ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-5106/22 от 03.10.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5106/22

Екатеринбург

03 октября 2022 г.

Дело № А34-16153/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Тороповой М.В.,

судей Сулейменовой Т.В., Краснобаевой И.А.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Курганский индустриальный парк» на решение  Арбитражного суда Курганской области от 09.03.2022 по делу
№ А34-16153/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по тому же делу.

Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Курганской области.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители:

Департамента экономического развития Курганской области -
Ткаченко А.А. (доверенность от 03.12.2021);

общества с ограниченной ответственностью «Курганский индустриальный парк» - Карачков Д.В. (доверенность от 01.02.2021).

Департамент экономического развития Курганской области (далее –департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Курганский индустриальный парк» (далее – общество «Курганский индустриальный парк») о взыскании штрафа по договору о предоставлении из областного и федерального бюджетов субсидии на финансовое обеспечение затрат на реализацию проекта развития организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – частного промышленного парка от 23.12.2019 № 13919Р2Н000432190498/93 в сумме
3 330 729 руб. 12 коп.

Решением суда первой инстанции от 09.03.2022  исковые требования удовлетворены частично, с общества «Курганский индустриальный парк» в пользу департамента взыскан штраф в размере 1 000 000 руб.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.06.2022  решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество «Курганский индустриальный парк»  просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное  применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Заявитель полагает, что истцом начислен штраф по обязательству, ответственность за нарушение которого договором не предусмотрена. По мнению заявителя, исходя из буквального толкования положений пункта 4.1.9 договора
от 23.12.2019 № 13919Р2Н000432190498/93, применение штрафных санкций возможно только лишь в случае недостижения общего оборота резидентов как такового, а не за не достижение показателя в установленный срок, за нарушение сроков достижения показателей результативности ответственность получателя субсидии не предусмотрена. Полагает, что вопреки статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) истец незаконно привлек ответчика к ответственности за нарушение сроков, в то время как норма договора позволяет штрафовать исключительно за событие, которое не наступило по вине ответчика.

 Также, по мнению заявителя, суды оставили без должной правовой оценки довод о заведомой неисполнимости условия договора, за неисполнение которого предусмотрен штраф. Заявитель поясняет, что, поскольку заключенный договор является договором присоединения, ответчик был лишен возможности влиять на порядок установления штрафных санкций за недостижение события (показателя результативности), наступление которого от общества «Курганский индустриальный парк» не зависит, условие договора о достижении показателя результативности является явно обременительным и неисполнимым для ответчика, в связи с чем, и с учетом положений пунктов 1, 2 статьи 428 ГК РФ, правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017, в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 не может быть применимо к ответчику.

В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанций без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что между департаментом и обществом «Курганский индустриальный парк» (получатель) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), Законом Курганской области от 27.12.2018 № 163
«Об областном бюджете на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 г.», постановлением Правительства Курганской области от 14.10.2013 № 505
«О государственной программе Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области», соглашением о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъекте Российской Федерации от 13.02.2019 № 139-09-2019-235, протоколом заседания комиссии по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, для оказания поддержки
от 24.12.2019 № 5, был заключен договор о предоставлении из областного и федерального бюджетов субсидии на финансовое обеспечение затрат на реализацию проекта развития организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства – частного промышленного парка от 23.12.2019 № 13919Р2Н000432190498/93, согласно пункту 1.1 которого предметом договора является предоставление из областного и федерального бюджетов субсидии на финансовое обеспечение затрат на реализацию проекта развития организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства — частного промышленного парка (далее – субсидия).

В силу пункта 2.1 договора субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведёнными департаменту как получателю средств областного и федерального бюджетов, на цели, указанные в разделе 1 договора, в 2019 г. в размере 255 102 040 руб. 82 коп.: за счет областного бюджета в рамках софинансирования с федеральным бюджетом
5 102 040 руб. 82 коп.; за счет федерального бюджета 250 000 000 руб.

На основании пунктов 4.1.5, 4.1.6 договора департамент обязуется устанавливать конкретные значения результативности в приложении № 3 к договору и осуществлять оценку достижения получателем, установленных значений показателей результативности на основании отчета, предоставляемого получателем по форме, установленной в приложении № 4 к договору.

Согласно пункту 4.1.9 договора департамент обязуется в случае, если получателем не достигнуты значения показателей результативности, установленных Правилами предоставления субсидии, применять штрафные санкции, рассчитываемые по форме, установленной в приложении № 6 к договору, являющейся неотъемлемой частью договора, с обязательным уведомлением получателя в течение 7 рабочих дней с даты принятия указанного решения.

В соответствии с пунктом 4.3.6 договора получатель обязуется обеспечивать достижение конкретных значений показателей результативности, установленных Правилами предоставления субсидии.

