ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-4422/22 от 31.08.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4422/22

Екатеринбург

05 сентября 2022 г.

Дело № А60-11408/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 05 сентября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Черкезова Е. О. ,

судей Вдовина Ю.В. , Поротниковой Е.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – Министерство) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2021 по делу № А60‑11408/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022  по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

         В судебном заседании приняли участие представители:

         Министерства – Остапова М.И. (доверенность от 08.02.2022, диплом);

Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Специализированная автобаза» (далее – предприятие) – Козлов И.А. (доверенность от 30.06.2022, диплом);

общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Верх-Исетская» - Прытков С.В. (доверенность от 28.01.2022, диплом).

Предприятие (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Министерству (ответчик) о взыскании 435 126 руб. 02 коп. задолженности по оплате услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), объем которых превышает 1 м3, на территории г. Екатеринбурга: пос. Северка, ул. Заводская (кадастровые номера: 66:41:0209092:1, 66:41:0209092:3); ул. 40-летия Комсомола, д. 1А (кадастровый квартал: 66:41:0706001:108); в районе пересечения Московского тракта с ЕКАД (Лесной массив) (кадастровый номер: 66:41:0307079:5); ул. Малышева, д. 36 (кадастровый квартал: 66:41:0401020:67); Московский тракт - ЕКАД (кадастровый номер: 66:41:0307003:1); ул. Красноуральская, 27/2 (кадастровый номер: 66:41:0303079:10).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Верх‑Исетская» (далее – общество «УК «Верх-Исетская»), Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью «Деловой центр», общество с ограниченной ответственностью «Сфера-М», общество с ограниченной ответственностью «Просперити», публичное акционерное общество «Уральский банк реконструкции и развития», территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, государственное бюджетное учреждение Свердловской области «Шарташский лесной парк», Администрация г. Екатеринбурга, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, общество с ограниченной ответственностью «Техстрой», индивидуальный предприниматель Кукарских Павел Владимирович, Ганбаров Азад Мамис оглы.

         Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2021 исковые требования удовлетворены частично в сумме 53 029 руб. 46 коп. основного долга, а также 1 426 руб. 26 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказано.

         Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 решение суда оставлено без изменений.

         В кассационной жалобе Министерство просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее - Правила № 1156) на регионального оператора возложена обязанность по установлению надлежащего правообладателя земельного участка. Министерство полагает, что образование несанкционированных свалок стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения арендаторами возложенной на них законом и договором аренды обязанности по надлежащему содержанию и использованию земельного участка. В связи с этим Министерство настаивает на том, что оно в рассматриваемом случае является ненадлежащим ответчиком.

Кроме того, Министерство считает, что лицом, являющимся ответственным за надлежащее содержание и благоустройство территории по адресу: г. Екатеринбург, ул. Красноуральская, 27/2, определено общество «УК «Верх -Исетская», следовательно, обязанность по надлежащему содержанию земельного участка и очистке территории от мусора возложена на управляющую компанию.

Министерство также отмечает, что является необоснованным включение в расчет стоимости ликвидации несанкционированной свалки рентабельности и общехозяйственных расходов, а также начисление налога на добавленную стоимость на эту сумму.

В отзывах на кассационную жалобу общество «УК «Верх-Исетская», предприятие и Администрация г. Екатеринбурга просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства – без удовлетворения.

  Поскольку иные выводы суда первой и апелляционной инстанций не обжалуются, их законность судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не проверяется.

Как следует из материалов дела, в адрес предприятия поступили сведения о принятии мер к ликвидации места несанкционированного размещения ТКО, объем которых превышает 1 м3, на территории г. Екатеринбурга по адресам: пос. Северка, ул. Заводская (кадастровые номера: 66:41:0209092:1, 66:41:0209092:3); ул. 40-летия Комсомола, д. 1А (кадастровый квартал: 66:41:0706001:108); в районе пересечения Московского тракта с ЕКАД (Лесной массив) (кадастровый номер: 66:41:0307079:5); ул. Малышева, д. 36 (кадастровый квартал: 66:41:0401020:67); Московский тракт - ЕКАД (кадастровый номер: 66:41:0307003:1); ул. Красноуральская, 27/2 (кадастровый номер: 66:41:0303079:10).

