Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4901/22
Екатеринбург
02 августа 2022 г. | Дело № А47-4453/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2022 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О. Л., Сухановой Н. Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу Прокуратуры Оренбургской области (далее также заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01 2022 по делу № А47-4453/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс»
(далее - заявитель, ООО «ТеплоЭнергоРесурс») - ФИО1 (доверенность от 17.05.2022);
Прокуратуры Оренбургской области - ФИО2 (доверенность от 14.01.2022).
ООО «ТеплоЭнергоРесурс» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Прокуратуре Оренбургской области о признании незаконным и отмене представления об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов водоснабжения от 24.03.2021 № 7-02-2021; об обязании Прокуратуры Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Светлинского района Оренбургской области, Администрация Муниципального образования Светлинского поссовета Светлинского района Оренбургской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее - Министерство, Минстрой).
Решением суда первой инстанции от 26.01.2022 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое представление признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 решение суда оставлено в силе.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит решение постановление судов отменить, указывая на то, что ООО «Теплоэнергоресурс» было обязано, приступив к эксплуатации объектов после ООО «ВодСток», актуализировать паспорта безопасности. Исходя из обстоятельств, которые были установлены в ходе прокурорской проверки и подтверждены в ходе судебных заседаний, должностные лица ООО «Теплоэнергоресурс» достоверно знали, что на объектах Головная насосная станция и склад хлора необходимо проводить мероприятия по антитеррористической безопасности, в том числе после 2018 года в отношении них были разработаны паспорта безопасности, прошло категорирование, назначены ответственные должностные лица, которые прошли специальные инструктажи, организация добровольно, осознавая необходимость исполнения императивных требований закона о противодействии терроризму несла расходы по обеспечению антитеррористической безопасности рассматриваемых объектов.
Выводы суда, сформированные на том, что не имелось оснований для обеспечения антитеррористической защищенности Головной насосной станции и склад хлора только в связи с тем, что данные объекты не включены в перечь, при одновременном включении в него ООО «Теплоэнергоресурс» являются формальными и противоречивыми, как обстоятельствам так и основам федерального законодательства о противодействии терроризму. Кроме того, 27.02.2022 между ОО «Теплоэнергоресурс» и администрацией МО Светлинский поссовет Светлинского района Оренбургской области заключено соглашение о расторжении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, в том числе в отношении объектов, указанных в оспариваемом представлении, в связи с чем, имеются основания для прекращения производства по делу.
Общество в представленном отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании решения о проверке от 04.03.2021 № 21 Прокуратурой Светлинского района Оренбургской области в период с 04.03.2021 по 19.03.2021 проведена проверка соблюдения требований антитеррористического законодательства в ООО «ТеплоЭнергоРесурс» на объектах водоснабжения.
Прокуратурой Светлинского района Оренбургской области установлено, что согласно концессионному соглашению в отношении объектов водоснабжения от 27.02.2017, заключенному между администрацией МО «Светлинский поссовет» и ООО «ТеплоЭнергоРесурс», к числу объектов, переданных во владение и пользование ООО «ТеплоЭнергоРесурс» относится Головная насосная станция, располагающаяся вблизи Верхнее-Кумакского водохранилища, предназначенная для осуществления деятельности по предоставлению коммунальной услуги водоснабжения населению МО «Светлинский поссовет» и иным потребителям, а также находящийся на территории фильтровальной насосной станции склад баллонов с хлором (далее - проверяемые объекты).
В период проверки Прокуратурой Светлинского района Оренбургской области у ООО «ТеплоЭнергоРесурс» запрошены имеющиеся паспорта безопасности на Головную насосную станцию, располагающуюся вблизи Верхне-Кумакского водохранилища и склад с баллонами хлора.
В свою очередь ООО «ТеплоЭнергоРесурс» были представлены паспорта безопасности на Головную насосную станцию Верхнее-Кумакского водохранилища и склад хлора, ранее находящихся в ведении ООО «ВодСток» и утвержденные 27.08.2014.
Ознакомившись с вышеуказанными документами, Прокуратура Светлинского района Оренбургской области пришла к выводу, что имеющиеся паспорта безопасности на Головную насосную станцию Верхнее-Кумакского водохранилища и склад хлора, ранее находящихся в ведении ООО «ВодСток» и утвержденные 27.08.2014, утратили свою актуальность и не соответствуют требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1467. Паспорта безопасности объектов водоснабжения - Головной насосной станции располагающейся вблизи Верхне-Кумакского водохранилища и склада с баллонами хлора, в установленном порядке по утвержденной форме не разрабатывались, категорирование объекта не производилось.
По итогам проверки в адрес ООО «ТеплоЭнергоРесурс» Прокуратурой Светлинского района Оренбургской области вынесено представление от 24.03.2021 № 7-02-2021.
Не согласившись с вынесенным представлением, ООО «ТеплоЭнергоРесурс» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении данного заявления суды пришли к выводу об обоснованности требований общества, отметив, что обязанность по разработке паспорта безопасности проверяемых объектов у заявителя возникла лишь после получения от Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области надлежащего уведомления от 01.12.2021 № 126 дсп.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1, Закон о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Реализуя эти полномочия, прокурор согласно статье 22 Закона о прокуратуре вправе, в том числе, вносить представления об устранении выявленных нарушений закона.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма закреплены в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ).
В соответствии с частью 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, форма паспорта безопасности объектов водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 № 1055 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении, а также форм паспорта безопасности этих объектов (территорий) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 1467 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, формы паспорта безопасности объекта водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1467).
