ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-4751/22 от 29.08.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-4751/22

Екатеринбург

01 сентября 2022 г.

Дело № А50-27490/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Вдовина Ю. В.,

судей Поротниковой Е. А., Черкезова Е. О.

при ведении протокола помощником судьи Мингазовой Г.Р. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи, а также путем веб-конференции кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью  Спортивно-стрелковый клуб «Центр стрелковой подготовки» (далее – общество «Центр стрелковой подготовки», стрелковый клуб,  общество ) на решение Арбитражного  суда Пермского края от 03.02.2022  по делу № А50-27490/2021 и постановление Семнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Определением Арбитражного суда Уральского округа от 15.08.2022 судебное разбирательство отложено на 29.08.2022.

В судебном заседании, проведенном  с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края приняли участие представители:

общества «Центр стрелковой подготовки» – Чегодаев С.Н. (директор, паспорт), Стороженко И.В. (доверенность от 12.10.2021, удостоверение);

Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пермскому краю (далее – заинтересованное лицо, Управление) – Майстренко М.В. (доверенность от 09.01.2020, диплом).

В судебном заседании, проведенном с использованием веб-конференции в режиме онлайн, принял участие представитель общества «Центр стрелковой подготовки» – Дрозд Д.О. (доверенность от 10.08.2022, удостоверение адвоката).

Общество «Центр стрелковой подготовки» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению о признании незаконными решений от 24.09.2021 об аннулировании разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему: серии РФ № 0052289, сроком действия до 11.09.2023, серии РФ № 0052288, сроком действия до 27.02.2024, серии РХИ № 0166660, выданных обществу 02.04.2021.

На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Общероссийская спортивная общественная организация «Федерация практической стрельбы России»(далее – общественная организация, Федерация ).

Решением суда от 03.02.2022 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Центр стрелковой подготовки» просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений пунктов 20-21 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее – Правила оборота оружия), абзаца 3 части 4 статьи 9, пункта 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ), Федерального закона
от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ), приказа МВД России от 12.04.1999 № 288 об утверждении Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее – Инструкция № 288), Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного приказом  Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 14.01.2020 № 8 (далее – Административный регламент № 8), Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретении гражданского, служебного оружия и патронов, утвержденного приказом  Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 27.02.2019 № 63 (далее – Административный регламент № 63),

По мнению стрелкового клуба, вывод суда о предоставлении заинтересованному лицу договора о сотрудничестве от 20.10.2020 № 339, заключенному с общественной организацией, с целью подтверждения наличия статуса спортивной организации, имеющей право использовать в своей деятельности оружие, права хранить и использовать в своей деятельности оружие и патроны к нему, противоречит вышеуказанным положениям законодательства, поскольку статус спортивной организации, осуществляющей деятельность в стрелковых видах спорта, определяется Уставом организации и для подтверждения данного статуса заключение каких-либо договоров с общественной организацией не требуется.

Вместе с тем, обществом заключен договор о сотрудничестве с Региональной общественной спортивной организацией «Федерация практической стрельбы Пермского края» №1/09-2021, которая с 14.02.2019 включена в Реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций под номером-кодом 1195902827С.

Кроме того, общество в силу действующего законодательства является субъектом, имеющим право на приобретение оружия как спортивный клуб, осуществляющий свою деятельность в соответствующем виде спорта, связанным с использованием оружия (пункт 3 статьи 10, пункт 5 статьи 10 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ).

В силу указанного закона общество обязано иметь лицензию, для получения которой необходимо представить ряд документов.

Однако, в числе предусмотренных законом документов, для получения лицензии в целях подтверждения спортивного статуса организации, осуществляющей свою деятельность в соответствующем виде спорта, связанным с использованием оружия, не предусмотрено представление договора со спортивной федерацией и договора на использование каких-либо норм обеспечения спортивным оружием и патронов к нему.

Такого основания для отказа  в выдаче лицензии, как отсутствие договора с общественной организацией нет.

