66671391458120
арбитражный суд уральского округа
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-5181/23
31 августа 2023 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2023 г. Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тихоновского Ф.И.,
судей Шавейниковой О.Э., Оденцовой Ю.А. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 20.02.2023 по делу № А50-24268/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения
кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично,
путем размещения информации о времени и месте судебного заседания
на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества «МРСК Урала» (в настоящее время - общество «Россети
Урал») - ФИО1 (доверенность от 20.12.2022);
общества «Электросетевой комплекс» - ФИО2 (доверенность
от 06.06.2022);
общества «Краевая сетевая компания» - ФИО2 (директор).
Заместитель прокурора Пермского края в интересах муниципального образования «Губахинский муниципальный округ Пермского края» (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к Администрации Губахинского городского округа Пермского края (далее - Администрация), акционерному обществу «Электросетевой комплекс» (далее - общество «Электросетевой комплекс») и обществу с ограниченной ответственностью «Краевая сетевая компания» (далее - общество «Краевая сетевая компания»), в котором после уточнений требований, принятых судов в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил:
1.признать недействительной (ничтожной) сделку по передаче
муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал общества
«Электросетевой комплекс», оформленную договором о создании общества
от 21.01.2022, актом приема-передачи имущества от 28.02.2022, и применить
последствия ее недействительности, обязав общество «Электросетевой
комплекс» возвратить в муниципальную собственность Губахинского
муниципального округа имущество, поименованное в акте приема-передачи
имущества от 28.02.2022;
2.признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи акций общества «Электросетевой комплекс», заключенный между муниципальным образованием Губахинский городской округ Пермского края в лице Администрации и обществом «Электросетевой комплекс» от 16.05.2022, и применить последствия его недействительности, обязав муниципальное образование Губахинский муниципальный округ Пермского края в лице Администрации возвратить обществу «Электросетевой комплекс» денежные средства в сумме 25 019 022 руб., полученные в счет продажи акций;
3.признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи акций общества «Электросетевой комплекс», заключенный между муниципальным образованием Губахинский городской округ Пермского края в лице Администрации и обществом «Краевая сетевая компания» от 16.05.2022, и применить последствия его недействительности, обязав муниципальное образование Губахинский муниципальный округ Пермского края в лице Администрации возвратить обществу «Краевая сетевая компания» денежные средства в сумме 35 167 300 руб., полученные в счет продажи акций.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, акционерное общество ВТБ Регистратор, открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (переименовано в «Россети Урал»).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.02.2023, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и материалам дела, просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы Администрация приводит доводы о том, что, вопреки выводам судов, в постановлении Администрации от 18.03.2022 № 261 содержится указание на инвестиционные и эксплуатационные условия, отмечает, что инвестиционные обязательства также предусмотрены учредительными документами общества. Заявитель жалобы полагает, что положения Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) не применимы в рассматриваемом случае, подлежат применению положения Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об акционерных обществах), поскольку последний является специальным. Администрация приводит доводы о том, что в рассматриваемом случае истец фактически просит признать недействительным договор о создании общества, при этом последствия недействительности сделки влекут нарушение корпоративных прав Муниципального образования. Заявитель жалобы указывает, что само по себе не соответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.
Общество «Россети Урал» и Прокуратура Пермского края в отзывах на кассационную жалобу по доводам ответчика возражают, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу -без удовлетворения.
Обществом «Россети Урал» представлено ходатайство о приобщении дополнительных доказательств. Поступившее ходатайство судом округа отклонено в связи с отсутствием у кассационного суда полномочий по сбору и оценке дополнительных доказательств. Дополнительно представленные документы фактическому возврату не подлежат, поскольку направлены в электронном виде.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов заявителя кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.02.2021 решением Думы Губахинского городского округа Пермского края № 290 утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества Губахинского городского округа на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов. Согласно приложению к данному решению, в план приватизации включен электросетевой комплекс, находящийся в составе муниципальной казны; избран способ приватизации путем продажи на конкурсе.
Решением Думы Губахинского городского округа Пермского края от 29.09.2021 № 341 внесены изменения в прогнозный план приватизации муниципального имущества Губахинского городского округа на 2021 и на плановый период 2022 и 2023 годов; приложение к прогнозному плану приватизации изложено в новой редакции, конкретизировано недвижимое имущество, подлежащее приватизации.
Общество «Краевая сетевая компания» 08.12.2021 направило в адрес Администрации предложение о создании совместно с администрацией акционерного общества по обслуживанию электрических сетей.
Администрацией 21.01.2022 принято постановление № 39 об условиях приватизации муниципального имущества Губахинского городского округа посредством внесения в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества «Электросетевой комплекс».
Согласно условиям названного постановления, приватизации подлежит имущество рыночной стоимостью 122 500 000 руб. в порядке оплаты обыкновенных акций общества «Электросетевой комплекс» (пункт 1); в муниципальную собственность поступает 1 225 обыкновенных акций общества «Электросетевой комплекс» (номинальной стоимостью 100 000 руб. одна акция), что составляет 49% уставного капитала общества (пункт 2).
