ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф09-5467/22 от 31.08.2022 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075 

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-5467/22

Екатеринбург

02 сентября 2022 г.

Дело № А07-20593/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2022 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2022 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Купреенкова В. А.,

судей Суспициной Л.А., Полуяктова А.С.,

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Рустал» (далее – общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2022 по делу № А07-20593/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

Обществом заявлено ходатайство об участии в онлайн-заседании, которое удовлетворено судом, представитель общества явился в здание суда кассационной инстанции. Судебное заседание проведено в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании принял участие представитель общества – Беляев А.А. (доверенность от 05.07.2022).

Общество обратилось в Арбитражный  суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению государственной  регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета от 07.06.2021 №КУВД-001/2021-21542632, от 19.07.2021 №КУВД-001/2021-28117945; обязании Управления Росреестра  осуществить государственный кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером  02:26:160101:456 на «ведение садоводства».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Администрация сельского поселения Турбаслинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Иглинский района Республики Башкортостан.

         Решением суда от 25.02.2022  в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы отмечает, что земельный  участок с кадастровым номером 02:26:160101:456 не относится к  сельскохозяйственным угодьям, о чем заявителем представлены доказательства. Общество полагает также, что управлением  данное обстоятельство не доказано.

В отзыве на кассационную жалобу управление Росреестра просит оставить судебные без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

При рассмотрении спора судами установлено, что общество является правообладателем земельного участка, расположенного на территории Иглинского район РБ, категории  сельскохозяйственного назначения: - кадастровый номер 02:26:160101:456, площадь 500 000 кв. м (собственность), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения,  разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес:  Республика Башкортостан, Иглинский район, с/с Турбаслинский.

Принадлежность данного земельного участка заявителю как  правопреемнику ООО «Рустал-Недвижимость» подтверждается выпиской из  ЕГРН, договором аренды, договором о передаче прав и обязанностей.

12.10.2018 в Турбаслинском сельсовете проведены публичные слушания. Повестка дня: по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «для дачного строительства» с кадастровым номером 02:26:160101:456 в Иглинском районе РБ.

В ходе проведения публичных слушаний глава сельского поселения  Кадырбаев Б.Х. пояснил, что он, как представитель граждан ДНТ «Шамонин»,  просит предоставить условно разрешенный вид использования земельного  участка «для дачного строительства» с кадастровым номером 02:26:160101:456  в Иглинском районе РБ. «За» указанное предложение проголосовали все  участники публичных слушаний.

В последующем заявитель подготовил проект «Корректировка генерального плана сельского поселения Турбаслинский сельсовет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан» и получил его согласование в  ряде органов государственной власти.

28.05.2021 общество в лице Воробьевой Е.Ю., действующей по  доверенности, обратилось через РГАУ МФЦ с заявлением, адресованным  Управлению, о ГКУ изменения характеристики земельного участка с  кадастровым номером 02:26:160101:456 на «дачные товарищества» с  приложением доверенности и информационных писем, о чем 28.05.2021 в книгу учета входящих документов внесена запись № КУВД-001/2021-21542632.

По результатам проведенной правовой экспертизы представленных  документов в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), государственным регистратором осуществление учетных действий приостановлено до 07.09.2021 на основании пункта 5 части 1 статьи

26 Закона о регистрации, о чем 07.06.2021 заявителю сформировано соответствующее уведомление № КУВД-001/2021-21542632/1.

09.07.2021 общество в лице Воробьевой Е.Ю., действующей по  доверенности, обратилось через РГАУ МФЦ с заявлением, адресованным  Управлению, о ГКУ изменения характеристики земельного участка с кадастровым номером на «ведение садоводства», с приложением доверенности  и писем, о чем 09.07.2021 в книгу учета входящих документов внесена запись  № КУВД-001/2021-28117945.

По результатам проведенной правовой экспертизы представленных  документов в соответствии со статьей 29 Закона о регистрации,  осуществление учетных действий приостановлено до 19.10.2021 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, о чем 19.07.2021 заявителю сформировано соответствующее уведомление № КУВД-001/2021- 28117945/1.

Полагая, что уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из следующего.

Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В пункте 2 названной нормы права предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу пунктов 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет  особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (подпункты 1 и 4).

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет  градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных

образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом  Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (вопрос 5), для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.

Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства.

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпункте 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе ответ филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Республике Башкортостан от 23.06.2021 № 21-Исх/06416 с представлением схемы расположения границ земельного участка с кадастровым номером 02:26:160101:456, письмо Администрации МР Иглинский район РБ от 06.07.2021 № 01-24-3313/13; принимая во внимание, что спорный земельный участок образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 02:26:000000:151, который предоставлен гражданам, имеющим право на получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения, на праве общей долевой собственности суды установили, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:26:160101:456 относится к сельскохозяйственным угодьям.

Доказательства исключения земельного участка из состава сельхозугодий материалы дела не содержат.

Исходя из предусмотренных земельным законодательством особенностей использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, что в настоящем означает невозможность изменения вида разрешенного использования таких земельных участков, суды пришли к правильному выводу о том, что уведомления Управления Росреестра от 07.06.2021 №КУВД-001/2021-21542632, от 19.07.2021 № КУВД-001/2021-28117945 о приостановлении государственного кадастрового учета изменения характеристики земельного участка с кадастровым номером 02:26:160101:456 с «сельскохозяйственного производства» на «дачные товарищества»,  на «ведение садоводства» являются законными и обоснованными.

С учетом изложенного, учитывая, что заявителем не доказано наличие совокупности обстоятельств, необходимых для признания оспариваемых уведомлений незаконными, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.

Заявленные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию общества при рассмотрении дела в суде первой инстанции и при апелляционном обжаловании решения суда по настоящему делу, рассмотрены судами первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорный земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, направлен на переоценку доказательств и установленных на их основании обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов».

Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 статьи 4.1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Доказательств включения спорного земельного участка в границы населенного пункта и соответствующего изменения категории указанных земельных участков материалы дела не содержат.

Таких обстоятельств судами не установлено.

При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.02.2022 по делу № А07-20593/2021 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Рустал» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий                                             В.А. Купреенков                                      

Судьи                                                                          Л.А.Суспицина                                

                                                                             А.С.Полуяктов