категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных  государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов 

и т.д.

По смыслу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение  законодательства Российской Федерации о рекламе несут любые физические  или юридические лица, в том числе рекламодатели, рекламопроизводители,  рекламораспространители. 

Как установлено судами обеих инстанций, общество «Уралсервис»  является микрокредитной организацией и предоставляет населению  микрозаймы. 

Между обществом «Уралсервис» (принципал) и ООО «Удобные деньги  5» (агент) 15.12.2015 заключен агентский договор на осуществление действий  по выдаче займов населению, по условиям которого агент за вознаграждение  осуществляет от имени и за счет принципала юридические и иные действия. 

При рассмотрении данного спора судами дана оценка цветной копии  календаря (карманный), представленной в материалы дела, в соответствии 

с которой судами установлено, что на названном календаре указан телефонный  номер «8-800-333-33-27», который, согласно выписке из реестра Российской  системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального  агентства связи, входит в ресурс нумерации оператора связи 

ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» (оператором интеллектуальной  сети связи), присвоенный названным оператором обществу «Уралсервис». 

С учетом установленного суды пришли к выводу о том, что общество  «Уралсервис» является лицом, определившем объект рекламирования -  финансовую услугу по предоставлению микрозаймов, то есть рекламодателем. 

Судами также учтены обстоятельства проведения УФАС по Челябинской  области интернет-опроса пользователей информационно-


телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте управления,  направленного на исследование мнения потребителей на предмет наличия  (отсутствия) в данной рекламе оскорбительного сравнения в отношении  религиозных христианских символов, по результатам которого, из опрошенных  660 респондентов, 41% считает, что в рекламе содержатся оскорбительные  сравнения в отношении христианских символов, 59% считают, что такая  реклама допустима и не нарушает требований законодательства. 

Данный вопрос также вынесен управлением на обсуждение Экспертного  совета по применению законодательства о рекламе, действующего при УФАС  по Челябинской области, в рамках которого 17 человек признали размещенную  обществом рекламу ненадлежащей, «нет» - 1 человек, «воздержался» - 1  человек (протокол от 27.04.2017 № 1). 

Более того, о неодобрении спорной рекламы высказалась в ответ 

на обращение управления и Челябинская Епархия Русской православной  церкви в письме от 26.05.2017 № 232. 

Правильно применив указанные выше нормы права, учитывая тот факт,  что спорная реклама направлена на привлечение целенаправленного внимания  неопределенного круга лиц, принимая во внимание религиозное значение  общеизвестного изображения иконы Иисуса Христа с воспроизведенной  молитвой «Отче наш» («Библия Матфея, 6:9-13») с сопровождающим текстом  «УДОБНЫЕ ДЕНЬГИ», суды пришли к верному выводу о том, что обществом  при создании данной рекламы допущено неоправданное сравнение 

в использовании зрительных образов, применении словосочетаний  (выражений), которые в совокупности с предметом рекламирования не связаны  с религиозными символами, в связи с чем могут быть оскорбительными 

по отношению к православной церкви и религиозным чувствам верующих  христиан. 

Более того, спорная реклама не содержит никаких сведений 

о характеристиках, качестве либо иных потребительских свойствах  рекламируемой продукции. Напротив, внимание потребителей рекламы 

к продукции формируется не описанием ее свойств и качества,

а использованием христианской символики, при этом реклама доступна для  всех без исключения категорий населения, в том числе верующих христиан. 

С учетом установленного, поскольку размещением рекламы лицо, 

ее разместившее, преследует получение определенной материальной выгоды,  суды обоснованно отметили, что рассматриваемая реклама, содержащая  сравнения, не связанные с товаром, не может быть признана надлежащей. 

Принимая во внимание указанное выше и тот факт, что общество  «Уралсервис» является рекламодателем спорной рекламы, суды правомерно  квалифицировали данную рекламу в качестве ненадлежащей, и поддержали  выводу управления о наличии оснований для признания действий общества  нарушающих требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе. 

Довод общества «Уралсервис» о процессуальных нарушениях судом  апелляционной инстанции, выразившихся в неполном, небеспристрастном  рассмотрении данного дела судом кассационной инстанции рассмотрен 


и подлежит отклонению, поскольку факт подготовки проекта судебного акта  заблаговременно сам по себе не может свидетельствовать 

о небеспристрастности судебного состава, как и факт отказа в удовлетворении  ходатайства общества об отводе состава суда. Обществом не представлено  доказательств, подтверждающих заинтересованность, небеспристрастность  суда в исходе дела, либо наличие иных оснований, указанных в статье 21  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Ссылка общества о неправомерном принятии судами в качестве  доказательств письма Челябинской епархии подлежит отклонению, поскольку  данное письмо рассматривалось судами в совокупности с иными имеющимися  в данном деле доказательствами, свидетельствующими об оскорбительности  спорной рекламы, и основным доказательством во вмененном обществу  нарушении требований Закона о рекламе не являлось. 

Довод об указании на печатной продукции доменного имени,

не принадлежащего обществу «Уралсервис», не имеет в рассматриваемом  случае правового значения ввиду признания антимонопольным органом 

и судами названного общества рекламодателем в соответствии с пунктом 5  статьи 3, частью 6 статьи 38 Закона о рекламе. 

Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений  норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов 

в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. 

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражный суд Челябинской области от 21.12.2017 по делу

 № А76-29031/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 28.03.2018 по тому же делу оставить без изменения,  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  микрокредитная компания «Уралсервис» – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного  Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его  принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Е.А. Кравцова

Судьи Т.П. Ященок

 А.Н. Токмакова