Пунктом 5.2 постановления установлена обязанность произвести передачу имущества до 28.02.2022.
Между муниципальным образованием «Губахинский городской округ Пермского края» в лице Администрации и обществом «Краевая сетевая компания» 21.01.2022 заключен договор о создании общества «Электросетевой комплекс».
Согласно пункту 1.2 указанного договора муниципальное образование «Губахинский городской округ Пермского края» в лице Администрации обязалось передать в качестве вклада в уставный капитал общества «Электросетевой комплекс» недвижимое имущество (объекты электросетевого хозяйства), указанное в приложении к договору.
Общество «Краевая сетевая компания» приняло обязательство по внесению в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества 127 500 000 руб. (пункт 1.2.2 указанного договора).
В соответствии с пунктом 5.3. указанного договора при учреждении общества акции распределяются между учредителями общества в следующем соотношении: 49% уставного капитала приобретает муниципальное образование «Губахинский городской округ Пермского края» (1 225 обыкновенных акций), а 51% уставного капитала - общество «Краевая сетевая компания» (1 275 обыкновенных акций).
21.01.2022 проведено собрание учредителей общества «Электросетевой комплекс», на котором, в том числе, учреждено общество, утвержден его Устав, утверждено решение о выпуске и регистрации акций.
Общество «Электросетевой комплекс» зарегистрировано в качестве юридического лица 08.02.2022.
Во исполнение обязательства по передаче муниципального имущества в уставный капитал общества «Электросетевой комплекс» согласно акту приема-передачи от 28.02.2022 муниципальным образованием Губахинский городской округ Пермского края в лице Администрации передано, а обществом «Электросетевой комплекс» приняты объекты электросетевого хозяйства с кадастровыми номерами: 59:05:0000000:2280, 59:05:0000000:2318, 59:05:0000000:2232, 59:05:0000000:2231, 59:05:0000000:1916, 59:05:0000000:2279, 59:05:0601001:81, 59:05:0000000:1958, 59:05:0101017:241, 59:05:0101017:242,
59:05:0101017:535, 59:05:0000000:2726, 59:05:0101017:693, 59:05:0000000:1910, 59:05:1219010:28, 59:05:0000000:1764, 59:05:0000000:877, 59:05:0105011:108, 59:05:0000000:2374, 59:05:0105008:731, 59:05:0105008:732, 59:05:0000000:2375, 59:05:0105007:1147, 59:05:0105007:1148, 59:05:0105005:534, 59:05:0105007:1149,
59:05:0105005:535, 59:05:0105005:536, 59:05:0105004:542, 59:05:0105006:408; 101 земельный участок, находящиеся на территории Губахинского муниципального округа.
Администрацией 18.03.2022 принято постановление № 261 о внесении изменений в постановление от 21.01.2022 № 39, которым пункт 3 указанного постановления дополнен положениями об установлении ограничений (обременений) имущества в виде инвестиционных и эксплуатационных обязательств.
Постановлением Администрации от 13.04.2022 № 386 обыкновенные акции общества «Электросетевой комплекс» в количестве 1 225 включены в состав муниципального имущества, а имущество (объекты электросетевого хозяйства), переданное в уставный капитал общества «Электросетевой комплекс», исключено из реестра муниципального имущества.
Решением Думы Губахинского городского округа Пермского края от 28.04.2022 № 419 в прогнозный план приватизации муниципального имущества внесено изменение; 1 225 обыкновенных акций общества «Электросетевой комплекс» включены в план приватизации и в отношении данного имущества был избран способ приватизации в виде продажи на специализированном аукционе.
Общество «Электросетевой комплекс» 28.04.2022 направило в адрес Администрации уведомление о выкупе 599 обыкновенных акций общества по цене 100 478 руб. за акцию.
Между муниципальным образованием «Губахинский городской округ Пермского края» в лице Администрации (продавец) и обществом «Электросетевой комплекс» (покупатель) 16.05.2022 заключен договор купли-продажи акций общества «Электросетевой комплекс», в соответствии с которым продавец обязуется передать право собственности на 249 обыкновенных акций общества «Электросетевой комплекс», а покупатель обязался оплатить акции по цене 25 019 022 руб.
Цена акций оплачена покупателем, в подтверждение чего представлено платежное поручение.
Между муниципальным образованием «Губахинский городской округ Пермского края» в лице Администрации (продавец) и обществом «Краевая сетевая компания» (покупатель) 16.05.2022 заключен договор купли-продажи акций общества «Электросетевой комплекс». в соответствии с которым продавец обязуется передать право собственности на 350 обыкновенных акций общества «Электросетевой комплекс», а покупатель обязался оплатить их по цене 35 167 300 руб.
Цена акций оплачена покупателем, в подтверждение чего представлено платежное поручение.