Предприятие направило уведомления об обнаружении мест несанкционированного размещения ТКО и необходимости его ликвидации ответственным лицам, в частности в Министерство. Предприятие ликвидировало собственными силами по названным адресам несанкционированное размещение ТКО, поскольку по истечении 30 дней с момента направления уведомления договор на оказание услуг по ликвидации несанкционированного размещения ТКО не заключен и не ликвидировано место несанкционированного размещения ТКО. Расходы предприятии по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО составили 435 126 руб. 02 коп., что подтверждается калькуляцией.

Неисполнение Министерством во внесудебном порядке требований предприятии послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим иском.

Суды, сделав выводы о том, что в рассматриваемом случае Министерство должно нести расходы по ликвидации несанкционированных свалок, отсутствие доказательств, принадлежности земельных участков к муниципальным землям или землям иных лиц, отсутствие доказательств того, что свалка на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0706001:108 ликвидирована, удовлетворили заявленные требования в части взыскания с Министерства сумме 53 029 руб. 46 коп. основного долга.

Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89‑ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Законом.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

В соответствии с пунктом 16 Правил № 1156 в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 м3, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее - место несанкционированного размещения ТКО), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней: а) уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов; б) уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17 Правил № 1156).

На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу статьи 2 Закона Свердловской области от 24.11.2014 «О перераспределении полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» полномочия органов местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.

Полномочия по распоряжению земельными участками является неотъемлемым полномочием собственника земельного участка, без которого право собственности на земельный участок прекращается.

Согласно подпункту 5 пункта 1 Положения о Министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2012 № 824-ПП, Министерство является уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприятие выполнило работы по ликвидации несанкционированной свалки в г. Екатеринбурге по адресам: пос. Северка, ул. Заводская (кадастровые номера: 66:41:0209092:1, 66:41:0209092:3); в районе пересечения Московского тракта с ЕКАД (Лесной массив) (кадастровый номер: 66:41:0307079:5); ул. Малышева, д. 36 (кадастровый квартал: 66:41:0401020:67); Московский тракт - ЕКАД (кадастровый номер: 66:41:0307003:1); ул. Красноуральская, 27/2 (кадастровый номер: 66:41:0303079:10), в отсутствие заключенного с Министерством договора.

При этом судами выявлено, что в отношении земельного участка, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. 40-летия Комсомола, д. 1А (кадастровый квартал: 66:41:0706001:108) отсутствуют основания полагать, что несанкционированная свалка ликвидирована с учетом наличия неисполненного решения Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 28.11.2017 по делу № 2‑6557/2017, которым на общество «ТехСтрой» возложена обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов на территории земельного участка с кадастровым номером 66:41:0706001:108.

Факт несения расходов по ликвидации несанкционированного размещения ТКО предприятием доказан. Расчет, взыскиваемой суммы, судами проверен и признан арифметически верным.

Кроме того, суды с учетом положений части 2 статьи 16, статьи 42 ЗК РФ, пунктов 2, 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 2 Закона Свердловской области от 24.11.2014 № 98-03 «О перераспределении полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования «город Екатеринбург» и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», подпункта 2.1 пункта 1 Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.1999 № 499-ПП «Об уполномоченных органах по управлению государственным имуществом Свердловской области», Пункта 18 Правил № 1156 верно указали, что именно Министерство является надлежащим ответчиком в рамках настоящего спора, в том числе и в отношении земельного участка по адресу г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 36 с кадастровым номером 66:41:0401020:67.

При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с Министерства в пользу предприятия долга по оплате услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО в сумме 53 029 руб. 46 коп.

Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные предприятием требования в названной части.

Доводы заявителя кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и направлены на переоценку фактических обстоятельств, имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что согласно статье 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.

         С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения. 

         Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2021 по делу № А60‑11408/2021 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022   по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                         Е.О. Черкезов

Судьи                                                                                     Ю.В. Вдовин

                                                                                                      Е.А. Поротникова