Правила оборота оружия (пункты 20-21) возлагают обязанность по установлению норм обеспеченности оружием и патронами к нему для спортивных организаций только на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.

При этом общество считает, что право на приобретение оружия спортивными организациями установлено законом, и поэтому нормы обеспечения, устанавливающие количество единиц на одного спортсмена не могут влиять на наличие данного субъективного  права.

Пунктом 9 Административного регламента  № 63 предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения юридическим лицом спорной лицензии.

Договор о сотрудничестве спортивной организации с какой-либо общественной организацией в области спорта не требуется; статус спортивной организации, имеющей право на использование оружия  и патронов, от отсутствия такого договора не утрачивается и не может ограничить возможности получить лицензию при соблюдении иных условий, предусмотренных законодательством.

Аннулирование лицензии происходит в строго определенных законодательством случаях, к которым спорная ситуация не относится.

При этом в период с 2014 по 2020 годы общество получило 21 разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему без заключения каких-либо договоров об использовании норм обеспеченности.

Управление в отзыве на кассационную жалобу просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу общества без удовлетворения.

В отзыве на кассационную жалобу третье лицо считает судебные акты законными и обоснованными просит оставить их без изменения.

При рассмотрении спора судами установлено, что 23.09.2021 в Управление поступило заявление Федерации о расторжении с 01.09.2021 с обществом «Центр стрелковой подготовки» договора о сотрудничестве
от 20.10.2020 № 339, которым  предусмотрена возможность использования обществом норм обеспеченности.

Должностным лицом Управления подготовлено заключение от 24.09.2021 об аннулировании разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему РХИ № 0166660.

Данное заключение направлено в адрес общества Управлением письмом от 24.09.2021 № 592/8054.

В связи с аннулированием разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему РХИ № 0166660 Управлением подготовлены заключения от 24.09.2021: об аннулировании разрешения на хранение и использование оружия серии РФ № 0052288 об аннулировании разрешения на хранение и использование оружия серии РФ № 0052289.

Данные заключения направлены в адрес общества Управлением 24.09.2021.

Полагая, что решения Управления об аннулировании разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему являются незаконными, нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решения являются законными, обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Обе инстанции пришли к выводу о том, что в связи с отсутствием иных норм обеспечения, кроме как установленных Федерацией и предоставляемых только на основании гражданско-правового договора, общество в отсутствие договора со спортивной федерацией и иных норм обеспечения не соблюдает Правила оборота, что является основанием для аннулирования разрешений.

Расторжение договора, по мнению судебных инстанций, свидетельствует об отсутствии факта осуществления обществом деятельности в каком-либо виде спорта, связанном с использованием оружия, следовательно, у Управления имелись правовые основания для принятия оспариваемых решений.

Суд кассационной инстанции считает данные выводы ошибочными, исходя из следующего.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ.

Согласно статье 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в частности, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; требовать от юридических лиц и граждан представления документов (копий), письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

В силу подпункта 19 пункта 1 названного положения Росгвардия организует и осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия, частной охранной или частной детективной деятельностью; ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации учет оружия и патронов к нему.

Исходя из статьи 2 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на: гражданское; служебное; боевое ручное стрелковое и холодное.

Как определено статьей 3 Федерального закона от 13.12.1996  № 150-ФЗ, к гражданскому оружию относится оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты, а также в культурных и образовательных целях.

Гражданское оружие подразделяется на: 1) оружие самообороны; 2) спортивное оружие; 3) охотничье оружие; 4) сигнальное оружие; 5) холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации; 6) оружие, используемое в культурных и образовательных целях.

Статьей 10 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым относятся в том числе: физкультурно-спортивные организации и (или) спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих виде или видах спорта, связанных с использованием оружия (спортивные организации).