Полагая, что сделки по внесению в уставный капитал общества «Электросетевой комплекс» муниципального имущества, а также по последующему отчуждению акций общества «Электросетевой комплекс» заключены с нарушением требований закона и привели к нарушению интересов муниципального образования «Губахинский муниципальный округ Пермского края», Прокуратура Пермского края обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона о приватизации под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона о приватизации, приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Способы приватизации государственного и муниципального имущества перечислены в пункте 1 статьи 13 Закона о приватизации:
Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем регламентированы специальной нормой - статьей 30.1 Закона о приватизации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Закона о приватизации условием эксплуатационных обязательств в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества является обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Условия инвестиционных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства определяются утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» инвестиционной программой субъекта электроэнергетики (подпункт 1 пункта 4 статьи 30.1 Закона о приватизации).
На основании пункта 8 статьи 30.1 Закона о приватизации условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с настоящей статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в:
1) договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи;
2) договор купли-продажи акций в случае, если объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем приватизируются путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества.
Согласно пункту 9 статьи 30.1 Закона о приватизации государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности на указанное в пункте 1 настоящей статьи имущество в виде инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности на данное имущество.
В соответствии с пунктом 10 статьи 30.1 Закона о приватизации исполнение условий инвестиционных обязательств осуществляется в соответствии с инвестиционными программами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в сфере теплоснабжения.
Инвестиционные обязательства и (или) эксплуатационные обязательства в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества сохраняются в случае перехода права собственности на него к другому лицу (пункт 13 статьи 30.1 Закона о приватизации).
Исходя из анализа указанных правовых норм в их совокупности и взаимосвязи, предусмотрена возможность приватизации только объектов электросетевого хозяйства, в отношении которых уже утверждены инвестиционные программы, при этом условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств подлежат обязательному включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества, а также в качестве существенных условий в соответствующие договоры купли-продажи.
С учетом изложенного, подлежат проверке обстоятельства того, утверждались ли в установленном порядке условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств в отношении спорных объектов электросетевого хозяйства при приватизации в установленном законодательством порядке инвестиционной программой, сохранены ли инвестиционные обязательства и (или) эксплуатационные обязательства в отношении спорного имущества при заключении договора о создании общества «Электросетевой комплекс» от 21.01.2022.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно пункту 2 той же статьи сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что приватизация электросетевого имущества осуществлена с существенными нарушениями положений статьи 30.1 Закона о приватизации, поскольку в отношении электросетевого комплекса условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств не утверждались и в состав решения о приватизации и соответствующий договор указанные условия не включались.
Возражения ответчиков об обратном, мотивированные тем, что указанные условия содержались в постановлении Администрации от 18. 03.2022 № 261, а также посредством включения в устав общества «Электросетевой комплекс» пунктов 4.2 и 4.3 о принятии на себя акционерами солидарного обязательства по инвестированию в электросетевой комплекс, отклонены судами ввиду того, что из названных положений не следует установление в отношении спорного муниципального имущества ни инвестиционных, ни эксплуатационных обязательств в содержании, императивно придаваемом им статьей 30.1 Закона о приватизации, не содержат в себе названные положения и конкретные услови инвестиционных и эксплуатационных обязательств в отношении спорного имущества, а также ссылки на утвержденную инвестиционную программу. Кроме того, суды указали, что Закон о приватизации не допускает разработку и утверждение инвестиционных обязательств после проведения процедуры приватизации; сведения об указании в выписках из ЕГРН на наличие прочих ограничений и обременений не признано обстоятельством, подтверждающим приватизацию имущества с обременением инвестиционным обязательством, а также соблюдение порядка приватизации объектов электросетевого хозяйства.
Доводы ответчиков об отсутствии оснований для признания недействительной (ничтожной) сделки по приватизации муниципального имущества, оформленной договором о создании общества от 21.01.2022 и актом приема-передачи имущества от 28.02.2022, отклонены судами как основанные на неверном толковании права, поскольку в силу положений статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, соответственно, сделка по приватизации имущества - спорного электросетевого комплекса, может быть оформлена в виде указанных документов, а значит, может быть оспорена в установленном порядке.
Довод о том, что положения Закона о приватизации не применимы в рассматриваемом случае, а подлежат применению положения Закона об акционерных обществах, поскольку последние является специальными, отклонены судами в силу того, что имущество внесено в уставный капитал в рамках приватизации, соответственно, Закон о приватизации является в данном случае специальными.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования о признании недействительными (ничтожными) сделок по передаче муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал общества «Электросетевой комплекс» и последующих сделок по продаже акций общества «Электросетевой комплекс», суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемые сделки совершены в нарушение требований Закона о приватизации и затрагивают публичные интересы, поскольку повлекли отчуждение муниципального имущества, то есть квалифицированы судами в качестве ничтожных.
Суд округа считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы судом кассационной инстанции изучены и отклонены, поскольку не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и могли повлиять на законность судебного акта либо опровергнуть выводы судов. Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 20.02.2023 по делу № А50-24268/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПредседательствующийФ.И. Тихоновский
СудьиО.Э. Шавейникова
Ю.А. Оденцова