В силу пункта 4.3.7 договора получатель обязуется предоставлять в департамент: - отчёт об осуществлении расходов получателем, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в соответствии с подпунктом «а» пункта 4.1.7.1 договора, до 5 числа месяца, следующего за отчётным месяцем (пункт 4.3.7.1 договора); - отчёт о достижении значений показателей результативности в соответствии с пунктом 4.1.6 договора не позднее 5 рабочего дня, следующего за отчётным годом, с последующим предоставлением в срок до 1 апреля 2020 года копий документов, подтверждающих достижение значений показателей результативности предоставления субсидии (пункт 4.3.7.2 договора).

В соответствии с пунктом 4.3.10 договора получатель обязуется возвращать в областной бюджет средства в размере, определённом по форме в соответствии с приложением № 6 к договору, являющимся неотъемлемой частью договора, в случае принятия Департаментом решения о применении к получателю штрафных санкций в соответствии с пунктом 4.1.9 договора, в срок, установленный департаментом в уведомлении о применении штрафных санкций.

Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Показатели результативности установлены в приложении № 3 к договору в редакции приложения № 2 к дополнительному соглашению от 25.12.2020
№ 1.

В качестве показателей результативности установлены: 1) количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей) субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими государственную поддержку, нарастающим итогом — 256 единиц; 2) количество субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, получивших поддержку, нарастающим итогом – 13 единиц; 3) общий оборот резидентов Курганского индустриального парка – 1 300 млн. руб.; 4) объем налоговых платежей резидентов и управляющей компании – 140 млн. рублей; 4) процент заполнения площадей на 1 января каждого года – 60 %; 5) объем инвестиций, вложенных резидентами и управляющей компанией в основной капитал –
235 млн. рублей.

Срок достижения указанных показателей результативности определен – 31.03.2021.

Департамент направил в адрес общества «Курганский индустриальный парк» уведомление о проведении внеплановой выездной проверки
от 02.04.2021  исх. № 12-01614/21.

В рамках предоставленных полномочий, в соответствии с приказом департамента от 20.04.2021 № 93 - ОД «О проведении внеплановой выездной проверки» на основании поручения заместителя Губернатора Курганской области по экономической политике департаментом в отношении общества «Курганский индустриальный парк» проведена внеплановая выездная проверка. Цель проверки - осуществление контроля за соблюдением обществом порядка, целей и условий предоставления субсидии установленных Правилами предоставления субсидии и договором, в части достижения показателей результативности.

Согласно акту внеплановой выездной проверки общества «Курганский индустриальный парк» от 21.05.2021 в ходе проведения проверки установлено, что по состоянию на 01.04.2020 значение показателя результативности «Общий оборот резидентов Курганского индустриального парка» соответствует значению, указанному в представленном обществом отчете на 01.04.2020, но не достигло установленного договором значения (1 300 млн.) и составило
1 105 млн. руб., значение показателя результативности «Общий оборот резидентов Курганский индустриальный парк» не достигло установленного договором значения.

По результатам проверки департаментом принято решение о применении к ответчику санкций, предусмотренных в договоре, в размере
3 330 729 руб. 12 коп.

Департамент вручил нарочно ответчику акт проверки от 21.05.2021 и уведомление о применении штрафных санкций от 26.05.2021
 исх. № 12- 02513/21.

Ответчиком обязательства по возврату средств в областной бюджет не исполнены.

Ссылаясь на наличие оснований для применения мер ответственности по договору за недостижение показателя результативности предоставления субсидии, департамент обратился в арбитражный суд.

Частично удовлетворяя требования департамента, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

 Согласно пункту 14 Порядка определения объема и предоставления некоммерческим организациям из областного бюджета субсидий на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, являющегося приложением 1 к государственной программе Курганской области «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области», утверждённой постановлением Правительства Курганской области
от 14.10.2013 № 505 (далее – Порядок), предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии (далее – соглашение), заключаемого департаментом с Организацией инфраструктуры.

Соглашение, а также дополнительные соглашения оформляются в соответствии с типовой формой, установленной Финансовым управлением Курганской области.

Соглашение заключается в течение 7 рабочих дней со дня принятия Департаментом решения о предоставлении субсидии.

В силу пункта 15 Порядка при возникновении необходимости внесения изменений в соглашение для корректировки результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, срока действия соглашения, перераспределения денежных средств между статьями сметы расходов (без увеличения общей суммы субсидии) Организация инфраструктуры направляет письменное уведомление в Департамент с обоснованием необходимости внесения изменений в соглашение в срок не позднее чем за 15 рабочих дней до окончания срока действия соглашения.

Уведомление Организации инфраструктуры о необходимости внесения изменений в соглашение рассматривается департаментом в срок не позднее
5 рабочих дней со дня его регистрации.

Департамент осуществляет выездные проверки соблюдения Организацией инфраструктуры условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения Организации инфраструктуры.

В ходе выездной проверки проводятся контрольные действия по фактическому изучению документов об использовании субсидий и фактического наличия поставленных товаров, выполненных работ, услуг.

