ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-501/22 от 16.05.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-501/22

Екатеринбург

16 мая 2022 г.

Дело № А47-8148/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Жаворонкова Д.В..

судей   Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.

при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЗападноАбдулино» (далее - ООО «ЗападноАбдулино») на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2021 по делу № А47-8148/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

ООО «ЗападноАбдулино» - Шатилова А.С. (доверенность от 01.10.2020);

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области (далее - МИФНС № 10 по Оренбургской области, инспекция, налоговый орган) – Унашева А.А. (доверенность от 14.09.2020).

ООО «ЗападноАбдулино» 29.06.2021 обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к МИФНС № 10 по Оренбургской области о признании действий, выраженных в признании недействительной записи ГРН 2215600092376 от 27.04.2021 незаконными; обязании инспекции устранить допущенные нарушения путем исключения из ЕГРЮЛ записи ГРН 2215600092607 о признании записи ГРН 2215600092376 недействительной.

Решением суда первой инстанции от 19.10.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 29.12.2021 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит решение и постановление судов отменить, удовлетворить заявленные требования.

В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Считает, что судами неправильно применены нормы материального права, фактически на момент внесения записи об исключении общества из реестра обеспечительные меры не были приняты. В данном случае уполномоченный орган не производил исправление информации «не соответствующей сведениям, содержащимся в документах юридического лица, на основании которого внесена запись». Заинтересованное лицо выполнило совершенно иные действия: аннулировало запись, которая соответствовала сведениям, содержащимся в документах юридического лица, на основании которого внесена запись. Какие-либо данные в ЕГРЮЛ, не соответствующие сведениям в протоколе, на момент аннулирования записи отсутствовали. Таким образом, заинтересованное лицо незаконно, вопреки требованиям закона, осуществило аннулирование записи о начале ликвидации, необоснованно придав ему значение как исправлению технической ошибки.

В представленном отзыве инспекция указывает на законность принятых судебных актов, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.

         В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

        Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции  не усматривает оснований для отмены решения и постановления  судов. 

Как следует из материалов дела, в Межрайонную ИФНС № 10 по Оренбургской области 20.04.2021 обществом с ограниченной ответственностью «ЗападноАбдулино» представлены документы о ликвидации юридического лица, а именно заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица по форме № Р15016, протокол общего собрания № 1/21
от 19.04.2021, в соответствии с которыми ООО «ЗападноАбдулино» принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатора.

Инспекцией 27.04.2021, в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации принято решение о государственной регистрации принятия юридическим лицом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за ГРН 2215600092376.

27.04.2021 (вх. № 003824 от 27.04.2021) в налоговый орган
от Администрации г. Оренбурга поступило письмо о наложении обеспечительных мер по делу № А47-3071/2020 в виде запрета на совершение регистрационных действий в ЕГРЮЛ с приложением исполнительного листа от 27.04.2021 серии ФС № 034680267, выданного Арбитражным судом Оренбургской области.

В этот же день (27.04.2021) Межрайонной ИФНС № 10 по Оренбургской области принято решение № 5368Б о государственной регистрации признания внесенной в ЕГРЮЛ в отношении общества записи недействительной в связи с неверным видом регистрации, внесена запись № 1 о признании, внесенной в ЕГРЮЛ записи от 27.04.2021 ГРН 2215600092376 от 27.04.2021 недействительной в связи с неверным видом регистрации. Срок исполнения по данной записи стоял - 06.05.2021.

Не согласившись с Решением № 5368Б и записью № 1, общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы России с жалобой, по результатам рассмотрения которой принято решение об оставлении жалобы без удовлетворения.

Полагая, что указанные действия и решение нарушают права и законные интересы, общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия обеспечительных мер и возбужденного дела о банкротстве в отношении истца, ввиду чего, невозможность осуществления действий по государственной регистрации добровольной ликвидации данного юридического лица.

Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о законности и обоснованности действии инспекции в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно статье 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (п. п. 2, 3 ст. 62 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Исходя из положений статьи 63 ГК РФ, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Закона о государственной регистрации. Перечень документов, представляемых для такой регистрации, определен в пункте 1 статьи 21 названного Закона.

Согласно статье 2 Закона о государственной регистрации (№ 129-ФЗ) государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица приведены в статье 23 Закона о государственной регистрации. К таковым, в частности, относится получение регистрирующим органом в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации судебного акта или акта судебного пристава-исполнителя, содержащих запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.

