АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-4940/18
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 г. Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Гусева О. Г., Вдовина Ю. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Уральский банк реконструкции и развития» (далее – общество, банк) на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12.03.2018 по делу № А60-62347/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления
в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы
к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: банка - ФИО1 (доверенность от 13.07.2018);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы
по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - ФИО2 (доверенность от 28.12.2017).
Банк обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 11.07.2016 № 141 о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение (далее – решение инспекции).
Решением суда от 12.03.2018 (судья Гнездилова Н.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 29.05.2018 (судьи Савельева Н.М., Васева Е.Е., Васильева Е.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе банк просит названные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами положений налогового и гражданского законодательства.
Указывая на недопустимость расширительного толкования случаев, при которых налоговый орган имеет право истребовать у банка сведения, предусмотренные статьёй 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), считает, что отказ в предоставлении документов контрагента проверяемого инспекцией лица, не имеющих непосредственного отношения к деятельности налогоплательщика, без отражения в требовании конкретных обстоятельств, обуславливающих необходимость такого получения, является правомерным.
Обращает внимание кассационного суда на характер запрашиваемых сведений, относящихся к банковской тайне и подлежащих разглашению лишь в исключительных случаях. Подтверждает обоснованность заявленных доводов ссылкой на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную им в постановлении от 18.10.2011
№ 5355/11, однако ошибочно не принятую во внимание судами.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, в соответствии с поручением Инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Челябинской области от 05.04.2016
№ 10797, налоговым органом направлено требование № 3585 от 13.04.2016 о предоставлении банком документов (информации), касающихся взаимоотношений лица, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка - ООО «Торговый дом «Руда Урала» с его контрагентом
ООО «Сервисный центр».
Посчитав данное требование немотивированным, письмом от 28.04.2016 № 7078-01/48722 общество отказало инспекции в предоставлении истребуемой информации, что в свою очередь послужило основанием для вынесения последней оспариваемого решения; в соответствии с данным решением банк признан виновным в совершении налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 126 НК РФ, и привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. с учетом отягчающих обстоятельств – направление ответа на требование за пределами установленного законом 5-дневного срока.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области № 1285/17 от 11.08.2017 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что указанное решение не соответствует требованиям действующего законодательству, нарушает права и законные интересы,
банк обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводам о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта, не
нарушающего права и законные интересы банка, требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Согласно пункту 3, 4 статьи 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В силу пункта 2 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные названным Кодексом,
со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьёй 135.1 данного Кодекса, влечет взыскание штрафа
с организации в размере десяти тысяч рублей.
Правильно применив указанные выше нормы права, оценив содержание требования, направленного налоговым органом в адрес банка, суды пришли
к обоснованному выводу о том, что данное требование, имея целью выяснение конкретных обстоятельств хозяйственной деятельности контрагента проверяемого налогоплательщика, направлено обществу в рамках реализации предоставленных налоговому органу полномочий, содержит все необходимые сведения, позволяющие определить мероприятия налогового контроля и идентифицировать запрашиваемые документы, следовательно, соответствует положениям статьи 93.1 НК РФ.
При рассмотрении данного спора суды, опираясь на пункт 7 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, справедливо отметили, что возложение НК РФ на банки специальных обязанностей в связи с их особым статусом в системе безналичных расчетов не освобождает названные организации от выполнения иных обязанностей, которые предусмотрены НК
РФ для всех организаций, в том числе обязанностей, вытекающих из положений ст. 93.1 НК РФ.
С учетом изложенного, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, признав решение инспекции законным и обоснованным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов
в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.03.2018 по делу
№ А60-62347/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества «Уральский банк реконструкции и развития» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий О.Л. Гавриленко
Судьи О.Г. Гусев
Ю.В. Вдовин