Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4706/22
Екатеринбург
03 августа 2022 г. | Дело № А76-39310/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В. ,
судей Сухановой Н.Н., Гавриленко О.Л.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области (далее - МИФНС РФ № 23 по Челябинской области, инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2022 по делу №А76-39310/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представители налогового органа - ФИО1 (доверенность от 30.12.2021), ФИО2 (доверенность от 30.12.2021), ФИО3 (доверенность от 25.07.2022).
Ходатайство общества с ограниченной ответственностью «Лазурный берег «Тургояк» (далее - ООО «Лазурный берег «Тургояк», общество, налогоплательщик) об отложении судебного заседания отклонено.
ООО «Лазурный берег «Тургояк» обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к МИФНС РФ № 23 по Челябинской области о признании недействительным решения от 23.06.2021 № 8 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении НДС в сумме 143807,69 руб.
Решением суда первой инстанции от 17.02.2022 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 04.05.2022 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо указывает на то, что судами неправильно применены нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс, НК РФ). Считает, что представленные обществом документы свидетельствуют о приобретении товара физическим лицом - директором общества. В этой связи ссылается на отсутствие счетов-фактур, неотражение представленных обществом к проверке чеков в налоговых декларациях продавцов в качестве реализации товаров юридическим лицам и отсутствие в этих чеках наименования и ИНН покупателя.
Общество в представленном отзыве просит кассационную жалобу инспекции оставить без удовлетворения, судебные акты без изменения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, 26.02.2021 заявителем представлены в налоговый орган первичная и уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2020 года, в соответствии с которой, к возмещению из бюджета предъявлен НДС в сумме 1684170 руб.
В этой связи налоговым органом в период с 26.02.2021 по 26.04.2021 проведена камеральная налоговая проверка указанных деклараций, результаты которой отражены в акте от 11.05.2021 № 2856 (т. 1 л.д. 36-53), по итогам рассмотрения которого инспекцией принято решение от 23.06.2021 № 8 об отказе в возмещении частично суммы НДС, которым заявителю отказано в возмещении из бюджета НДС в сумме 152775 руб. (т. 1 л.д. 54).
Решением УФНС России по Челябинской области № 16-07/006627 от 21.09.2021, вынесенном по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение МИФНС РФ № 23 по Челябинской области от 23.06.2021 № 8 оставлено без изменения (т. 1 л.д. 8-9).
Полагая решение инспекции от 23.06.2021 № 8 незаконным в части отказа в возмещении НДС в сумме 143807,69 руб., общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суды пришли к выводу о незаконности решения инспекции в оспоренной заявителем части.
Выводы судов являются законными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что по итогам камеральной проверки инспекция пришла к выводу о неправомерности предъявления заявителем к вычету и возмещению НДС за 4 квартал 2020 года в сумме 143807,69 руб. поскольку налогоплательщиком не представлены счета-фактуры на сумму стоимости приобретенного товара - 872429,76 руб., и этот товар приобретен не обществом, а физическим лицом для личных целей.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ, объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 145 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг).
Налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на вычеты, установленные статьей 171 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая; комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных нрав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ.
В силу статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ, вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном этой статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи. После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
Таким образом, по общему правилу налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты и возмещение НДС из бюджета при наличии надлежащим образом оформленных счетов-фактур, принятии товаров (работ, услуг) к учету на основании первичных учетных документов и при условии приобретения товара (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС.
Как установлено в ходе камеральной проверки, заявитель в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2020 года вместо счетов-фактур отразил кассовые чеки на сумму 872429,76 руб. (в том числе НДС 143807,69 руб.), выданные продавцами-юридическими лицами ООО «Деловые линии», ООО «Леруа Мерлен Восток», ООО «Касторама Рус», ООО «Икеа Дом», ООО «Оби Франчайзинговый центр», ООО «Опт и розница», АО «Тандер», ООО «ДНС ритейл», ООО «Новатэкавтозаправочные комплексы», ООО «Ритейл», ООО «Метро кэш энд керри», ООО «Молл», ООО «Спортмастер», ПАО «Детский мир» и индивидуальными предпринимателями ФИО4 и ФИО5 за приобретение Товара (ерш, лента шторная панельная, скамья, гирлянда, подсвечник фонарь, бусы новогодние, набор ягод, набор яблок, набор шаров, ель оникс и др.). При этом, счета-факты на эти поставки обществом не представлены, а указанные чеки не отражены продавцами в разделе 9 (книга продаж) налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2020 года по коду операции «01» (при реализации товара юридическому лицу).
