Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4127/22
Екатеринбург
15 июля 2022 г. | Дело № А71-15518/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д.В., Ященок Т.П.,
при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее – общество «САХ», региональный оператор, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.02.2022 по делу № А71-15518/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель регионального оператора ФИО1 (доверенность от 01.02.2022).
Общество «САХ» обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления строительства и муниципального хозяйства Администрации муниципального образования «Завьяловский район» (далее – управление, заинтересованное лицо) от 25.08.2021 №42.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно 2 6667132_1265226 предмета спора, привлечен ФИО2 (далее – ФИО2).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе региональный оператор просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает на законность начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ‑ ТКО) по той причине, что в результате деятельности лица, владеющего земельным участком, образуются ТКО. Возражая против выводов судов относительно наличия права у регионального оператора начисления за указанную услугу лишь с момента возникновения (регистрации) права собственности на жилой дом, общество «САХ» утверждает, что обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях. Кроме того, региональный оператор настаивает на доказанности факта образования ТКО на спорном земельном участке.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в связи со следующим.
Как установлено судами, общество «САХ» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики.
С декабря 2019 года региональный оператор начисляет плату за коммунальную услугу «обращение с ТКО» на одного собственника земельного участка, расположенного по адресу: <...> – ФИО2
В рамках проверочных мероприятий управлением совместно с собственником земельного участка ФИО2, в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя общества «САХ» 17.08.2021 произведен выездной осмотр земельного участка, принадлежащего ФИО2, в ходе которого установлено, что на данном земельном участке расположена баня, теплица, дровяник, деревянный туалет. Узел учета электроэнергии установлен на периметре земельного участка, электроэнергия подведена к бане, иные коммунальные услуги не потребляются. Хозяйственная деятельность ведется в летнее время в выходные дни. По результатам осмотра управлением составлен акт осмотра от 17.08.2021.
Из анализа представленных в ходе проведения проверки платежных документов по оплате коммунальной услуги «обращение с ТКО», управлением установлено, что обществом «САХ» в нарушение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), подпункта «г» пункта 148(22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 в отсутствие установленного норматива потребления коммунальных услуг на земельный участок без жилого помещения - в период с декабря 2019 года произведено начисление за коммунальную услугу «обращение с ТКО».
По результатам проверки управлением составлен акт от 25.08.2021 №131 и выдано предписание от 25.08.2021 №42, согласно которому обществу в срок до 20.10.2021 предписано произвести сторнирование начисленных денежных средств, за период с 01.10.2019 по 25.08.2021 за коммунальную услуг «обращение с ТКО собственнику земельного участка по адресу: <...>; отменить начисления за коммунальную услуг «обращение с ТКО» собственнику земельного участка по адресу: <...> до момента регистрации жилых объектов капитального строительства на указанном земельном участке.
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Суды обеих инстанций при рассмотрении дела не установили совокупность оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказали заявителю в удовлетворении требований.
Оснований для иных выводов суд округа не усматривает в силу следующего.
Согласно статье 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 153, части 4 статьи 154, части 9 статьи 155 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (далее – Правила № 354).
В соответствии с понятиями, приведенными в пункте 2 Правил № 354 домовладение – это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты); коммунальные услуги – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; потребитель – собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту «ж» пункта 4 Правил № 354 потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах
В силу части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Руководствуясь вышеприведенными нормами, основываясь на положениях Правил № 354, в частности установленного ими порядка определения размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, суды заключили, что начисление платы за коммунальную услугу по ТКО обусловлено наличием права собственности или иного законного права пользования жилым домом (домовладением), постоянно или временно проживающих в жилом доме граждан.
С учетом того, что на спорном земельном участке жилые дома отсутствуют, права собственности на какие-либо объекты не зарегистрированы, имеющиеся постройки статусом жилого дома не обладает, судами сделан вывод об отсутствии в таком случае у регионального оператора законных оснований для начисления платы за обращение с ТКО.
В силу пункта 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, обязанность по заключению договора на вывоз ТКО возникает не только у собственников жилого дома или жилого помещения, но и у лиц, владеющих земельными участками на законных основаниях, в результате деятельности которых на указанных земельных участках образуются ТКО.
Между тем доказательств, подтверждающих фактическое (временное или постоянное) проживание в данном доме граждан, заявителем в материалы дела не представлено; проведенной проверкой факт образования ТКО не выявлен.
С учетом конкретных обстоятельств дела выводы судов о законности обжалуемого предписания заинтересованного лица в части требования произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО является правомерным.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.02.2022 по делу № А71-15518/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Е.А. Кравцова
Судьи Д.В.Жаворонков
Т.П. Ященок