Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4148/22
Екатеринбург
21 июля 2022 г. | Дело № А71-12622/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Вдовина Ю.В., Кравцовой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя (Главы крестьянско-фермерского хозяйства) Матвеева Якова Александровича на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2022 по делу № А71-12622/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя (Главы крестьянско-фермерского хозяйства) Матвеева Якова Александровича (далее - заявитель, ИП (Глава КФХ) Матвеев Я.А.) к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ИНН 1835016228, ОГРН 1021801656854) о признании незаконным планового выездного контрольного мероприятия (выездной проверки) проведенного в период с 19.07.2021 по 20.07.2021, о признании незаконными акта по результатам выездной проверки от 22.07.2021 № 66 и уведомления от 03.08.2021 № 04895-02/4 о возврате гранта на поддержку начинающего фермера, в связи с нарушениями условий предоставления гранта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель заявителя – ФИО3 (доверенность от 14.02.2022).
ИП (ФИО2 КФХ) ФИО1 обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным планового выездного контрольного мероприятия (выездной проверки) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство, заинтересованное лицо) проведенного в период с 19.07.2021 по 20.07.2021, а также о признании незаконными акта по результатам выездной проверки от 22.07.2021 № 66 и уведомления от 03.08.2021 № 04895-02/4 о возврате гранта на поддержку начинающего фермера в связи с нарушениями условий предоставления гранта (с учетом принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения требований).
Решением суда первой инстанции от 28.01.2022 в части признания незаконным акта по результатам выездной проверки от 22.07.2021 № 66 прекращено, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что судами неправомерно было отказано в удовлетворении ходатайств, несмотря на то, что именно они имеют непосредственное отношение к предмету доказывания по данному делу. Суд первой инстанции посчитал нецелесообразнымназначение судебной технической экспертизы по определению давности изготовления приказа. Суд вынес решение об отказе в иске, поскольку доказательств, подтверждающих доводы заявителя не было собрано, но по независящим от заявителя причинам.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, 14.11.2017 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Удмуртской Республике внесена запись о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Основным видом деятельности ИП (Главы КФХ) ФИО1 является выращивание зерновых культур, дополнительными видами деятельности является разведение молочного и крупного рогатого скота, производство сырого молока, предоставление услуг в области растениеводства, сельскохозяйственная деятельность после сбора урожая.
В соответствии с Положением о предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2015 года № 597 «Об утверждении положений о предоставлении грантов в рамках реализации подпрограммы «Достижение целевых показателей региональной программы развития агропромышленного комплекса» государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее Положение), Соглашением о предоставлении гранта на поддержку начинающего фермера от 08 июня 2018 года № 45 (далее - Соглашение) заявителю был предоставлен грант в сумме 1 955 000 рублей (л.д. 67-70).
Согласно пункту 46 Положения соблюдение заявителем условий (требований), целей и порядка предоставления гранта подлежит обязательной проверке Министерством.
В силу пункта 6.1. Соглашения заявитель дал согласие на осуществление Министерством проверок соблюдения заявителем условий, целей и порядка предоставления гранта и обязался обеспечить беспрепятственный доступ представителям Министерства к имуществу, приобретенному за счет гранта.
Во исполнение 46 пункта Положения приказом Министерства от 14.07.2021 № 358 «О проведении планового контрольного мероприятия» и в соответствии с Порядком осуществления Министерством сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики финансового контроля, утвержденным приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики от 02.07.2015 № 296 с учетом изменений, внесенных приказом Министерства от 26.11.2020 № 614 (далее - Порядок контроля) принято решение о проведении в отношении ИП (Главы КФХ) ФИО1 планового выездного контрольного мероприятия соблюдения условий, целей и порядка предоставления в 2018 году гранта на поддержку начинающих фермеров (л.д. 48-60).
Приказом Министерства от 14.07.2021 № 358 «О проведении планового контрольного мероприятия» для проведения проверки утвержден состав комиссии, в которую входит ФИО4 - начальник отдела финансового контроля и ФИО5 начальник сектора развития малых форм хозяйствования (пункт 2); также утверждена программа контрольного мероприятия (пункт 3) и срок проведения контрольного мероприятия в период с 19 по 20 июля 2021 года (пункт 4) (л.д. 48-49).
В связи с временной нетрудоспособностью ФИО5 приказом Министерства от 19.07.2021 № 375/1 в состав комиссии вместо ФИО5 включена ФИО6 - консультант отдела финансового контроля Министерства (л.д. 50).
14.07.2021 в соответствии с пунктом 25 Порядка контроля заявитель письменно ознакомлен с приказом Министерства о проведении проверки и с программой контрольного мероприятия, получив экземпляры уведомления и программы контрольного мероприятия (л.д. 66).