Обществом по требованию налогового органа представлены: копии товарных и кассовых чеков (с выделенной суммой НДС отдельной строкой), приходных ордеров, выданных указанными продавцами-юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за приобретение товара; авансовые отчеты директора налогоплательщика ФИО6
Исходя из указанных обстоятельств, налоговый орган пришел к выводу о том, что товар, отраженный в кассовых чеках на сумму 872429,76 руб. (в том числе НДС 143807,69 руб.) приобретен не налогоплательщиком, а физическим лицом (директором общества) для личных целей. В этой связи инспекцией отказано заявителю в предоставлении налоговых вычетов по НДС за 4 квартал 2020 года в сумме 143807,69 руб. и в возмещении этой суммы налога из бюджета.
Разрешая спор по существу, суды правомерно исходили из следующего.
Надлежащим образом оформленная счет-фактура является одним из условий предоставления налогоплательщику права на применение налоговых вычетов по НДС и возмещение налога из бюджета.
Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 № 384-О и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 № 17718/07, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику налоговых вычетов по НДС.
В отсутствие счета-фактуры налогоплательщик вправе применить налоговый вычет при наличии иных документов, подтверждающих сумму НДС, предъявленную поставщиками к оплате при расчетах за поставленные товары (работы, услуги). При этом, выделение в кассовом чеке суммы НДС позволяет налогоплательщику в случае отсутствия счета-фактуры подтвердить сумму предъявленного к оплате НДС и включить ее в состав налоговых вычетов.
В рассматриваемой ситуации представленные заявителем документы (кассовые чеки с выделением НДС в цене товара, авансовые отчеты руководителя общества и приходные ордера на сумму 872429,76 руб. в полной мере позволяют установить обстоятельства приобретения товара (место продажи товара, дату, наименование продавца), отражают сумму покупки и выделенный в ней НДС, то есть, содержат все необходимые сведения для подтверждения права общества на налоговый вычет.
Производивший оплату товара директор общества, принимал от общества денежные средства и представлял отчетность об их использовании. Применительно к отражению приобретенного товара обществом в своем бухгалтерском учете и целям приобретения товара - для осуществления обществом операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС (для использования при строительстве обществом отеля в качестве предметов внутреннего обихода), в акте проверки и решении налогового органа претензий не предъявляется. Доказательств неиспользования товара обществом в своей предпринимательской деятельности не представлено. Более того, представленными обществом в материалы судебного дела оборотно-сальдовыми ведомостями, карточкой и анализами счета, приказами и договором о выдаче директору корпоративных карт для расчетов, требованиями-накладными, банковскими ордерами, фотоматериалом подтверждается факт использования товара в предпринимательской деятельности заявителя. Достоверность этих документов налоговым органом аргументировано не оспорена.
Отсутствие счетов-фактур заявитель объясняет разумными причинами - продолжительным сроком оформления документов по сделкам с юридическими лицами - поставщиками товара, являющимися крупными торговыми сетями, в условиях ограничительных мер, что при условии сжатых сроков строительства отеля, влечет риск срыва исполнения обществом своих договорных обязательств.
То есть, в данном случае, факт наличия подтверждающих документов (кассовые чеки с выделенной суммой НДС, авансовые отчеты и приходные ордера директора налогоплательщика), а также реальность осуществленных хозяйственных операций (приобретение, оплата, реальность товара) и их цель (использование для операций общества, подлежащих обложению НДС), подтверждают выполнение заявителем требований налогового законодательства в части подтверждения права на налоговый вычет по НДС.
Ссылка инспекции на отсутствие в разделе 9 (книги продаж) налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2020 года продавцов товара, а также в книге покупок заявителя кода операции «01» (указываемого при реализации и приобретении товара в отношении юридического лица), также правомерно отклонена судами, поскольку право на получение налогоплательщиком вычетов по НДС не поставлено в зависимость от правильности отражения операции в своей отчетности и отчетности его контрагентов.
Довод инспекции о приобретении спорного товара директором общества для личных целей документально не подтвержден (в ходе проверки это обстоятельство не выяснялось), номенклатура и количество такого товара исключает его использование в личных целях физическим лицом, а потому позиция инспекции в указанной части обоснованно не принята судами во внимание.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2022 по делу №А76-39310/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Жаворонков
Судьи Н.Н. Суханова
О.Л. Гавриленко