АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4614/18
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2018 г. Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее – Комитет) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2018 по делу № А07-32957/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее – Комитет) – ФИО1 (доверенность от 17.01.2018);
акционерное общество «Учалинский горно-обогатительный комбинат» (далее – общество «Учалинский ГОК», заявитель) – ФИО2 (доверенность от 21.03.2018).
Общество «Учалинский ГОК» обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Комитету о признании незаконным отказа в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для общества «Учалинский ГОК», изложенного в выписке из протокола заседания Правления Комитета от 07.09.2017 № 60, уведомлении об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии от 29.09.2017 № 03-0225-2017, об обязании возобновить тарифное дело об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2017-2021 годы, об обязании установить для общества «Учалинский ГОК» тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2017-2021 годы.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2018 (судья Давлеткулова Г.А.) требования заявителя удовлетворены, признан незаконным отказ в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для общества «Учалинский ГОК», изложенный в выписке из протокола заседания Правления Комитета от 07.09.2017 № 60 и уведомлении об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии от 29.09.2017 № 03-0225-2017. Также суд обязал Комитет возобновить тарифное дело об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2017-2021 годы и установить для общества «Учалинский ГОК» тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2017-2021 годы.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что судами нарушены положения Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 (далее – Критерии № 184), в силу пунктов 1 и 2 которых для признания владельца электросетевого хозяйства соответствующим указанным критериям необходимо наличие в его владении на законном основании объектами электросетевого хозяйства с соответствующими характеристиками на срок не менее долгосрочного периода регулирования, под которым в силу пункта 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования, Правила № 1178), понимается период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования.
По мнению Комитета, заявитель не представил документы, объективно подтверждающие соответствие заявителя пунктам 1 и 2 Критериев № 184, а представленные договоры аренды, заключенные на неопределенный срок не соответствуют указанным нормативным требованиям.
Также Комитет полагает, что судом нарушены установленные законодательством об электроэнергетике принципы организации экономических отношений и принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, поскольку соблюдение требований пунктов 1 и 2 Критериев № 184 является необходимым условием соблюдения принципов надежного функционирования электроэнергетики, соблюдения баланса интересов субъектов электроэнергетики, защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию, обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций
на производство, передачу и сбыт электрической энергии. Принятые судом в качестве надлежащих доказательств владения заявителем объектами электросетевого хозяйства на весь период регулирования договоры аренды и справки, по мнению Комитета, не являются надлежащими доказательствами, так как не подтверждают наличие во владении заявителя объектов электросетевого хозяйства на весь период регулирования, то есть до 2021 года.
В отзыве на кассационную жалобу общество «Учалинский ГОК» просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, общество «Учалинский ГОК» зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет основной государственный регистрационный номер 020202279460 и осуществляет деятельность по добыче и обогащению медной руды.
Общество «Учалинский ГОК» в лице Сибайского филиала на основании пункта 18 правил № 1178 обратилось в комитет с заявлением об открытии дела об установлении долгосрочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Башкортостан на 2017-2021 годы.
На основании этого заявления комитет открыл дело об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, о чем уведомил заявителя извещением от 11.08.2017 № ТЭК-1656/О.
По итогам рассмотрения заявления общества «Учалинский ГОК» Комитет отказал в установлении тарифа, что отражено в выписке из протокола заседания Правления Комитета от 07.09.2017 № 60 и уведомлении об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии от 29.09.2017 № 03-0225-2017.
В качестве основания отказа в установлении заявителю тарифа указано несоответствие общества «Учалинский ГОК» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Общество «Учалинский ГОК», считая решение комитета незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с соответствующим заявлением.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном и оптовом рынках.
В силу пункта 3 статьи 24 Закона № 35-ФЗ органы исполнительные власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 24 Правил № 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В случае выявления несоответствия юридического лица, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии.
Основания отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям установлены Критериями № 184. К критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям относится в том числе владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования силовыми трансформаторами, используемыми для осуществления регулируемой деятельности, и владение на праве собственности или на ином законном основании на срок не менее очередного расчетного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности (пункты 1 и 2 Критериев № 184).