Результаты выездной проверки оформляются актом в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня окончания выездной проверки.

Акт выездной проверки подписывается руководителем контрольной группы департамента.

Акт выездной проверки в течение 3 рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю Организации инфраструктуры (пункт 19 Порядка).

Согласно пункту 25 Порядка в случае нарушения Организацией инфраструктуры условий, целей и порядка предоставления субсидий департамент не позднее 10 рабочих дней после подписания акта выездной проверки направляет Организации инфраструктуры уведомление о возврате субсидии.

В случае нарушения Организацией инфраструктуры условий, целей и порядка предоставления субсидии Организация инфраструктуры обязана возвратить в областной бюджет предоставленную субсидию в полном объеме.

В случае нарушения Организацией инфраструктуры условий предоставления субсидии, указанных в абзаце восьмом пункта 11 Порядка (достижение результатов предоставления субсидии и выполнение показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии (при установлении таких показателей), Организация инфраструктуры обязана возвратить в областной бюджет предоставленную субсидию в части (объеме) выявленных нарушений недостижения результатов предоставления субсидии, предусмотренных соглашением.

Организация инфраструктуры в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного уведомления производит возврат денежных средств в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате субсидии. В случае невозврата субсидии взыскание средств с Организации инфраструктуры производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что в качестве показателя результативности был установлен, в том числе общий оборот резидентов Курганского индустриального парка –
1 300 млн. руб., со сроком на который запланировано достижение показателя (с учетом продления такого срока дополнительным соглашением) – 31.03.2021.

Исследовав и оценив порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт внеплановой выездной проверки общества «Курганский индустриальный парк» от 21.05.2021, выявив, что значение показателя результативности «Общий оборот резидентов Курганский индустриальный парк» к указанному сроку не достигло установленного договором значения, с учетом отсутствия данных о том, что в порядке реализации пункта 15 Порядка стороны внесли изменения в соглашение для корректировки результатов предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, срока действия соглашения, руководствуясь положениями части 3.1 статьи 78 БК РФ, а также условиями пунктов 4.1.9, 4.3.6, 4.3.10 договора, суды пришли к выводу о правомерности решения департамента о применении к ответчику штрафных санкций в виде возврата части суммы субсидии в размере
3 330 729 руб. 12 коп., рассчитанном по формуле в соответствии с приложением № 6 к договору.

Учитывая заявление ответчика о снижении размера начисленного учреждением штрафа в порядке статьи 333 ГК РФ,  и принимая во внимание то обстоятельство, что на 01.10.2021 показатель результативности все же был достигнут ответчиком, оценив соразмерность заявленной суммы штрафа и возможные финансовые последствия для каждой из сторон, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для снижения суммы штрафа до 1 000 000 руб.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 78 БК РФ, Порядка, статьи 333 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций, обоснованно удовлетворили исковые требования учреждения о взыскании с общества «Курганский индустриальный парк» штрафа по договору
от 23.12.2019 № 13919Р2Н000432190498/93 в сумме 1 000 000 руб.

Довод общества «Курганский индустриальный парк», изложенный в кассационной жалобе  о том, что, исходя из буквального толкования положений пункта 4.1.9. договора от 23.12.2019 № 13919Р2Н000432190498/93, применение штрафных санкций возможно только в случае недостижения общего оборота резидентов, а не за не достижение показателя в установленный срок, что за нарушение сроков достижения показателей результативности ответственность получателя субсидии не предусмотрена, рассмотрен и обоснованно отклонен судами как противоречащий условиям договора о срочности его действия и показателях результативности, которые должны быть  достигнуты в установленный срок.

Довод общества «Курганский индустриальный парк», изложенный в кассационной жалобе, о том, что условие договора о достижении показателя результативности является явно обременительным и неисполнимым для ответчика, в связи с чем и с учетом положений пунктов 1, 2 статьи 428 ГК РФ, правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017, в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 не подлежит применению, отклоняется судом кассационной инстанции как основанный на неверном толковании норм материального права. Положения указанных норм не могут быть применены к спорным правоотношениям, учитывая, что отношения, регулируемые соглашением о предоставлении стимулирующих выплат, не являются эквивалентно-возмездными. Безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны, среди прочего, определять категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления и возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок и условия осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, включение указанных условий в соглашение о предоставление стимулирующих субсидий не может рассматриваться в качестве обременительных и несправедливых.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе,  не свидетельствуют о нарушении судами норм права,  по существу, направлены на переоценку доказательств и установленных на их основании фактических обстоятельств дела.

 Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение  Арбитражного суда Курганской области от 09.03.2022 по делу
№ А34-16153/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Курганский индустриальный парк»  – без удовлетворения.

  Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                               М.В. Торопова

Судьи                                                                            Т.В. Сулейменова

И.А. Краснобаева