В соответствии со статьей 25.1 Закона № 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права. Жалобой в целях настоящей главы признается обращение заинтересованного лица в вышестоящий территориальный регистрирующий орган (далее - вышестоящий регистрирующий орган), а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, предметом которого является обжалование решения регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.

В силу статьи 25.2 Закона № 129-ФЗ решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 25.6 Закона № 129-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, принимает одно из следующих решений: а) об отмене решения регистрирующего органа; б) об оставлении жалобы без удовлетворения.

В данном случае из материалов дела следует, что в Инспекцию 20.04.2021 нотариусом Листовой О.А. представлены документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 20 Закона № 129-ФЗ, вх. № 4844А, а именно: Заявление о государственной регистрации ликвидации юридического лица по форме № Р15016 (далее - Заявление формы № Р15016), протокол общего собрания № 1/21 от 19.04.2021, в соответствии с которыми ООО «ЗападноАбдулино» принято решение о ликвидации общества и назначении ликвидатора. В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 129-ФЗ срок принятия решения о государственной регистрации по представленному пакету документов - 27.04.2021. Инспекцией в установленный законом срок, а именно 27.04.2021 года, в связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации принято решение о государственной регистрации принятия юридическим лицом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за ГРН 2215600092376.

Однако, 27.04.2021 в Инспекцию от Администрации г. Оренбурга поступило письмо вх. № 003824 от 27.04.2021 о наложении обеспечительных мер в виде запрета на совершение регистрационных действий в ЕГРЮЛ с приложением исполнительного листа от 27.04.2021 серии ФС № 034680267, выданного Арбитражным судом Оренбургской области. В соответствии с данным исполнительным листом Инспекции запрещено вносить в ЕГРЮЛ записи, связанные с процедурой ликвидации ООО «ЗападноАбдулино».

Порядок внесения исправлений в сведения, включенные в записи ЕГРЮЛ на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки) утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2017 № 165н (далее - Порядок № 165н).

Пунктом 10 Порядка № 165н предусмотрено, что технические ошибки в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ, исправляются по решению территориальных органов Федеральной налоговой службы, на которые возложены полномочия по государственной регистрации юридических лиц, в срок не более пяти рабочих дней со дня обнаружения данным территориальным органом технической ошибки в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ.

В соответствии с пунктами 11 и 12 Порядка № 165н техническая ошибка в сведениях, включенных в записи ЕГРЮЛ, исправляется путем внесения в ЕГРЮЛ новой записи со ссылкой на запись, содержащую сведения, в которых допущена техническая ошибка.

При получении регистрирующим органом исполнительного листа от 27.04.2021 серии ФС № 034680267, выданного Арбитражным судом Оренбургской области, в день внесения спорной записи 27.04.2021, запись о процедуре ликвидации ООО «ЗападноАбдулино» за ГРН 2215600092376 признана Инспекцией недействительной, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2215600092607.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции считает, что регистрирующим органом не представлено доказательств наличия технической ошибки в представленных сведениях. Налоговый орган признал недействительной запись о процедуре ликвидации без надлежащих правовых оснований, предусмотренных Законом № 129-ФЗ.

Судами первой и апелляционной инстанции при принятии судебных актов было учтено следующее.

Согласно сведениям, содержащимся в картотеке арбитражных дел, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 16.04.2021 по делу № А47-4539/2021 в отношении ООО «ЗападноАбдулино» возбуждено производство по делу о банкротстве.

При этом в силу пункта 3 статьи 63 ГК РФ в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается.

В рассматриваемой ситуации следует отметить, что решение о ликвидации ООО «ЗападноАбдулино» участниками данного юридического лица принято 19.04.2021, то есть после возбуждения Арбитражным судом Оренбургской области производства по делу о банкротстве заявителя.

Указанное выше обстоятельство препятствовало осуществлению 27.04.2021 государственной регистрации внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии обществом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначения ликвидатора. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 06.06.1995 № 7-П, от 13.06.1996 № 14), суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Рассматривая спорную ситуацию и отменив обжалуемый акт, суд кассационной инстанции тем самым формально признает запись о процедуре ликвидации ООО «ЗападноАбдулино» действительной при неправомерности  внесения ее в  ЕГРЮЛ, что будет противоречить общим принципам правосудия.

       С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления судов и удовлетворения кассационной жалобы.

       Руководствуясь ст. 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.10.2021 по делу  
№ А47-8148/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по тому же делу
оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЗападноАбдулино» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               Д.В. Жаворонков

Судьи                                                                            О.Л. Гавриленко

Е.А. Кравцова