Как следует из материалов дела, общество «Учалинский ГОК» на основании извещения об открытии дела об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии от 11.08.2017 № ТЭК-1656/О письмом от 21.08.2017 № 2907/140 направило в адрес Комитета дополнительные материалы, обосновывающие право на установление тарифа и подтверждающие произведенный расчет – в трех книгах на 1464 страницах, включая три действующих договора аренды объектов электросетевого хозяйства, представленные в качестве доказательства владения на законном основании имуществом, участвующим в оказании услуг по передаче электрической энергии. Сроки действия договоров: договор от 01.01.2015 № 2919/28/15 – неопределенный срок (пункт 5.1 договора); договор аренды
от 06.09.2010 № 2970/14 – срок действия до 01.08.2011, при этом договор считается продленным на неопределенный срок (пункты 7.1 и 7.2 договора); договор аренды от 12.12.2016 № 2907/28/16 – срок действия с 01.01.2017 по 31.12.2019, дополнительным соглашением от 26.07.2017 срок действия установлен с 01.01.2017 по 31.12.2021.
Таким образом, выводы судов о том, что позиция Комитета необоснованна, являются верными, поскольку законодатель не определяет перечень документов, подлежащих представлению в целях подтверждения соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, и требования к этим документам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии пунктом 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», договор аренды недвижимого имущества, заключенный на неопределенный срок, не подлежит государственной регистрации.
Кроме того, Законом также предусмотрены основания досрочного расторжения договора аренды, заключенного на определенный срок, по требованию арендодателя (статья 619 ГК РФ) и арендатора (статья 620 ГК РФ).
Следовательно, довод заявителя кассационной жалобы о том, что представленные договоры аренды, заключенные на неопределенный срок не соответствуют указанным нормативным требованиям, подлежит отклонению, поскольку законом не установлен запрет на заключение договора аренды электросетевого оборудования на неопределенный срок, равно как не установлены и предельные сроки аренды электросетевого оборудования.
Как верно отмечено судами, отсутствие государственной регистрации договора аренды объектов электросетевого хозяйства, заключенного на неопределенный срок, не свидетельствует о волеизъявлении участников сделки на создание арендных правоотношений на срок менее долгосрочного периода регулирования.
Также заявителем были представлены справки, подписанные уполномоченными представителями арендатора и арендодателей, об отсутствии у сторон намерения расторгать договоры аренды в течение ближайших 5 лет, т.е. до истечения долгосрочного периода регулирования.
Из материалов дела следует, что общество «Учалинский ГОК» являлось регулируемой организацией и до 2017 года осуществляло оказание услуг по передаче электрической энергии на платной основе с применением тарифов, установленных Комитетом. При установлении таких тарифов до 2016 года в подтверждение наличия прав владения электросетевым имуществом заявителем представлялись эти же договоры аренды имущества, которые были приняты Комитетом в качестве надлежащего подтверждения факта владения обществом «Учалинский ГОК» электросетевым оборудованием.
Выводы Комитета о несоответствии общества «Учалинский ГОК» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, являются неправомерными.
Поскольку в настоящее время обществом «Учалинский ГОК», осуществляется переток электрической энергии третьим лицам, незаконное решение Комитета об отказе заявителю в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ограничивает право заявителя на получение платы за выполнение комплекса технологических и оперативно-диспетчерских процедур для организации перетока электрической энергии третьим лицам, суды руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, правомерно возложили на Комитет обязанность возобновить тарифное дело и установить для заявителя тарифы на услуги по передачи электрической энергии на 2017- 2021 годы.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о необоснованности оспоренного решения Комитета об отказе в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для общества «Учалинский ГОК».
Оснований для переоценки выводов судов, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.01.2018 по делу № А07-32957/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2018 по тому же делу оставить без изменения,
кассационную жалобу Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Ю.В. Вдовин
Судьи Н.Н. Суханова
Е.А. Кравцова