Согласно положениям частей 1 и 4 статьи 15 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ для выполнения своих уставных задач спортивные организации имеют право приобретать спортивное и охотничье оружие.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Уставом общества основными видами его деятельности являются: деятельность в области спорта, в том числе содействие в развитии стрелкового спорта, практической и пулевой стрельбы в Пермском крае; содействие обеспечению безопасного и квалифицированного использования огнестрельного оружия гражданами в соответствии с действующим законодательством; объединение граждан для содействия развитию и совершенствования навыков стрельбы из огнестрельного оружия, а также содействие обучению частных охранников и частных детективов, а равно иных сотрудников организаций с особыми уставными задачами, обращению с оружием.

В связи с этим, и на основании пункта 30 статьи 2 Федерального закона
от 04.12.2007 № 329-ФЗ, общество «Центр стрелковой подготовки»
относится к физкультурно-спортивной организации, осуществляющей свою деятельность в стрелковых видах спорта, в том числе пулевой и практической стрельбе, связанных с использованием оружия.

Таким образом, статус общества как спортивной организации, имеющей право для выполнения своих уставных задач использовать в своей деятельности оружие, и, соответственно, иметь право хранить оружие и патроны к нему при наличии разрешения, подтверждается материалами дела.

В силу положений части 4 статьи 15 Федерального закона
от 13.12.1996 № 150-ФЗ общество приобретает оружие по лицензиям, выдаваемым
федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Приобретенное оружие подлежит регистрации в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

В части 3 статьи 9 Федерального закона
от 13.12.1996 № 150-ФЗ
определено, что в заявлении о выдаче лицензии указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия.

Заявитель также обязан представить учредительные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган запрашивает также в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц (сведения, содержащиеся в ней), если указанная выписка не была представлена заявителем по собственной инициативе.

 Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания (часть 4 статьи Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ).

 При этом данный закон не содержит положений, предусматривающих в целях получения лицензии предоставить для подтверждения спортивного статуса организации, осуществляющей свою деятельность в соответствующих видах спорта, связанных с использованием оружия, договор со спортивной федерацией и договор на использование каких-либо норм обеспечения спортивным, охотничьим либо иным видом гражданского оружия и патронов к нему.

Такого основания для отказа в выдаче лицензии, как отсутствие договора со спортивной федерацией, предоставляющего право осуществлять деятельность  в соответствующем виде спорта, связанном с использованием оружия, включающего право на использование каких-либо норм обеспечения спортивным, охотничьим либо иным видом гражданского оружия и патронов к нему, Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ не предусмотрено.

Выдача лицензий регулируется Правилами оборота оружия и Административным регламентом № 63.

В соответствии с пунктом 21 Правил оборота оружия выдача Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальными органами лицензий на приобретение спортивного и охотничьего оружия спортивным организациям осуществляются на основании заявлений руководителей указанных организаций и предприятий в соответствии с нормами их обеспечения таким оружием, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Данные Правила не возлагают на общество предоставление договора со спортивной федерацией и договора на использование каких-либо норм обеспечения оружием, поскольку обязанность по установлению норм обеспечения возложена на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации.

При этом нормы обеспечения определяют только количество оружия и патронов к нему на одного спортсмена и не влияют на наличие у общества права на приобретение оружия и патронов.

Порядок выдачи лицензий на приобретение спортивного и охотничьего оружия спортивным организациям установлен  в пунктах 2, 9, 11 Административного регламента № 63.

Пунктом 2 указанного регламента установлен круг заявителей, в соответствии с которым заявителями являются юридические лица, имеющие право на приобретение оружия на территории Российской Федерации, указанные в статьях 9-10, 12, 15 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 2.4 регламента к ним отнесены физкультурно-спортивные организации и спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих виде или видах спорта, связанных с использованием оружия.

Пунктом 9  Административного регламента № 63 установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения лицензии, среди которых не указан какой-либо договор со спортивной федерацией.

При этом пунктом 11 регламента запрещается требовать от заявителя: предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов к нему.