Во исполнение приказа Министерства от 14.07.2021 № 358 (с учетом внесения в него изменений приказом от 19.07.2021 № 375/1), а также в соответствии с Программой контрольного мероприятия от 14.07.2021 группой в составе: ФИО4 - начальник отдела финансового контроля и ФИО6 - консультант отдела финансового контроля в отношении ИП (Главы КФХ) ФИО1, проведена выездная плановая проверка по соблюдению условий, целей и порядка предоставления в 2018 году гранта на поддержку начинающих фермеров.
В ходе проведения проверки были рассмотрены следующие вопросы: соблюдение условий и порядка предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров (вопрос № 1); соблюдение целей предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров (вопрос № 2).
По вопросу № 1 (соблюдение условий и порядка предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров) установлено, что в соответствии с Положением о предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 декабря 2015 года № 597 «Об утверждении положений о предоставлении грантов в рамках реализации подпрограммы «Достижение целевых показателей региональной программы развития агропромышленного комплекса» государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее - Положение), Соглашением о предоставлении гранта на поддержку начинающего фермера от 08 июня 2018 года № 45 (далее Соглашение) заявителю был предоставлен грант в сумме 1 955 000 рублей.
По вопросу № 2 (соблюдение целей предоставления гранта на поддержку начинающих фермеров) было установлено, что в соответствии с приказом Министерства от 04.06.2018 № 0356 и Соглашением № 45, средства гранта в общей сумме 1 955 000 руб. перечислены на лицевой счет ИП (Главы КФХ) ФИО1, открытый в Управлении Федерального казначейства по Удмуртской Республике.
Денежные средства были перечислены на счет ИП (Главы КФХ) ФИО1 платежным поручением № 476764 от 25.06.2018.
По итогам проведения проверки Министерство пришло к выводу о несоблюдении ИП (Главой КФХ) ФИО1 условий представленного ему граната и о необходимости возврата в бюджет Удмуртской Республики предоставленного ему гранта в размере 1 955 000 руб.
По результатам выездной проверки Министерством составлен акт от 22.07.2021 № 66, копия которого вручена ИП (Главе КФХ) ФИО1 22.07.2021 (л.д. 61-64).
03.08.2021 ИП (Главе КФХ) ФИО1 было направлено уведомление от 03.08.2021 № 04895-02/4 о возврате гранта на поддержку начинающего фермера в связи с нарушениями условий предоставления гранта (л.д. 90).
Полагая, что выездная проверка Министерства, акт по результатам выездной проверки, а также в уведомление о возврате гранта являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что заявителем не доказано нарушение установленного порядка проведения проверки административным органом.
Выводы суда поддержаны апелляционной инстанцией, являются правильными, соответствуют обстоятельства дела и нормам материального права.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1).
Субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3).
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относятся разработка и реализация региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Гранты предоставляются начинающим субъектам малого предпринимательства - производителям товаров, работ, услуг (далее - субъекты), соответствующим критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
В целях реализации мер по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город Ижевск, в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2015 № 597 «Об утверждении положений о предоставлении грантов в рамках реализации подпрограммы «Достижение целевых показателей региональной программы развития агропромышленного комплекса» государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее - Постановление правительства Удмуртской Республики от 30.12.2015 № 597), утверждено Положение о предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров.
Судами установлено, что в соответствии с вышеуказанным Положением о предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров, утвержденным Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2015 № 597, а также Соглашением о предоставлении гранта на поддержку начинающего фермера от 08.06.2018 № 45 заявителю был предоставлен грант в сумме 1 955 000 руб.
Согласно пункту 1.2. Соглашения, грант предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год на указанные цели, лимитов - бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Министерству как Получателю средств бюджета Удмуртской Республики, по кодам бюджетной классификации расходов бюджета Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета Удмуртской Республики 882 «Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики», раздел 0400 «Национальная экономика», подраздел 0405 «Сельское хозяйство и рыбоводство», целевая статья 17r03R543A «Поддержка начинающих фермеров», вид расходов 812 «Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования соответствии с условиями и (или) целями предоставления» в рамках подпрограммы «Достижение целевых показателей региональной программы развития агропромышленного комплекса» государственной программы Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
Пунктами 2.3, 3.1.1 соглашения установлено, что получатель гранта обязан использовать грант исключительно в соответствии с планом расходов, согласно приложению № 1 к соглашению, являющемуся неотъемлемой частью соглашения.