Согласно пункту 1 Постановления № 1467 настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения, включая вопросы их категорирования, охраны, оборудования инженерно-техническими средствами охраны, информирования об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах водоснабжения и водоотведения и реагирования на полученную информацию, контроля за выполнением настоящих требований, а также разработки паспорта безопасности объектов водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 12 Постановления № 1467 категорирование осуществляется в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, включенных в перечень объектов водоснабжения и водоотведения, подлежащих категорированию (далее - перечень объектов).
Перечень объектов формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации) на основании данных о коммунальной инфраструктуре субъекта Российской Федерации.
Перечень объектов формируется по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Перечень объектов является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 1 месяца после утверждения перечня объектов письменно уведомляет соответствующие организации, эксплуатирующие объекты водоснабжения и водоотведения, о принятом решении.
В случае ввода в эксплуатацию нового (или ликвидации существующего) объекта водоснабжения и водоотведения уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня завершения необходимых мероприятий по вводу объекта водоснабжения и водоотведения в эксплуатацию (ликвидации объекта водоснабжения и водоотведения) вносит соответствующие изменения в перечень объектов в порядке, предусмотренном для его формирования, и уведомляет об этом соответствующие организации, эксплуатирующие объекты водоснабжения и водоотведения.
Согласно подпункту «в» пункту 3 Постановления № 1467 настоящие требования не распространяются на объекты водоснабжения и водоотведения, которые не включены в сформированные в соответствии с пунктом 12 настоящих требований перечни объектов водоснабжения и водоотведения, подлежащих категорированию.
Как установлено судами, объекты проверки относятся к объектам водоснабжения.
Прокуратурой Оренбургской области проведена проверка деятельности Министерства по профилактике терроризма, а также по исполнению требований законодательства о транспортной безопасности, по результатам которой Губернатору Оренбургской области выдано представление от 05.06.2021 № 27-19-2021 (л.д. 150) об устранении нарушений, в том числе по обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства по настоящему делу.
Как следует из текста представления (абз. 6 стр. 2), прокуратурой района установлено, что в нарушение требований федерального законодательства, а также пунктов 65, 66 Требований к антитеррористической защищенности, паспорта безопасности объектов водоснабжения - Головной насосной станции, располагающейся вблизи Верхне-Кумакского водохранилища, и склада с баллонами хлора, в установленном порядке по утвержденной форме не разрабатывались, категорирование объектов не производилось.
Вместе с тем согласно Указу Губернатора Оренбургской области от 24.12.2012 № 932-ук «Об утверждении положения о министерстве строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области» за министерством закреплена функция участия в организации и осуществлении мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма.
Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области 10.10.2018 утвержден перечень объектов (учреждений), подлежащих категорированию и паспортизации, расположенных на территории Оренбургской области
Из анализа вышеуказанного перечня следует, что под номером 61 указано наименование предприятия - ООО «ТеплоЭнергоРесурс».
При этом материалами дела подтверждено, что в отношении ООО «ТеплоЭнергоРесурс» имеется паспорт безопасности от 21.11.2018 сроком действия до 21.11.2023 (л.д. 119-133).
В свою очередь в перечне отсутствуют сведения в отношении проверяемых объектов - Головная насосная станция, располагающаяся вблизи Верхне-Кумакского водохранилища, и Склад с баллонами хлора.
Доказательств включения проверенных объектов в указанный выше перечень на день вынесения оспариваемого представления не представлено.
Указом Губернатора Оренбургской области от 16.09.2021 № 476-ук Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области наделено полномочиями в сфере категорирования объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Оренбургской области, в том числе по формированию перечня объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Оренбургской области, подлежащих категорированию.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения Губернатора Оренбургской области от 11.11.2021 № 491-р (ДСП) был утвержден новый Перечень объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории Оренбургской области, подлежащих категорированию, в который включены, в том числе проверяемые объекты общества с ограниченной ответственностью «ТеплоЭнергоРесурс» с отдельным указанием их наименований.
После этого уведомлением от 01.12.2021 № 126 дсп Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области в соответствии с вышеуказанным законодательством направило в адрес заявителя выписку из перечня в части эксплуатируемых заявителем объектов для проведения мероприятий по паспортизации данных объектов.
Прокуратура указывает, что отсутствие спорных объектов в утвержденном ранее перечне является свидетельством длительного бездействия уполномоченного органа по включению Головной насосной станции и Склада баллонов хлора, и включение указанных объектов в период рассмотрения дела является подтверждением законности требований прокуратуры района.
Вместе с тем, представленные в материалы дела доказательства подтверждают, что объекты «Головная насосная станция», «склад хлора» на дату вынесения оспариваемого представления в ранее утвержденный перечень объектов водоснабжения и водоотведения, подлежащих категорированию, не были включены, следовательно, обязанность по разработке паспорта безопасности объектов водоснабжения - Головной насосной станции, располагающейся вблизи Верхие-Кумакского водохранилища и Склада с баллонами хлора, по категорированию указанных объектов возникла у заявителя лишь после получения от Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области уведомления от 01.12.2021 № 126 дсп.
Тем самым, на дату вынесения оспариваемого представления, со стороны ООО «ТеплоЭнергоРесурс» не было допущено нарушений законодательства о противодействии терроризму, обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов водоснабжения.
Кроме того, оспариваемым представлением на ООО «ТеплоЭнергоРесурс» фактически возлагается обязанность по подготовке паспорта безопасности и категорировании объектов (Головная насосная станция, склад хлора), на которые соответствующие требования ранее не распространялись, что является нарушением прав и законных интересов ООО «ТеплоЭнергоРесурс» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, основания для прекращения производства по делу отсутствуют.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.01.2022 по делу № А47-4453/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Прокуратуры Оренбургской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Жаворонков
Судьи О.Л. Гавриленко
Н.Н. Суханова