Таким образом, выводы судов о том, что в связи с расторжением гражданско-правового договора о сотрудничестве с Федерацией утрачивается связь между законным использованием оружия и спортом, в котором общество осуществляет деятельность, утрачивается право пользования нормами обеспечения, утвержденными Федерацией, что в силу пункта 21 Правил оборота оружия означает лишение права общества на приобретение оружия и патронов к нему, не соответствуют Федеральному закону от 13.12.1996 № 150‑ФЗ и иным нормативным актам, поскольку ни один из нормативных актов, регулирующих выдачу спортивной организации лицензии на приобретение гражданского оружия и патронов к нему, не содержит требований по предоставлению для получения лицензии договора со спортивной федерацией для подтверждения статуса спортивной организации, осуществляющей свою деятельность в соответствующем виде спорта, связанном с использованием оружия и позволяющего использовать какие-либо нормы обеспечения спортивным, охотничьим либо иным видом гражданского оружия и патронов к нему.

Отсутствие такого гражданско-правового договора не влечет утрату связи между законным использованием оружия и спортом, в котором общество осуществляет уставную деятельность, поэтому также не влечет утрату правового статуса и субъективного права, позволяющего обратиться за получением лицензии в уполномоченный орган.

Отсутствие отношений с Федерацией, предмет которых обозначен в договоре, не может влиять на право юридического лица обладать оружием в соответствии со своими уставными задачами, поскольку такие задачи могут выполняться обществом и без отношений с Федерацией.

Фактически данный договор, как его толкует третье лицо, и оценивает содержание суд, ограничивает правоспособность спортивного клуба.

При таких обстоятельствах у заинтересованного лица отсутствовали основания для инициирования процедуры аннулирования лицензии по пункту 106 Административного регламента № 8, поскольку  нет оснований, предусмотренных положениями  статьи 26 Федерального закона
от 13.12.1996 № 150-ФЗ.

Также кассационная инстанция учитывает, что  с 2014 года по 2020 год общество в течение семи лет получило 21 разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему без заключения каких-либо договоров об использовании норм обеспеченности.

Вместе с тем, обществом заключен договор о сотрудничестве с Региональной общественной спортивной организацией «Федерация практической стрельбы Пермского края» №1/09-2021, которая с 14.02.2019 включена в Реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций под номером-кодом 1195902827С.

Кроме того, кассационная инстанция считает обоснованным довод кассационной жалобы о том, что не является основанной на законе ссылка суда на Стандарты и правила вида спорта «Практическая стрельба», поскольку данные правила не регулируют оснований приобретения и утраты права на приобретение оружия и патронов к нему, установленных специальным законом об оружии; не соответствие спортивной  организации указанным стандартам при соблюдении правил, позволяющим получить спорную лицензию, установленных Законом об оружии и соответствующими Административными регламентами, не может влечь отказ в выдаче соответствующего разрешения или его аннулирование.

При таких обстоятельствах оспариваемые ненормативные акты являются незаконными и нарушают права и интересы стрелкового клуба, что в силу положений статей 198, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет их отмену.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационную жалобу следует удовлетворить.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 03.02.2022 по делу № А50-27490/2021 и постановление Cемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2022 по тому же делу отменить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными решения Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Пермскому краю от 24.09.2021 об аннулировании разрешений на хранение и использование оружия и патронов к нему: серии РФ № 0052289, сроком действия до 11.09.2023, серии РФ № 0052288, сроком действия до 27.02.2024, серии РХИ № 0166660, выданных обществу с ограниченной ответственностью Спортивно-стрелковый клуб «Центр стрелковой подготовки» 02.04.2021.

Взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии по Пермскому краю в пользу общества с ограниченной ответственностью Спортивно-стрелковый клуб «Центр стрелковой подготовки» 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                       Ю.В. Вдовин

Судьи                                                                                    Е.А. Поротникова

Е.О. Черкезов