Согласно пунктам 3.3.3 - 3.3.6 соглашения получатель гранта должен:
- обеспечивать достижение значений показателей результативности предоставления гранта, установленных в соответствии с подпунктом 3.1.2 настоящего соглашения;
- ежегодно представлять в министерство отчет о достижении значений показателей результативности предоставления гранта, установленных в соответствии с подпунктом 3.1.2 настоящего соглашения по форме, согласно приложению 3 к настоящему соглашению в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом;
- период расходования средств гранта представлять в министерство договоры купли-продажи (поставки), подряда (оказания услуг) и (или) счета на оплату (предоплату) приобретаемого имущества (услуг) для согласования с уполномоченными лицами министерства;
- представлять в казначейство для проведения операций по списанию средств с лицевого счета договоры купли-продажи (поставки), подряда (оказания услуг) и (или) счета на оплату (предоплату) приобретаемого имущества (услуг), согласованных уполномоченными лицами министерства и заверенных печатью министерства с изображением Государственного герба Удмуртской Республики.
Пунктами 3.3.13, 3.3.14 соглашения предусмотрена обязанность получателя гранта представлять в министерство один раз полугодие в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом: а) отчеты о расходовании средств гранта на поддержку начинающих фермеров по формам, утвержденным министерством, и по мере выполнения бизнес-плана (плана расходов); б) фотографии приобретенного имущества, выполненных работ, оказанных услуг.
Получатель гранта обязан в случае не достижения показателей результативности предоставления гранта, вернуть в течение десяти рабочих дней со дня получения письменного уведомления министерства, в бюджет Удмуртской Республики часть полученного гранта, размер которой определяется по формуле в соответствии с пунктом 43 положения.
В случаях нецелевого использования гранта, установления факта представления недостоверных документов или сведений для получения гранта, представления недостоверных и ложных сведений или поддельных документов при расходовании гранта, не достижения показателей результативности предоставления гранта, нарушения условий и порядка предоставления гранта, предусмотренных положением и (или) настоящим соглашением, средства гранта подлежат возврату в бюджет Удмуртской Республики в соответствии пунктами 42, 43 положения в порядке, предусмотренном пунктами 44, 45 положения (пункт 4.1. соглашения).
Таким образом, в соответствии с пунктом 40 положения о предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров, пунктом 2.3 соглашения, грант подлежал расходованию заявителем исключительно в соответствии с планом расходов развития крестьянского (фермерского) хозяйства на приобретение имущества, а именно: трактора МТЗ-82.1 в количестве 1 единицы стоимостью 1 300 000 руб.; погрузчика навесного фронтального ПКУ-0,8 в количестве 1 единицы стоимостью 140 000 руб.; пресс-подборщика ПР-145м в количестве 1 единицы стоимостью 440 000 руб.; косилки КРН-2.1 в количестве 1 единицы стоимостью 150 000 руб.; граблей ГКП-6,1 в количестве 1 единицы стоимостью 120 000 руб.; молодняка КРС (бычки) в количестве 28 голов на сумму 420 000 руб.; челюстного захвата силоса «Аллигатор» в количестве 1 единицы стоимостью 82 000 руб.; плуга ПЛН 3-35 в количестве 1 единицы стоимостью 50 000 руб.; удобрений в количестве 2,678 тонны на сумму 45 000 руб.; семян (овес, ячмень) в количестве 5,0 тонн на сумму 50 000 руб.
Однако, как следует из акта проверки от 22.07.2021 № 66, установлено судом и не оспаривается заявителем, предоставленный ИП (главе КФХ) ФИО1 на основании соглашения от 08.06.2018 № 45 грант в размере 1 955 000 руб. не был реализован им на цели, предусмотренные соглашением.
Доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении предпринимателем условий соглашения относительно расходования средств предоставленного гранта, в материалы дела не представлено.
Следовательно, уведомление министерства от 03.08.2021 № 04895-02/4, вынесенное в соответствии с пунктом 42 положения о предоставлении грантов на поддержку начинающих фермеров и пункта 3.3.6 соглашения и направленное ИП (Главе КФХ) ФИО1 о необходимости возврата в доход бюджета Удмуртской Республики сумму 1 920 050 руб., является законным и обоснованным.
Оспариваемое уведомление о возврате гранта вынесено Министерством в пределах предоставленных полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Поскольку совокупность оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемых планового выездного контрольного мероприятия (выездной проверки) в отношении ИП (Главы КФХ) ФИО1, а также уведомление Министерства о возврате гранта на поддержку начинающего фермера от 03.08.2021 № 04895-02/4, судом не установлена, решение об отказе в удовлетворении заявленного требования соответствует части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом апелляционной инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Иные доводы жалобы не влияют на оценку законности и обоснованности судебных актов, поэтому отклоняются арбитражным судом округа.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.01.2022 по делу № А71-12622/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя (Главы крестьянско-фермерского хозяйства) ФИО1 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Жаворонков
Судьи Ю.В. Вдовин
Е.А. Кравцова